Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Послѣдніе дни пребыванія Чудотворной Иконы въ Россіи и отбытіе ея заграницу.

Послѣ чудеснаго обрѣтенія Иконы нѣсколько дней передъ ней совершались непрерывныя моленія. Ночью большевики запретили хожденія по улицамъ, а равно и ночныя богослуженія. Икону, конечно, больше не оставляли одну въ соборѣ, а послѣ всякаго богослуженія относили въ потаенное мѣсто.

Выноса въ Коренную Пустынь въ 1918 году не состоялось — не позволили большевики. То же самое и въ 1919 году. Куряне же, какъ бы чувствуя, что вскорѣ придется надолго разстаться съ родной Святыней, все время приглашали ее по домамъ, а равно и въ расположенныя поблизости къ Курску села.

На посѣщеніе селъ приходилось каждый разъ получать разрѣшеніе отъ Чека, которое добывать было не легко и почти всегда только за взятку. Были случаи, когда мѣстныя сельскія большевицкія власти арестовывали Икону и монаховъ и всячески издѣвались надъ послѣдними.

7 сентября 1919 года, какъ говорилось выше, Курскъ былъ освобожденъ на короткое время Добровольческой арміей отъ большевиковъ. Я былъ на второй день послѣ взятія Курска раненъ въ ногу, слава Богу безъ поврежденія кости. Поэтому мнѣ пришлось прожить въ Курскѣ весь сентябрь и начало октября. И я могъ наблюдать, какъ короткій душевный подъемъ вскорѣ смѣнился какой-то апатіей. Куряне начали уходить въ свои норы, въ успѣхъ бѣлаго движенія не хотѣли вѣрить, на мобилизацію откликнулось мало не только солдатъ, но и офицеровъ, которыхъ въ Курскѣ, говорятъ, оставалось до 5000. Только зеленая молодежь вступала въ порѣдѣвшіе ряды бѣлыхъ бойцовъ.

Уже въ серединѣ октября генералъ Кутеповъ далъ понять епископу Ѳеофану, управлявшему Курской епархіей, что Курскъ можетъ быть временно оставленъ Добрарміей, и предложилъ ему выѣхать на югъ, обѣщавъ предоставить перевозочныя средства для него и для желающаго духовенства.

Владыка собралъ духовенство и разрѣшилъ желающимъ воспользоваться предложеніемъ генерала, тѣмъ болѣе, что послѣдній увѣрялъ, что Курскъ будетъ оставленъ только на короткое время. Преосвященный владыка съ намѣстникомъ Знаменскаго монастыря архимандритомъ Іеронимомъ, нынѣ архіепископомъ Детройтскимъ, и пожелавшимъ духовенствомъ отправились поѣздомъ въ Бѣлгородъ, а Курскую Чудотворную Икону было благословлено съ монахами Знаменскаго монастыря и Коренной Пустыни отвезти въ городъ Обоянь, въ 60 верстахъ на югъ отъ Курска, куда Икону давно приглашали. Въ случаѣ же приближенія фронта къ Обояни поручено было отбыть съ Иконой въ Бѣлгородъ. Сначала было предположено нести Икону крестнымъ ходомъ, но рано наступившая суровая зима и быстрое приближеніе фронта помѣшали осуществиться этому намѣренію.

Пришлось везти икону на саняхъ. Всего удалось достать только двое саней: одни изъ Коренной Пустыни, другія — изъ Знаменскаго монастыря. Сопровождали Икону слѣдующіе иноки: архимандритъ Варнава, настоятель Коренной Пустыни, іеромонахи Аристархъ, Смарагдъ, Германъ, Гермогенъ, Елеазаръ, Михаилъ и Августинъ, архидіаконъ Іоанникій и четыре іеродіакона. Остальная братія рѣшила оставаться въ Курскѣ.

Передъ отбытіемъ Иконы отслужили въ Знаменскомъ соборѣ молебенъ съ акаѳистомъ Божіей Матери, на который собралась остававшаяся братія и немногіе богомольцы, всего около 50 человѣкъ. Ровно въ 9 часовъ вечера, 31 октября 1919 года, святая Икона покинула Знаменскій монастырь. Ее на рукахъ держалъ до первой остановки въ селѣ Медвѣдка, сидя на саняхъ, упоминавшійся нами іеромонахъ Гермогенъ, нынѣ архимандритъ.

Въ село Медвѣдку, въ 25 верстахъ отъ Курска, изъ-за вьюги, съ трудомъ добрались только къ утру и расположились на отдыхъ въ семьѣ одного крестьянина. Днемъ поползли слухи, что красные уже недалеко, а потому, не отдохнувши, какъ слѣдуетъ, въ 3 часа дня, спѣшно выѣхали въ уѣздный городъ Обоянь, куда дотащились только къ ночи, такъ какъ на саняхъ ѣхали только старики, а кто помоложе изъ монаховъ шли пѣшкомъ.

Въ Обояни нашли пріютъ въ мѣстномъ мужскомъ монастырѣ. Это было въ ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургію и молебенъ передъ Иконой, но народу собралось мало, изъ-за близости большевиковъ и плохой погоды. Въ тотъ же день отправились дальше, чтобы не попасть въ руки красныхъ.

Всѣ эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. Но саняхъ сидѣлъ только держащій Икону, всѣ остальные должны были идти пѣшкомъ, ибо лошади едва могли тянуть сани съ вещами. Послѣ трехдневнаго чрезвычайно тяжелаго пути, иноки съ Чудотворной Иконой добрались до Бѣлгорода и поставили ее, по благословенію епископа Ѳеофана, въ мужскомъ монастырѣ, гдѣ почивали мощи святителя Іоасафа. Тамъ Икона пробыла около двухъ недѣль, все время посѣщая дома бѣлгородцевъ, какъ бы прощаясь съ роднымъ курскимъ краемъ.

18 ноября ст. ст. 1919 года Чудотворная Икона, сопровождаемая епископомъ Ѳеофаномъ и вышеупомянутыми иноками, въ предоставленномъ для этой цѣли отдѣльномъ вагонѣ, покинула курскіе предѣлы и отбыла въ Таганрогъ, куда и прибыла 20 ноября, въ канунъ праздника Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы.

Утромъ, въ день праздника, Икону съ вокзала торжественнымъ крестнымъ ходомъ отнесли и проводили въ соборный храмъ, гдѣ ее встрѣтили митрополитъ Кіевскій Антоній, епископъ Григорій Таганрогскій, генералъ Деникинъ со своимъ штабомъ и множество народа. Сонмомъ архіереевъ, въ сослуженіи многочисленнаго духовенства, была отслужена торжественная литургія и молебенъ, въ присутствіи множества народа. Это было первое такое торжественное служеніе со времени отбытія изъ Курска.

Три недѣли пробыла Икона въ Таганрогѣ, имѣя пребываніе на Аѳонскомъ подворьѣ и, почти ежедневно, посѣщая домы усердствующихъ. Дальнѣйшіе кратковременные этапы: Ростовъ, Екатеринодаръ, Новороссійскъ. Этапы, по словамъ архимандрита Гермогена очень тяжелые. Агонія Добрарміи давала себя знать, въ тылу царилъ хаосъ, монахамъ съ Иконой часто приходилось ночевать въ сараяхъ, гдѣ попало, голодать и холодать.

Наконецъ, 1 марта 1920 года, на пароходѣ «Святой Николай», Курская Чудотворная Икона въ сопровожденіи епископа Ѳеофана и иноковъ, не пожелавшихъ съ ней разстаться, покинула берега Россіи и изъ Новороссійска, черезъ Константинополь, прибыла въ Салоники. Въ обоихъ портахъ пришлось выдержать двухнедѣльный карантинъ на пароходѣ, безъ права спуска на берегъ. Не очень привѣтливо встрѣчалъ православный Востокъ великую русскую народную Святыню.

Пасху 1920 года, которая пришлась на 29 марта, тоже провели на пароходѣ въ Салоникскомъ порту, въ полной изоляціи. Съ Иконой были три епископа: Ѳеофанъ Курскій, Сергій Новороссійскій и Михаилъ, викарій Харьковской епархіи, а равно курская монашеская братія, вывезшая Икону. Пасхальную заутреню и литургію служили въ пароходномъ залѣ перваго класса. Изъ Салоникъ удалось съ большимъ трудомъ добыть вино и служебныя просфоры.

1 апрѣля, въ Свѣтлую среду, было, наконецъ, разрѣшено покинуть пароходъ. Греки до сербской границы предоставили товарный вагонъ. На пограничной станціи Джевджелія Святыню ожидали представители Сербской Церкви. Для нея и для сопровождавшаго ее духовенства былъ предоставленъ отдѣльный классный вагонъ, и 2 апрѣля Икона прибыла въ древнюю столицу Сербіи, городъ Нишъ, гдѣ ее съ великимъ торжествомъ встрѣтилъ Нишскій сербскій епископъ Досиѳей, со всѣмъ своимъ духовенствомъ и множествомъ народа. Епископъ Досиѳей былъ великимъ другомъ русскаго народа и оставался таковымъ до самой кончины. Умеръ онъ въ санѣ Загребскаго митрополита, во время 2-й міровой войны.

Нѣкоторое время Чудотворная Икона пребывала въ Нишѣ, а затѣмъ была перевезена въ г. Земунъ — пригородъ Бѣлграда, и помѣщена въ спеціально предоставленномъ для нея храмѣ, въ паркѣ. Этотъ храмъ такъ и остался потомъ въ распоряженіи русскихъ и оставался таковымъ около 30 лѣтъ. Закрытъ былъ при Тито въ самое недавнее время.

По усердной просьбѣ генерала Врангеля, удерживавшаго, послѣ Новороссійской эвакуаціи, съ горстью воиновъ-патріотовъ, послѣдній свободный клочокъ русской земли — Крымъ, Курская Чудотворная Икона изъ Сербіи отбыла туда для ободренія воиновъ.

Прибыла она въ Крымъ на пароходѣ «Святой Георгій» 14 сентября 1920 г., въ день праздника Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста.

Увы, Крымъ уже агонизировалъ, и черная химера большевизма окончательно заволакивала русскую землю, дабы черезъ это страшное огненное испытаніе пришелъ въ себя русскій народъ, понялъ тщету суетнаго и призрачнаго земного благосостоянія, которое сулили, но такъ и не дали большевики, и вновь возвратился на Божіи стези.

Вмѣстѣ съ остатками арміи и со всѣми желающими покинуть Крымъ и уйти отъ большевиковъ на чужбину, 29 октября 1920 года, на дреднаутѣ «Генералъ Алексѣевъ», почти ровно черезъ годъ послѣ отбытія изъ родного Курска, Чудотворная Икона снова, теперь ужъ надолго покинула русскую землю. Знаменательно все же, что она побывала въ Крыму, отъ котораго въ свое время защищала Своимъ Покровомъ границы россійскія и претерпѣла кощунственное надруганіе.

Нынѣ въ Крыму не осталось ни одного татарина, и ничто болѣе не напоминаетъ о былой славѣ грознаго Крымскаго улуса, многократно совершавшаго опустошительные набѣги на русскую землю и доходившаго до самой Москвы. А малая деревянная Икона, разрубленная дерзновенно пополамъ однимъ изъ крымскихъ татарскихъ воиновъ, и нѣсколько десятковъ лѣтъ лежавшая въ полномъ забвеніи подъ покровомъ дремучаго курскаго лѣса, чудесно уцѣлѣла и явлена въ дивной силѣ и славѣ не только Россіи, но, нынѣ, и всему міру, совершая великія знаменія.

Дивны и неисповѣдимы пути Твои, Господи!

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 52-55.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.