Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Исторія Курскаго Знаменскаго монастыря.

Выше уже было сказано, что курскій городской монастырь былъ начатъ постройкой, соизволеніемъ царя Михаила Ѳеодоровича, въ 1613 году и оконченъ въ 1615 г. Въ 1618 году въ его главный храмъ была поставлена Курская Чудотворная Икона, возвращенная, по усиленной просьбѣ курянъ, изъ Москвы. Въ монастырѣ успѣли уже къ тому времени выстроить два деревянныхъ храма: главный — въ честь Рождества Пресвятой Богородицы и второй — въ память препод. Михаила Малеина, ангела царя Михаила Ѳеодоровича, съ придѣломъ въ память соловецкихъ чудотворцевъ препп. Зосимы и Савватія.

По перенесеніи Чудотворной Иконы, монастырь сталъ мѣстомъ постояннаго большого стеченія народнаго, началъ быстро расти, сдѣлался главой курскихъ монастырей и получилъ наименованіе большого монастыря. Къ нему были причислены Троицкій и Божедомскій курскіе монастыри и подчинены Коренная и Ильпиновская пустыни.

Въ 1631 г. монастырь былъ зажженъ молніей и сгорѣлъ до тла. Не успѣлъ онъ оправиться, какъ въ 1634 г. былъ разоренъ поляками. Приписанныя къ монастырю слободы Троицкаго и Божедомскаго монастырей поляки сожгли, а жителей ихъ съ женами и дѣтьми увели въ плѣнъ. Послѣ ухода поляковъ уцѣлѣвшая братія, во главѣ со строителемъ Варлаамомъ, немедленно принялась за возстановленіе обители. Только что отстроились — новое бѣдствіе: троекратное нашествіе крымскихъ татаръ. Это случилось въ 1643 г. Татары въ этомъ году трижды приходили въ Курскъ и стояли кошами въ самомъ монастырѣ, около него и въ уѣздѣ. При уходѣ въ послѣдній разъ не только начисто сожгли всѣ строенія въ монастырѣ и увели въ неволю всѣхъ, кто только попался имъ въ руки, но сожгли или потравили и потоптали весь хлѣбъ на корню, все сѣно, такъ что оставили послѣ себя голую пустыню. Но ни полякамъ, ни татарамъ не удалось уничтожить главную святыню Курскаго края — Чудотворный Образъ Знаменія Божіей Матери. Оба раза она была чудесно спасена иноками, и укрывалась въ потаенномъ надежномъ мѣстѣ. Она-то и привлекла обратно разбѣжавшееся населеніе курскаго края.

Въ 1645 году на престолъ вступилъ молодой благочестивый царь Алексѣй Михайловичъ, прозванный впослѣдствіи Тишайшимъ. По его указу, за счетъ царской казны и на пожертвованія собравшихся на родное пепелище курянъ, въ 1649 г. была заложена и быстро построена большая каменная церковь во имя Знаменія Курской Богоматери. Съ того времени Курскій монастырь сталъ именоваться уже не Рождественскимъ, а Знаменскимъ.

Затѣмъ построены были на деньги, пожертвованныя преимущественно княземъ Ромодановскимъ, Богоявленская церковь — при настоятельскихъ келліяхъ, Петропавловская — на святыхъ воротахъ, братскія келліи, хозяйственныя строенія и высокая стѣна вокругъ всего монастыря съ башнями-бойницами. Съ этого времени начался расцвѣтъ монастыря, который до самыхъ большевиковъ уже не подвергался разореніямъ.

Въ 1688 г. обитель удостоилась милостиваго вниманія государей Іоанна Алексѣевича и Петра Алексѣевича, принесшихъ ей въ даръ мѣдный съ серебромъ колоколъ вѣсомъ въ 50 пудовъ и 4 фунта.

Въ 1752 г. Знаменская церковь внутри и снаружи была отдѣлана штукатуркою и была обращена въ пятиглавую. Во всѣхъ трехъ храмахъ были устроены новые иконостасы, искусными изографами написанные. Черезъ нѣсколько лѣтъ, въ 1764 году изъ вѣдѣнія Знаменскаго монастыря была исключена Коренная пустынь, а Ильпиновская совсѣмъ упразднена. При архимандритѣ Викторѣ (Лодыженскомъ), между 1771 и 1775 гг., престолъ въ Знаменскомъ храмѣ былъ обложенъ вызолоченной мѣдью, съ изображеніемъ страстей Христовыхъ, вызолочены главы на куполахъ всѣхъ церквей, а иконостасы были украшены новой живописью и позолотой.

Старинная церковь Знаменья существовала до 1815 года. Къ тому времени она уже стала мала и не вмѣщала богомольцевъ въ большіе праздники. Кромѣ того она пришла въ значительную ветхость и нуждалась въ капитальномъ ремонтѣ. Тогда ее рѣшили разобрать и на мѣстѣ ея былъ заложенъ въ 1816 г. величественный соборъ, который былъ освященъ ровно черезъ десять лѣтъ.

Мнѣ часто приходилось бывать въ Знаменскомъ соборѣ. Поэтому опишу его, по личнымъ воспоминаніямъ. Расположенъ онъ на Красной площади, которая такъ именовалась задолго до большевиковъ, какъ разъ напротивъ главной Московской (теперь Ленинской) улицы, такъ что виденъ по ней издалека. Массивныя каменныя ступени ведутъ къ величественному порталу. Войдя на ступени, богомолецъ попадаетъ въ широкій крытый проходной корридоръ, въ серединѣ котораго налѣво — входъ въ соборъ, направо — въ архіерейскіе покои, прямо — внизъ по ступенямъ, въ монастырскій внутренній дворъ.

Соборъ внутри былъ также необыкновенно величествененъ. Онъ вмѣщалъ болѣе 5000 богомольцевъ и числился въ первомъ десяткѣ самыхъ большихъ храмовъ въ Россіи. Кромѣ главнаго олтаря, легко вмѣщавшаго сотню духовенства, было еще два боковыхъ придѣла, а кромѣ того еще два на хорахъ. Послѣдніе представляли собой какъ бы отдѣльные храмы, человѣкъ на 500 каждый. Нѣсколько массивныхъ колоннъ поддерживали огромный высокій куполъ. Отдѣлка и барельефы были доставлены изъ Италіи. Центральный одноярусный иконостасъ и массивныя въ двѣ сажени царскія врата были отлиты изъ чугуна, подъ листовой позолотой, а сіяніе надъ вратами изъ бронзы, позолоченной черезъ огонь. Огромныя, въ натуральный человѣческій ростъ, намѣстныя иконы — работы извѣстнаго академика Брюлова.

Всѣ стѣны собора уже въ мое время были покрыты священными изображеніями. Къ сожалѣнію, роспись была сдѣлана не въ старорусскомъ стилѣ, а въ стилѣ XIX-го столѣтія. Все же она была великолѣпна, такъ какъ работали большіе мастера, многіе съ академическимъ образованіемъ.

Соборъ построенъ въ стилѣ эпохи Возрожденія (Ампиръ), преимущественно на средства извѣстной россійской церковной благотворительницы графини Орловой-Чесменской, въ память ея отца. По своему внѣшнему виду онъ напоминалъ главный соборъ Александро-Невской лавры: точно такія же двѣ башни-колокольни и главный куполъ.

По праздникамъ всегда пѣло два хора: на правомъ клиросѣ — архіерейскій, въ красивыхъ малиновыхъ кафтанахъ, на лѣвомъ — монашескій, со звонкими дискантами подростковъ-послушниковъ, въ подрясничкахъ, съ длинными волосами. Пѣли ребята очень хорошо, особенно исполатчики, но и баловались на клиросѣ изрядно, чѣмъ мы, дѣти-богомольцы, были очень довольны, по дѣтскому легкомыслію.

Посрединѣ храма возвышалась большая трехступенчатая архіерейская каѳедра, обитая дорогимъ краснымъ сукномъ. Архіерей съ каѳедры былъ хорошо виденъ молящимся во всемъ храмѣ.

Вообще все было солидно, добротно, крѣпко сдѣлано — на вѣка... Увы, увы! Большевицкій погромъ былъ почище татарскаго. Они сняли съ собора куполъ, убрали красивыя колокольни и блудливо-кощунственно превратили храмъ Божій въ кинотеатръ. Хочется вѣрить, что все это до времени, до духовнаго пробужденія народа, которое, Богъ дастъ, еще придетъ, и мы снова узримъ славу Божію и велелѣпіе святыхъ храмовъ на возрожденной Родинѣ нашей.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 36-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.