Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Новая Коренная Пустынь. Ея возникновеніе.

Переселеніе значительнаго числа русскихъ, оказавшихся послѣ второй міровой войны въ предѣлахъ Германіи и Австріи, за океанъ, достигшее къ 1949 году своей кульминаціи, потеря, такимъ образомъ, Европой своего значенія, какъ средоточія русской эмиграціи, вынудила Архіерейскій Сѵнодъ начать думать о перенесеніи русскаго зарубежнаго центра въ Америку, куда отбыла главная масса русскихъ изгнанниковъ.

Самымъ естественнымъ мѣстомъ для переселенія Сѵнода былъ Нью Іоркъ, являющійся самымъ большимъ городомъ Зарубежья, ибо въ немъ насчитывается до 200.000 жителей русскаго происхожденія и православнаго вѣроисповѣданія. Въ немъ же сосредоточены важнѣйшія русскія культурныя учрежденія.

Къ сожалѣнію, благодаря церковному расколу, въ Нью Іоркѣ не находилось достаточно подходящаго зданія для размѣщенія Сѵнода. Возникла поэтому мысль поискать таковое въ окрестностяхъ этого мірового города.

Извѣстные благотворители, князь и княгиня Бѣлосельскіе-Бѣлозерскіе, узнавъ о предполагаемомъ переселеніи Сѵнода и Курской Чудотворной Иконы въ США, любезно согласились предоставить въ распоряженіе Сѵнода свое загородное имѣніе около г. Магопака, въ 40 миляхъ отъ Нью Іорка. Въ этомъ имѣніи, съ благословенія митрополита Анастасія, рѣшено было устроить ставропигіальное сѵнодальное иноческое подворье, которое, по прибытіи Сѵнода въ США, могло бы стать временной резиденціей Сѵнода.

Строителемъ и настоятелемъ этого подворья Сѵноду благоугодно было назначить автора сей книги. По моему представленію, новому подворью присвоено наименованіе: «Новая Коренная Пустынь», въ память разрушенной большевиками старой Коренной Пустыни, гдѣ была обрѣтена Чудотворная Икона.

Формальная передача имѣнія по купчей крѣпости князьями Бѣлосельскими была закончена въ концѣ декабря 1949 года. Прибылъ я къ мѣсту своего новаго назначенія на четвертый день праздника Рождества Христова 28 декабря ст. ст. и 10 января 1950 года по новому стилю. Прибылъ въ единственномъ числѣ и безъ копѣйки денегъ.

Главный большой домъ имѣнія былъ въ нежиломъ видѣ послѣ случившагося недавно пожара. Пришлось пока что пріютиться въ маленькомъ флигелечкѣ. Въ этомъ флигелькѣ проживалъ, въ качествѣ сторожа, бывшій русскій полковникъ артиллеріи С. В. Васильевъ, который и принялъ меня въ свою комнату, отоплявшуюся маленькой желѣзной печуркой, за порчей центральнаго отопленія. Положеніе было не очень веселое. Зима. Снѣгъ по колѣно. Городъ въ двухъ миляхъ. Сообщеніе съ нимъ только пѣшкомъ. Русскихъ вокругъ никого.

Добрѣйшій князь Бѣлосельскій, узнавъ отъ епископа Никона о моихъ затрудненіяхъ, согласился отпустить на ремонтъ большого дома 3.000 долларовъ. Нелегко было на эти деньги произвести столь большой ремонтъ. Домъ былъ въ весьма запущенномъ видѣ. Кухня почти вся сгорѣла.. Отопленіе, канализація и электричество не дѣйствовало. Окна въ нижнемъ этажѣ частично были выбиты, стѣны закопчены. Паркетнаго пола изъ-за грязи не было видно.

Пригласилъ я сначала контрактора изъ Магопака. Тотъ запросилъ за ремонтъ 8.000 долларовъ. Контракторъ, присланный княземъ изъ Нью Іорка, согласился отремонтировать за 5.500, причемъ увѣрялъ, что ничего на этомъ не заработаетъ и дѣлаетъ это для Церкви. Вспомнилъ я тогда о русскомъ инженерѣ В. І. Вишневскомъ, которому въ свое время помогъ добраться до Америки. Онъ производилъ въ это время постройку нижняго храма-памятника въ Кассвилѣ. Какъ разъ изъ-за зимы, работы на этой постройкѣ были временно прерваны.

В. І. Вишневскій, по моей просьбѣ, прибылъ въ Магопакъ, внимательно осмотрѣлъ домъ и согласился взяться со своей артелью за ремонтъ, заявивъ, что надѣется произвести его не больше, чѣмъ за... 3.000 долл. Закипѣла работа, и въ какихъ-нибудь 10-12 дней весь домъ былъ отремонтированъ, и вдобавокъ, въ качествѣ вклада своего, Вишневскій соорудилъ на верандѣ, гдѣ теперь трапезная, скромный, но пріятный иконостасикъ, превративъ веранду въ домовую церковку. Все обошлось въ 2.800 долларовъ. Конечно, Вишневскій со своими помощниками много на этомъ дѣлѣ не заработали, но, по ихъ собственнымъ словамъ, въ убыткѣ все же не остались.

Уже въ воскресенье 16/29 января, т. е. черезъ 19 дней послѣ моего водворенія въ Магопакѣ, смогли мы совершить освященіе своей домовой церковки и отремонтированнаго заново дома. Послѣ освященія была отслужена въ Новой Коренной Пустыни и первая литургія. Служить пришлось въ единственномъ числѣ, съ хоромъ въ два человѣка, при меньше чѣмъ десяти богомольцахъ — гостяхъ изъ Нью Іорка.

Скромнѣе отслужить врядъ ли возможно, но я не унывалъ. Начало положено. Гнѣздо свито и освящено. Дѣло за птенцами — братіей и за средствами на содержаніе Обители. Еще во время ремонта я не терялъ времени и объѣзжалъ друзей и знакомыхъ въ Нью Іоркѣ, собирая, по «методу» некрасовскаго Власа, копѣечки на новую Обитель. Попутно разыскивалъ и братію. Во всемъ этомъ мнѣ всемѣрно помогалъ владыка Никонъ Флоридскій. Онъ помогъ мнѣ провести организацію большого собранія въ Нью Іоркѣ, въ воскресенье 5 марта 1950 года, съ участіемъ хора Вознесенскаго Собора, привлекшаго до 300 человѣкъ. Чистый сборъ выразился въ суммѣ 150 долл. Кромѣ того, я получилъ нѣсколько приглашеній посѣтить дома со спискомъ Курской Чудотворной Иконы. Это былъ тотъ самый списокъ, который былъ сооруженъ въ Женевѣ, о чемъ подробно повѣствовалось въ предыдущей главѣ. По моей усердной просьбѣ владыка митрополитъ Анастасій далъ благословеніе взять сей списокъ изъ Троицкаго монастыря въ новоустрояемую Новую Коренную Пустынь.

Съ этой-то Иконой и начался объѣздъ Нью Іорка и его окрестныхъ приходовъ. Были посѣщены приходы въ Лейквудѣ, Вайнландѣ и Филадельфіи, причемъ въ Лейквудѣ было зарегистрировано первое чудо отъ Курской Божіей Матери. Одна женщина, много лѣтъ страдавшая изнурительными кровотеченіями, подобно Евангельской кровоточивой, послѣ молебна и горячей молитвы передъ Иконой получила мгновенное и полное исцѣленіе отъ этой болѣзни. Описаніе этого чуда будетъ приведено въ отдѣлѣ чудесъ, на основаніи письма самой исцѣленной.

Объѣздъ съ Иконой продолжался болѣе мѣсяца и далъ возможность приступить къ построенію постояннаго храма, т. к. удалось собрать около 1.000 долларовъ.

Братство Пустыни пополнилось двумя іеромонахами Адамомъ и Викториномъ. Послѣдній прибылъ съ родителями своими Сергѣемъ Никифоровичемъ и Анной Алексѣевной Лябахъ, Сергѣй Никифоровичъ оказался мастеромъ на всѣ руки и взялся за постройку храма. Рисунокъ храма сдѣлалъ художникъ С. С. Богдановичъ, архитектурный планъ вычертилъ добрый старецъ М. Н. Критскій, пожертвовавшій на построеніе храма отъ своей бѣдности 500 дол., а техническій надзоръ за самой постройкой взялъ на себя тогдашній предсѣдатель общества русскихъ инженеровъ И. П. Дворниченко.

Новая Коренная Пустынь успѣла выдать до двухъ десятковъ ашурансовъ, по которымъ большинство получившихъ ихъ и пріѣхало въ США. Къ сожалѣнію, дѣйствіе закона о внѣквотныхъ визахъ уже кончалось, главная масса бѣженцевъ разъѣхалась изъ Европы и разбрелась по всему земному шару, отчего собрать достаточное количество братіи мы не успѣли. Откройся пустынь хоть годомъ раньше, можно съ увѣренностью сказать, что у насъ бы собралось до двухъ десятковъ иночествующихъ. Сколь многимъ, въ мою бытность въ Троицкомъ монастырѣ, несмотря на всѣ мои просьбы, было отказано въ выдачѣ ашурансовъ, якобы за недостаткомъ мѣста. Благодаря этому, большинство этихъ людей пропало и для монашества и для нашей Соборной Церкви. Поистинѣ, надо ковать желѣзо, пока горячо.

Такъ или иначе, съ тѣми, кого еще удалось выписать, провели мы построеніе церкви. Больше всѣхъ на этомъ дѣлѣ, включая С. Н. Лябахъ, потрудились В. М. Токаревъ и И. И. Никоненко. Иконостасъ написалъ очень способный молодой иконописецъ Д. Александровъ вмѣстѣ со своей матерью, а искусной рѣзьбой этотъ иконостасъ украсилъ К. К. Шевчукъ. Нашлись ревнители, жертвовавшіе свои «викенды» для работы по построенію храма. Запомнились мнѣ среди нихъ братья Михѣевы, недавно трагически погибшій и похороненный на кладбищѣ Пустыни П. И. Санинъ и др.

Въ серединѣ лѣта стало офиціально извѣстно, что осенью Сѵнодъ переѣзжаетъ въ США. Еще усерднѣе закипѣла работа, чтобы успѣть закончить храмъ къ прибытію Чудотворной Иконы, митрополита и Сѵнода. Заложенный въ іюнѣ, храмъ былъ законченъ въ рекордный, менѣе чѣмъ пятимѣсячный срокъ, и освященъ малымъ освященіемъ въ воскресенье 6/19 ноября, за пять дней до прибытія митрополита Анастасія.

Освященіе совершили три епископа: Серафимъ, Наѳанаилъ и Никонъ, при довольно большомъ стеченіи молящихся, несмотря на глубокую осень. Поспѣшить съ освященіемъ пришлось потому, что на слѣдующее воскресенье было назначено въ Троицкомъ монастырѣ торжественное открытіе Архіерейскаго Собора, члены котораго въ понедѣльникъ должны были переѣхать въ Н. Коренную Пустынь, гдѣ, по желанію митрополита, имѣли происходить дѣловыя засѣданія Собора.

Архіерейскій Соборъ продолжался около двухъ недѣль. Всѣ архіереи были удобно размѣщены и какъ будто остались довольны Пустынью. Размѣстить и обслужить архіереевъ было не такъ просто, при наличіи всего 5-6 человѣкъ братіи, тѣмъ болѣе, что кромѣ архіереевъ были сопровождавшіе ихъ лица. На Соборѣ Пустынь была утверждена въ качествѣ временной резиденціи митрополита Анастасія и Архіерейскаго Сѵнода. Временно потому, что расположена Пустынь все-таки въ 40 миляхъ отъ Нью Іорка, и зимой сообщеніе съ ней до нѣкоторой степени затруднено.

Чудотворная Икона въ это время еще оставалась въ Германіи, которая никакъ не могла съ ней разстаться. Вскорѣ, однако, Пустынь дождалась и этой великой радости — принять Икону, для которой она и была создана.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 71-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.