Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Въ гостепріимной Калифорніи.

Исключительную ревность и почитаніе Чудотворнаго Образа проявляютъ русскіе калифорнійцы, особенно санъ-францисковцы. Не пробыла Икона въ Америкѣ и четырехъ мѣсяцевъ, какъ они упросили Первосвятителя посѣтить ихъ крайній Западъ съ этой Святыней.

Въ Санъ Франциско осѣли, главнымъ образомъ, русскіе дальне-восточники; многимъ изъ нихъ Курская Икона была даже малоизвѣстна. И, тѣмъ не менѣе, встрѣтили Икону въ Санъ Франциско гораздо торжественнѣе, я бы сказалъ, проникновеннѣе и съ большимъ благоговѣніемъ, чѣмъ въ Нью Іоркѣ, куда она прибыла для постояннаго пребыванія. Этому, конечно, сильно способствовалъ владыка архіепископъ Тихонъ, сумѣвшій подготовить свою паству къ такой прекрасной встрѣчѣ.

Владычица даровала мнѣ радость сопутствовать Первосвятителю и родной для меня Иконѣ въ ихъ первомъ путешествіи въ Калифорнію въ послѣпасхальные дни 1951 года.

Вотъ какъ это путешествіе было описано мною, конечно, подъ псевдонимомъ, въ газетѣ «Россія» отъ 5-го іюня 1951 года:

«Еще во время Архіерейскаго Собора въ Н. Коренной Пустыни въ декабрѣ 1950 г. архіепископъ Тихонъ просилъ митрополита Анастасія посѣтить съ Чудотворнымъ Образомъ Знаменья его Западно-Американскую Епархію.

Во исполненіе этого желанія, митрополитъ Анастасій, въ сопровожденіи епископа Серафима, во вторникъ на Ѳоминой недѣлѣ, отбылъ съ древнѣйшей Святыней Русскаго Зарубежья въ Санъ Франциско.

Около 3 часовъ дня, въ пятницу, 11 мая, трансконтинентальный экспрессъ подошелъ къ Окландскому вокзалу. Тамъ встрѣчали Первосвятителя Зарубежной Церкви и Чудотворный Образъ высшіе представители Санъ Францисскаго духовенства, во главѣ съ самимъ архіепископомъ Тихономъ. Кромѣ того, были представители отъ городскихъ властей, журналисты и много русскихъ православныхъ людей.

Съ почетнымъ эскортомъ полицейскихъ мотоциклистовъ, владыка митрополитъ съ Чудотворной Иконой, на роскошномъ лимузинѣ, былъ доставленъ въ Скорбященскій Соборъ, гдѣ уже собралось, несмотря на будничный день и рабочее время, свыше 500 человѣкъ народа. Съ огромнымъ духовнымъ подъемомъ былъ отслуженъ первый молебенъ Царицѣ Небесной. Послѣ молебна, представленія духовенства и благословенія собравшагося народа, длинной вереницей около часу тянувшагося къ Святынѣ и къ Первосвятителю, владыка митрополитъ отбылъ на отдыхъ въ спеціально приготовленные для него аппартаменты. Эти аппартаменты любезно предоставилъ въ своемъ домѣ В. И. Четыркинъ, одинъ изъ той знаменитой восьмерки русскихъ ревнителей вѣры, которая въ 1926 году первая поддержала архіепископа Апполинарія въ его, тогда казалось, безнадежной борьбѣ съ отколовшейся отъ Зарубежной Церкви американской митрополіей. Эта восьмерка и составяла основное ядро перваго соборнаго прихода въ Америкѣ, наименованнаго Свято-Отеческимъ, и понынѣ существующаго въ Нью Іоркѣ.

Въ субботу на всенощной и въ воскресенье 13 мая богослуженіе возглавлялъ митрополитъ Анастасій. Скорбященскій соборъ былъ наполненъ до отказа. Говорятъ, что и на Пасху не всегда было такое скопленіе народа. Служба и благословеніе народа затянулись до двухъ съ половиной часовъ дня, послѣ чего сестричествомъ собора митрополиту и почетнымъ гостямъ была предложена чашка чая, за которой было произнесено нѣсколько сердечныхъ привѣтствій. Затѣмъ всѣ отправились въ «Русскій Центръ», гдѣ въ концертномъ залѣ состоялся духовный концертъ архіерейскаго хора Скорбященскаго собора, подъ управленіемъ В. С. Лукша. Концертъ прошелъ блестяще и доставилъ всѣмъ большое духовное наслажденіе.

Послѣ концерта вл. митрополитъ и епископатъ перешли на эстраду, и началось торжественное чествованіе Первосвятителя. Въ огромномъ залѣ присутствовало около 600 человѣкъ. Было произнесено свыше 20 привѣтственныхъ рѣчей. Было бы ихъ гораздо больше, если бы было разрѣшено говорить не только представителямъ общественныхъ организацій, но и частнымъ лицамъ. Всѣ привѣтствія дышали неподдѣльной искренностью, любовію и преданностью общему духовному вождю всей Зарубежной Руси.

Первосвятитель, какъ всегда, отвѣтилъ въ концѣ проникновеннымъ словомъ, запавшимъ глубоко въ душу каждаго присутствовавшаго. Многіе были растроганы до слезъ. Чествованіе продолжалось около 3 часовъ.

Всю слѣдующую седмицу вл. митрополитъ провелъ въ Санъ Франциско, нанесши визиты мэру города, католич. архіепископу и другимъ виднымъ русскимъ и американскимъ дѣятелямъ. Въ свободное время онъ принималъ у себя, и у него перебывало множество народа.

Чудотворная Икона въ это время объѣзжала дома русскихъ санъ-францисковцевъ, сопровождаемая или епископомъ Серафимомъ, или кѣмъ-либо изъ мѣстнаго духовенства. Всего въ частныхъ домахъ было отслужено до 200 молебновъ.

Къ «Недѣлѣ о разслабленномъ», 19 мая, Чудотворный Образъ былъ доставленъ въ Серафимовскую церковь г. Монтерея, куда прибылъ также митр. Анастасій, архіепископъ Тихонъ и епископъ Серафимъ, съ протопресвитерами отцами П. Калиновичемъ и М. Польскимъ и протодіакономъ О. Задорожнымъ. Въ Монтереѣ находится военная школа языковъ, въ которой состоятъ преподавателями до ста человѣкъ русскихъ — всѣ убѣжденные антикоммунисты.

И въ Монтереѣ былъ огромный духовный подъемъ — вторая Пасха. Переполненный храмъ. Торжественное чествованіе Первосвятителя, и молебны, молебны по домамъ. Ихъ было отслужено до 50 за два неполныхъ дня. Митрополитъ Анастасій посѣтилъ со всѣмъ епископатомъ князя Никиту Александровича, который съ супругой княгиней Маріей Илларіоновной проживаетъ въ Монтереѣ. Своимъ визитомъ владыки доставили большую радость этой высокой четѣ.

По возвращеніи изъ Монтерея въ понедѣльникъ вл. митрополитъ отбылъ на отдыхъ въ окрестности С. Франциско на спеціально предоставленную для него дачу. Увы, отдыхъ, на которомъ весьма настойчиво настаивали врачи, оказался нѣсколько иллюзорнымъ, ибо Первосвятителю почти ежедневно приходилось бывать въ С. Франциско, или служа въ мѣстныхъ храмахъ, или присутствуя на молебнахъ общественныхъ организацій.

Въ «Недѣлю о самарянынѣ», 27 мая, всенощную и литургію Первосвятитель служилъ въ женскомъ Богородицкомъ монастырѣ, возглавляемомъ чрезвычайно дѣятельной игуменьей Аріадной. Богослуженіе въ женской Обители поставлено на очень большую высоту. Бдѣніе, продолжавшееся около трехъ съ половиной часовъ, прошло легко и незамѣтно, въ смыслѣ времени. Пѣли монахини и притомъ на два клироса. Пѣніе простое, не концертное, но удивительно молитвенное и умилительное. Душа свѣтло радуется и духовно паритъ отъ такого чуднаго пѣнія. Конечно, и монастырскій храмъ былъ переполненъ. Служили четыре іерарха.

Въ Санъ Франциско былъ отслуженъ рядъ общественныхъ молебновъ въ русскихъ организаціяхъ, которыя не въ примѣръ Нью Іорку, почти всѣ имѣютъ собственные прекрасные дома. Молебны были отслужены: въ Казачьемъ домѣ, въ Лигѣ женщинъ, въ домѣ св. Владиміра, въ Русскомъ Центрѣ, въ домѣ ветерановъ и др. Вездѣ молебны собирали сотни людей.

Вообще пребываніе Первосвятителя и Чудотворнаго Образа вызывало исключительный, дотолѣ небывалый въ С. Франциско, духовный подъемъ. Этотъ подъемъ былъ особенно замѣтенъ на общихъ молебнахъ въ Скорбященскомъ соборѣ, на которые собиралось по 700-800 богомольцевъ.

Молебны служилъ Первосвятитель съ епископатомъ, а послѣ молебновъ епископъ Серафимъ разсказывалъ собравшимся о Чудотворной Иконѣ: Ея исторію и чудеса.

Нѣсколько чудесъ совершилось отъ Чудотворнаго Образа уже въ Америкѣ и, въ частности, въ городѣ Санъ Франциско. Объ этихъ чудесахъ будетъ написано ниже.

Въ среду 30 мая Чудотворная Икона въ сопровожденіи еп. Серафима отбыла въ Сеаттль, чтобы къ Вознесенью на 1-2 дня снова вернуться въ С. Франциско, а вечеромъ на Вознесенье отбыть въ Лосъ Анжелосъ, а оттуда обратно въ Новую Коренную Пустынь, на Востокъ».

Что прибавить къ этому описанію, составленному подъ свѣжимъ впечатлѣніемъ? То, что огонь ревности не только не угасъ у добрыхъ калифорнійцевъ послѣ перваго посѣщенія Святыни, но еще болѣе разгорѣлся.

Слѣдующимъ лѣтомъ Первосвятителя упросили остаться съ Иконой уже не на мѣсяцъ, какъ это было въ 1951 г., а на цѣлыхъ два мѣсяца. Къ 1953-му же году русское Санъ-Франциско, стараніями, главнымъ образомъ, В. С. Лукши, пріобрѣло въ дачной мѣстности Бурлингеймъ, въ получасѣ ѣзды отъ города, небольшую удобную виллу и устроило въ ней Сѵнодальное Подворье, спеціально для пріѣздовъ митрополита Анастасія и Чудотворнаго Образа, чтобы и на Западѣ владыка чувствовалъ себя, какъ дома.

Нынѣ, лѣтнія путешествія на Западъ съ Иконой сдѣлались уже какъ бы традиціей. При этомъ, съ каждымъ годомъ, все дольше и дольше остается Первосвятитель въ ласковой, гостепріимной Калифорніи, обижая тѣмъ нашу Н. Коренную Пустынь, въ которую ея родная святыня попадаетъ только къ концу августа и остается лишь до нашего Престольнаго праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября. Ничего не подѣлаешь, надо смиряться.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 83-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.