Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Крестный ходъ съ Чудотворной Иконой изъ Курска въ Коренную.

Чудотворную Икону начали выносить въ 9-ую пятницу по Пасхѣ изъ Курскаго монастыря въ Коренную Пустынь по указу царя Михаила Ѳеодоровича съ 1618 года. Однако, выносъ этотъ совершался не каждый годъ, а съ перерывами, какъ сказано выше. Только съ 1806 года утвердился тотъ порядокъ, который продолжался и въ наше время до самаго 1917 г., и сдѣлалъ этотъ крестный ходъ однимъ изъ самыхъ величественныхъ въ Россіи.

Кто изъ старшаго поколѣнія не помнитъ знаменитое большое полотно И. Рѣпина: «Крестный ходъ въ Курской губерніи», съ его характерными лицами, лучше сказать ликами, простого вѣрующаго русскаго народа? Рѣпинъ какъ разъ изобразилъ выносъ Чудотворнаго Образа Знаменія въ Коренную.

Владычица сподобила меня многократно и наблюдать за крестнымъ ходомъ изъ окна одного изъ домовъ на Московской улицѣ, по которой проходилъ ходъ, и самому участвовать въ немъ. Кромѣ того, я имѣю подъ рукой письменныя воспоминанія курянки Александры Всеволожской о томъ же ходѣ, съ подробностями, отъ меня ускользнувшими или унесенными временемъ. Попытаюсь объединить эти воспоминанія въ одно цѣлое.

Уже за мѣсяцъ до выноса Иконы, начиная съ Вознесенія, день и ночь возили св. Икону по городу. Куряне прощались со своей Заступницей. Большинство горожанъ желали освятить свои дома посѣщеніемъ Пречистой. Въ соборъ Чудотворная возвращалась только на праздничныя богослуженія, да и то не на все время.

Курскъ ко времени выноса очень оживлялся. Отовсюду стекались богомольцы, изъ близкихъ и дальнихъ губерній и изъ уѣздовъ Курской губерніи. По свидѣтельству А. Всеволожской, изъ села, гдѣ находилось одно изъ ея имѣній въ Калужской губерніи, рѣдкая дѣвушка выходила замужъ, не побывавъ на выносѣ въ Коренную. А отъ Калуги до Курска не менѣе 300 верстъ.

Дальніе богомольцы приходили обыкновенно группами, и во время крестнаго хода, чтобы не потеряться въ огромной массѣ народа, на дорожные свои длинные посохи, которые они несли высоко на плечѣ, навѣшивали опознавательные знаки: разноцвѣтныя тряпочки или ленты, вѣточки какого-нибудь опредѣленнаго дерева, цвѣты. Окрестныя села приходили почти поголовно, малыми крестными ходами, со своимъ духовенствомъ, хоругвями и святынями.

По краямъ Красной площади и на ближайшихъ къ ней улицахъ, особенно на Знаменской, на которой стояла наша гимназія, строились деревянные лари, а то и просто палатки — остатки перенесенной въ Курскъ знаменитой нѣкогда Коренской ярмарки. Въ нихъ продавались, кромѣ предметовъ широкаго потребленія и съѣстныхъ припасовъ, старинныя, шитыя золотомъ и жемчугомъ женскія кички, еще изрѣдка носившіяся пожилыми зажиточными крестьянками, куски матеріи золотого кустарнаго шитья — спеціальность Курской губерніи, ручной работы ковры, плахты и т. п.

Примѣрно за недѣлю до выноса на Красной площади передъ соборомъ устанавливались большіе «фонари», въ видѣ церковокъ, съ посеребренными главками, нѣкоторые изъ нихъ помнили еще времена царя Алексѣя Михайловича. Ихъ было 12. Внутри фонарей горѣло множество свѣчей. Паломники имѣли обыкновеніе вѣшать на фонари свои приношенія: куски домотканнаго полотна, платки, полотенца. Около каждаго фонаря сидѣлъ старичекъ монахъ, продававшій свѣчи и принимавшій жертвы. Былъ обычай пролѣзать подъ фонаремъ: считалось, что помогаетъ отъ зубной боли. По вѣрѣ и исцѣлялись.

Наканунѣ выноса Иконы, въ четвергъ вечеромъ, кромѣ архіерейской всенощной въ соборѣ, служилась еще такъ называемая народная всенощная на особомъ помостѣ, окруженномъ «фонарями», посрединѣ Красной площади. Начиналась она послѣ 8 часовъ вечера и кончалась далеко за полночь. Народъ стоялъ съ зажженными свѣчами. Десятки тысячъ малыхъ огоньковъ прорѣзали ночную тьму. Пѣніе мощнаго стоголосаго сборнаго хора разносилось далеко-далеко въ ночной тишинѣ. Въ положенное на богослуженіи время гудѣли великолѣпнаго аккорда мощные монастырскіе колокола, усиливая молитвенный подъемъ. Имъ вторили колокола всѣхъ курскихъ церквей. А кругомъ въ садахъ душисто цвѣла липа и заливались соловьи.

Ни съ чѣмъ несравнимая картина!

Утромъ городъ принималъ особенно праздничный видъ. Главная Московская улица, по которой долженъ былъ слѣдовать крестный ходъ, была дворниками чисто выметена и полита водой отъ пыли. Вдоль ея шпалерами стояли войска курскаго гарнизона. Уже съ разсвѣтомъ начиналось по ней движеніе. Вотъ, бредутъ отдѣльные паломники съ котомками за плечами и съ клюками. Это по большей части старики и старухи, которымъ не угнаться за крестнымъ ходомъ, да и давки боятся. Потомъ начинаютъ идти кучками. Съ восходомъ солнца формируются группы побольше. Идутъ деревнями, съ крестомъ и парой хоругвей у головныхъ. Между этими группами есть еще болѣе или менѣе значительные промежутки.

Между тѣмъ, около 9 часовъ утра въ Знаменскомъ соборѣ начинается прощальная архіерейская литургія, совершаемая нѣсколько поскору. Часовъ съ десяти людской потокъ по Московской улицѣ дѣлается уже непрерывнымъ. Идутъ курскія пригородныя свободы: Казацкая, Стрѣлецкая, Пушкарная, — все историческія названія. Число хоругвей множится. Ихъ цѣлый лѣсъ теперь, одна другой краше.

Въ 11 часовъ дня изъ воротъ Знаменскаго монастыря выплываетъ первый фонарь, самый старинный. Въ немъ пылаетъ множество свѣчей. Фонарь тяжелый. Несутъ его на длинныхъ шестахъ не меньше 20 усердствующихъ. Позади ихъ идетъ столько же людей на подсмѣну. Будутъ нести до самой Коренной пустыни. За первымъ, съ равными промежутками, уже въ сплошной народной толпѣ слѣдуютъ остальные 11 фонарей.

Отошла литургія. Формируется главное ядро крестнаго хода. Чудотворная Икона, въ своей самой древней, сверкающей золотомъ и драгоцѣнными камнями ризѣ — подаркѣ царя Ѳеодора Іоанновича — въ эту свою послѣднюю службу въ Курскѣ пребывала не на своемъ обычномъ мѣстѣ въ сѣни съ лѣвой стороны, а на аналогіи посрединѣ храма. Архіерей, поддерживаемый двумя протодіаконами, по окончаніи литургіи, беретъ святыню и, держа ее высоко надъ головой, выноситъ изъ храма, предшествуемый множествомъ духовенства, сопутствуемый властями и вноситъ ее на высокій, крытый краснымъ сукномъ, помостъ, спеціально для сего выстроенный на Красной площади.

При пѣніи: «Яко Необоримую Стѣну и Источникъ чудесъ...», подъ перезвонъ колоколовъ всѣхъ курскихъ церквей, Владыка благословляетъ Иконой городъ на всѣ четыре стороны. Это самый величественный моментъ.

А. Всеволожская пишетъ:

«Когда теперь хочу я вспомнить далекое прошлое и родной Курскъ, — всегда передо мной встаетъ все та же картина: колѣнопреклоненная, замершая въ глубокомъ безмолвіи многотысячная народная масса, блестящія ризы и горящія огоньками митры духовенства, яркое солнце, и на фонѣ голубого неба, будто въ воздухѣ паритъ благословляющая всѣхъ наша родная курская Святыня, Источникъ чудесъ. Сколько было ихъ на протяженіи вѣковъ, сколько слезъ и горя, сколько страданія людского видѣла и утѣшила Она, наша Заступница. И развѣ не чудо, что ушла Она съ нами въ изгнаніе, чтобы дѣлить съ нами наши скорби и горести...».

И А. Всеволожская и я, оба мы свидѣтельствуемъ, что на нашей памяти, а это будетъ больше десятка лѣтъ, всегда въ день выноса Иконы изъ Курска стояла прекрасная погода. Это вѣдь тоже чудо...

Благословивъ городъ и народъ, тихо спускается святитель съ помоста и передаетъ Святыню губернскому предводителю дворянства и губернатору, которые несутъ ее, по установившемуся порядку до старой Ильинской церкви. Впереди идутъ воинскія части съ оркестрами, играющими: «Коль славенъ...», потомъ монашествующіе, за ними — архіерейскій хоръ въ своихъ малиновыхъ кафтанахъ, наконецъ духовенство, въ сверкающихъ на солнцѣ бѣлыхъ пасхальныхъ ризахъ. Его болѣе сотни. Идутъ двумя рядами, держась ближе къ стоящимъ шпалерами войскамъ, за которыми тѣснится народъ.

Въ серединѣ образовавшейся пустоты величаво движется Икона — народная Святыня, Заступница и Покровительница Курскаго края. За ней, шагахъ въ десяти, слѣдуетъ архіерей съ жезломъ, поддерживаемый ѵподіаконами.

У Ильинской церкви — краткій молебенъ. Предводитель дворянства — въ мое время безсмѣнный князь Дондуковъ-Изъѣздиновъ, умершій не такъ давно въ Парижѣ, и губернаторъ передаютъ Икону Городскому Головѣ и Предсѣдателю Губернской Земской Управы. Тѣ несутъ ее до Благовѣщенской домовой церкви больницы сестеръ милосердія Курско-Знаменской Общины Краснаго Креста, получившей свое наименованіе отъ нашей святыни. Архіерей благословляетъ Иконой больницу и снова передаетъ ее предводителю дворянства и губернатору, которые, по обычаю, должны вынести ее изъ воротъ города. Они вносятъ ее въ часовню за Московскими воротами, откуда, послѣ краткаго молебна, владыка выноситъ Икону и самъ вставляетъ ее въ особо украшенный закрытый кіотъ на носилкахъ, который несетъ до Ямской слободы духовенство и монашествующіе, а далѣе ревнители изъ наиболѣе почетныхъ гражданъ.

Крестный ходъ идетъ теперь быстро, чтобы ко всенощной поспѣть въ Коренную. Этапы: Ямская слобода, деревня Жерновецъ, села Песочное и Тазово и деревня Будановка, съ часовой остановкой въ Песочномъ. Всюду навстрѣчу Святынѣ выходятъ мѣстные крестные ходы, которые потомъ ее сопровождаютъ.

Архіерей и старшее духовенство, послѣ поставленія Иконы въ кіотъ, садятся въ карету, экипажи и линейки и окольными дорогами обгоняютъ крестный ходъ, чтобы встрѣтить потомъ его въ Пустыни. Крестный ходъ достигаетъ туда часамъ къ восьми вечера, когда уже почти смерклось. Передъ святыми вратами Обители его снова встрѣчаетъ архіерей съ духовенствомъ и братіей Пустыни. Икону вынимаютъ изъ кіота и торжественно опять на рукахъ несутъ въ главный монастырскій соборъ.

Въ соборѣ сначала служится молебенъ, а потомъ начинается всенощное бдѣніе, длившееся дѣйствительно всю ночь до самаго утра. До и послѣ литургіи частные молебны, молебны безъ конца. Въ продолженіе почти недѣли по прибытіи Иконы, денно и нощно непрерывно продолжаются богослуженія. Молебны перемежаются акаѳистами Пречистой, которые цѣликомъ поются особымъ замѣчательнымъ пустыннымъ распѣвомъ, о чемъ уже было сказано раньше.

Возвращалась Икона изъ Коренной обратно въ Курскъ 13 сентября тоже крестнымъ ходомъ, но уже менѣе торжественнымъ.

Такъ совершались выносы Курской Чудотворной Иконы въ Коренную Пустынь нашими отцами и дѣдами въ не оцѣненное нами старое святое время. Долгъ нашихъ дѣтей и внуковъ рано или поздно возстановить этотъ благословенный обычай.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 39-43.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.