Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

СКАЗАНІЕ О ЧУДЕСАХЪ, БЫВШИХЪ ОТЪ КУРСКО-КОРЕННОЙ ИКОНЫ ЗНАМЕНІЯ БОЖІЕЙ МАТЕРИ.
2. Въ Югославіи.

Если я располагаю весьма скудными свѣдѣніями о чудесныхъ знаменіяхъ отъ Чудотворной Иконы въ Россіи, то зато изъ зарубежнаго періода у меня собралось столько матеріала, что у меня нѣтъ возможности умѣстить его въ книгу, которую изъ-за недостатка средствъ пришлось ограничить 128 страницами Пришлось сдѣлать выборку, а остальное сохранить для будущаго изданія, каковое, уповаю, Царица Небесная поможетъ выпустить, расширенное и дополненное, какъ это обычно бываетъ.

Нѣкоторыя помѣщаемыя письма пришлось въ неважныхъ мѣстахъ сократить, все ради той же необходимости умѣстить все въ 128 страницъ, ибо на изданіе книги бóльшаго размѣра у меня и у Новой Коренной Пустыни сейчасъ нѣтъ средствъ.

Начинаю съ Югославіи и, по возможности, въ хронологическомъ порядкѣ.

Исцѣленіе отъ мокраго плеврита.

«Въ 1928 г. моя жена очень сильно заболѣла. Врачи долго не могли поставить діагнозъ болѣзни. Прошла цѣлая недѣля, и я рѣшилъ болящую, уже очень ослабѣвшую, отвезти въ клинику профессора Игнатовскаго въ Бѣлградѣ. Профессоръ, послѣ внимательнаго осмотра, установилъ, что жена больна плевритомъ, довольно запущеннымъ, и что положеніе ея очень серьезное. Температура поднялась на 40. Больную помѣстили въ общую палату, но кровать завѣсили со всѣхъ сторонъ, что дѣлалось только для очень тяжело больныхъ. Здоровье жены съ каждымъ днемъ ухудшалось, и профессоръ, наконецъ, сказалъ, что положеніе критическое, т. к. образовалось большое скопленіе воды, и надежда лишь на Бога.

На другой день, проходя мимо русскаго Троицкаго храма въ три часа дня, я зашелъ въ него и попросилъ священника отслужить молебенъ передъ Чудотворнымъ Образомъ, послѣ котораго взялъ нѣсколько розъ отъ Иконы и пошелъ въ клинику. При входѣ встрѣтила меня сестра милосердія и сообщила, что положеніе больной безъ перемѣнъ. Но слова сестры на меня не произвели никакого впечатлѣнія, и я спокойно, вѣря въ помощь Матери Божіей, тихо подошелъ къ кровати и отстранилъ завѣсу. Было около четырехъ часовъ дня.

Жена открыла глаза и, улыбаясь, сказала:

Мнѣ стало недавно гораздо лучше, примѣрно такъ полчаса назадъ.

Я положилъ на ея грудь розы и разсказалъ, что служилъ въ три часа съ минутами молебенъ Божіей Матери передъ Ея Чудотворной Иконой, и эти розы отъ Нея.

Вскорѣ подошелъ профессоръ Игнатовскій и сталъ осматривать больную. Кончивъ осмотръ, онъ былъ пораженъ происшедшимъ и сказалъ:

/с. 96/

Удивительно, куда дѣвалась вода? Она на пути выздоровленія. Только и можно объяснить это чудомъ Божіимъ.

Да, чудо совершилось, и приговоренная къ смерти, хотя и слабая еще, но она сама смогла уже черезъ три дня сойти и сѣсть въ автомобиль, чтобы отправиться домой. Черезъ недѣлю жена поправилась совершенно, отслужила благодарственный молебенъ Божіей Матери, а розы — онѣ хранятся ею до настоящаго времени здѣсь, въ Аргентинѣ, вмѣстѣ съ копіей Курской Чудотворной Иконы, освященной на самой Иконѣ».

Леонидъ Ивановичъ Вельбицкій.       

Буэносъ Айресъ. Аргентина.

Леонидъ Ивановичъ въ томъ же письмѣ разсказываетъ, что послѣ молитвы его жены Курской Божіей Матери онъ былъ чудесно спасенъ отъ выдачи большевикамъ въ Ліенцѣ.

Исцѣленіе мальчика отъ гемофиліи.

«...Это было давно, въ далекой, любимой Югославіи. Мой мужъ, докторъ Семенъ Александровичъ Новицкій занималъ видное положеніе, какъ шефъ диспанзера для туберкулезныхъ въ г. Шабацѣ. У насъ былъ сынъ, прелестный трехлѣтній мальчикъ, который доставлялъ мнѣ съ мужемъ большое горе своей тяжелой неизлѣчимой болѣзнью — гемофиліей, какъ поставили діагнозъ извѣстные профессора. Нужно было все время слѣдить за нимъ, чтобы онъ не упалъ, не оцарапался, не ушибся и т. д. Его будущее, конечно, насъ очень тревожило. И вотъ, въ 1926 году, у него открылось сильное кровотеченіе изъ носа. Остановить его не было никакой возможности. Кровотеченіе продолжалось три дня. Врачи сказали, что положеніе безнадежное.

Въ это время прибыла въ Шабацъ Курская Чудотворная Икона. Пришедшая къ намъ наша добрая знакомая г-жа Ольга Богемская сказала намъ, что прибыла св. Икона, и она уже успѣла приложиться къ ней. По нашей просьбѣ, Икона была привезена къ намъ въ домъ, былъ отслуженъ молебенъ. Горячо молились мы Преблагословенной Владычицѣ Царицѣ Небесной, и мой мальчикъ также просилъ Боженьку послать ему милость — быть здоровымъ. И Матерь Божія услышала наши горячія молитвы и мгновенно навсегда исцѣлила нашего сына. Съ тѣхъ поръ всякое кровотеченіе у него проходило нормально».

Надежда Новицкая.       

Санъ Франциско. США.

Исцѣленіе отъ менингита сербки-крестьянки.

«Это случилось въ селѣ Верхній Ковиль около Новаго Сада, въ 1937-8 году. Въ этомъ селѣ находился женскій сербскій монастырь, настоятельницей котораго тогда была игуменія Евфимія, а духовникомъ іеромонахъ Никандръ, валаамецъ. Я часто гостила въ этомъ монастырѣ съ дѣтьми лѣтомъ у своихъ знакомыхъ Нестойко. Глава этой семьи управлялъ хозяйствомъ монастыря.

/с. 97/ Въ этомъ селѣ проживала одна вдова сербка, имя которой я теперь забыла, съ тремя дѣтьми отъ 14 до 18 лѣтъ. Я ее лично хорошо знала, какъ очень благочестивую женщину. Неожиданно заболѣла она страшной неизлѣчимой болѣзнью менингитомъ. Врачъ сербъ, лечившій ее, объявилъ дѣтямъ, что мать ихъ безнадежна и протянетъ самое большее 2-3 мѣсяца. Лежала она долгое время безъ сознанія, кормили ее жидкой пищей черезъ трубочку, и больная превратилась почти въ скелетъ.

Матушка игуменія тѣмъ лѣтомъ пригласила въ монастырь Курскую Чудотворную Икону. Была приготовлена торжественная встрѣча. Торжественный звонъ оповѣстилъ жителей села Верхній Ковиль о прибытіи Святыни. Народъ въ большомъ количествѣ выбѣгалъ на дорогу и присоединялся къ крестному ходу русовъ-бѣлградцевъ, которые несли Икону на носилкахъ въ особомъ кіотѣ.

Домикъ, въ которомъ жила больная женщина, лежалъ у самой дороги, по которой шелъ крестный ходъ. Когда процессія приблизилась къ нему, женщина вдругъ пришла въ себя и спросила у дѣтей, что за шумъ на улицѣ, Дѣти сказали, что это русы несутъ Чудотворную Икону въ монастырь. Мать захотѣла увидѣть ее и приложиться къ ней. Дѣти исполнили ея волю и вынесли больную вмѣстѣ съ кроватью на дорогу, по которой медленно двигался крестный ходъ.

Когда Икона поровнялась съ больной, лежавшей на постели, священникъ подошелъ и спросилъ, въ чемъ дѣло? Дѣти попросили его дать матери приложиться къ Образу. Священникъ, вынувъ изъ кіота Икону, благоговѣйно поднесъ ее къ больной, отслужилъ краткій молебенъ и далъ ей приложиться.

Крестный ходъ двинулся дальше, а дѣти отнесли мать домой. Больная вскорѣ послѣ этого уснула и проспала до утра слѣдующаго дня. Спала она впервые за всю болѣзнь крѣпко, хорошо. Дѣти отъ нея не отходили. Утромъ мать проснулась и попросила ее умыть и дать поѣсть. Дѣти были въ изумленіи, но ослушаться матери не посмѣли. На вопросъ, что дать ей поѣсть, больная попросила хлѣба, овечьяго сыру и молока. Покушавъ съ аппетитомъ, мать, полежавъ съ полчаса, попросила дѣтей ее поднять и провести по комнатѣ. Это былъ настоящій скелетъ, а не человѣкъ. Пройдясь по комнатѣ, съ помощью дѣтей, больная вернулась на кровать, но осталась на ней сидѣть. Черезъ два-три дня она уже двигалась сама и начала работать по дому. Посѣтившій ее докторъ только руками развелъ въ недоумѣніи, а исцѣленная ему сказала:

Я стала здоровой при помощи русской иконы Божіей Матери.

Я слышала эту исторію отъ самой исцѣленной крестьянки, въ присутствіи жены управляющаго монастырскимъ имѣніемъ, Елены Ѳоминишны Нестойко, которая была сама свидѣтельницей этого чуда и знала, что эта крестьянка была долго и безнадежно больна, а послѣ посѣщенія Иконы сразу выздоровѣла и стала ревностной посѣтительницей всѣхъ монастырскихъ /с. 98/ богослуженій. Объ этомъ случаѣ знало все село Верхній Ковиль».

Курянка Лидія Мандрусова.       

Санъ Франциско.

Образъ Пречистой встаетъ въ воздухѣ.

«Въ 1941 году, передъ нѣмецкой оккупаціей Югославіи, на шестой недѣлѣ Великаго поста, въ нашъ Хоповскій монастырь пришли сербскіе военные и помѣстили въ немъ радіостанцію. Это были люди изъ Старой Сербіи, тихіе, степенные, почтенные, большей частью среднихъ лѣтъ. Почти всѣ — вѣрующіе, понимавшіе, что сдѣлала для Сербіи Императорская Россія.

Одинъ изъ этихъ воиновъ повѣдалъ мнѣ слѣдующее чудо отъ Чудотворнаго Курскаго Образа Божіей Матери:

Въ моемъ краю въ Старой Сербіи очень чтутъ вашъ Курскій Образъ Богородицы. Вѣдь, когда эта Икона посѣтила нашъ край — на нашихъ глазахъ произошло чудо, записанное нашимъ духовенствомъ. Множество народа приходило на поклоненіе Курской Иконѣ Пречистой. Пріѣхалъ на своемъ автомобилѣ одинъ состоятельный человѣкъ, не поклониться, а просто полюбопытствовать. Увидя большую толпу народа, пришедшую на поклоненіе, онъ засмѣялся и сказалъ:

Вотъ, глупый, темный народъ, — думаетъ, что простая доска и краски могутъ чудеса творить.

Посмѣялся богачъ и поѣхалъ дальше на своемъ автомобилѣ. А дорога-то шла горами, путь извилистый, надъ пропастями, очень опасный. Богачъ, по волѣ Божіей, на одномъ крутомъ поворотѣ, не сумѣлъ выправить машину, та соскользнула съ дороги и готова была ринуться въ бездну. Вдругъ, передъ этимъ невѣромъ, словно живой, сталъ въ воздухѣ Курскій Образъ Божіей Матери.

Богачъ воскликнулъ:

Царица Небесная, спаси, спаси меня!..

Какъ бы какая-то невидимая рука остановила автомобиль надъ бездной. Богачъ осторожно далъ задній ходъ и выѣхалъ обратно на дорогу. Немедленно повернулъ онъ машину и возвратился въ село, гдѣ была Курская Чудотворная Икона. Палъ бывшій невѣръ передъ святой Иконой и со многими слезами каялся въ Своемъ невѣріи. Поставилъ большую восковую свѣчу и сталъ всѣмъ разсказывать о происшедшемъ съ нимъ великомъ чудѣ».

Монахиня Варвара.       

Лѣсненскій монастырь подъ Парижемъ.

Исцѣленіе больного пальца.

«Мы жили въ Бѣлградѣ. Однажды, придя съ ночного дежурства домой (я работала какъ ночная сестра въ санаторіи), я почувствовала, что у меня нестерпимо болитъ палецъ на правой рукѣ. Никакой раны, никакихъ признаковъ зараженія, нормальный палецъ, но самая верхушка его подъ ногтемъ такъ болитъ, что легкое прикосновеніе даже матеріей причиняетъ нестерпимую /с. 99/ боль. Вечеромъ я уже не могла идти на дежурство, а согрѣвающій компрессъ, положенный на палецъ на всю ночь, не облегчилъ боли. Такъ продолжалось нѣсколько дней. Наконецъ, я обратилась къ доктору, который посовѣтовалъ снять ноготь. Мнѣ не хотѣлось имѣть изуродованный палецъ, и я рѣшила потерпѣть и подождать.

Такъ проходили дни за днями, но боль не уменьшалась. Наступило 6-е ноября — день морского праздника, когда всѣ наши моряки дружной семьей объединяются сначала въ церкви, а потомъ идутъ на традиціонный ужинъ. Въ этотъ день къ намъ заходили друзья. Видя мое подавленное состояніе, они уговаривали меня пойти на молебенъ, который я никогда не пропускала. Пошла я въ церковь немного позже назначеннаго часа, рѣшивъ стать у самыхъ дверей, чтобы выйти послѣ молебна первой и не быть никѣмъ замѣченной.

Когда я пришла въ церковь, молебенъ уже начался. Въ церкви былъ полумракъ, и только нѣсколько лампадъ освѣщали лики святыхъ въ глубинѣ храма. Я встала у дверей, и первое, что мнѣ бросилось въ глаза, это то, что Чудотворный Образъ Знаменія какъ будто приближается ко мнѣ. Я подумала, что у меня начинается галлюцинація, но, когда закрыла глаза рукой, меня вдругъ осѣнила мысль, что Пречистая хочетъ помочь мнѣ, и мнѣ нужно помолиться ей.

Рѣшивъ остаться въ одиночествѣ, я едва дождалась, пока молебенъ окончился и всѣ разошлись. Послѣдней вышла докторъ Хоматіано, къ которой я должна была придти на слѣдующій день для безболѣзненнаго, по ея словамъ, удаленія ногтя. Остались въ церкви только я да сторожъ, тушившій лампады и убиравшій въ церкви.

Я подошла къ Чудотворному Образу, усердно помолилась, помазала лампаднымъ масломъ больной ноготь и пошла домой. На душѣ было тихо и спокойно. Придя домой, я легла спать, умостивъ руку такъ, чтобы не задѣть ее ничѣмъ ночью. Заснула я сразу и такъ крѣпко, какъ не спала уже давно. Проснулась я въ часъ ночи, когда мужъ вернулся съ морского ужина, и первое, что я почувствовала, это то, что палецъ больше не болитъ.

Не буду описывать мою радость, это каждый пойметъ. На слѣдующее утро я съ новой энергіей принялась за работу, скоро сдала всѣ заказы (кромѣ дежурства я еще шила) и не только не потеряла своихъ кліентовъ, но пріобрѣла ихъ еще больше. Такъ мнѣ помогла наша Пречистая Матерь Божія.

На моихъ глазахъ исцѣлилась отъ тяжелой формы воспаленія легкихъ послѣ молебна передъ Чудотворнымъ Образомъ моя добрая знакомая Екатерина Сергѣевна Силина, а въ Австріи отъ тифа мой собственный мужъ».

М. Фолькертъ.       

Санъ Франциско.

/с. 100/

Только два дома на всей улицѣ остались цѣлы.

«Годы Второй Міровой войны застали насъ въ Бѣлградѣ. Жили мы на Хаджи-Джериной улицѣ № 22, недалеко отъ студенческаго дома — мѣста почему-то усиленной бомбардировки, какъ нѣмцевъ, такъ и союзниковъ. Мы обыкновенно ежегодно, а то и чаще, принимали у себя Чудотворную Икону. Грянула война. Налетѣли нѣмецкіе аэропланы, засыпали нашъ районъ бомбами. Бомбы рвались въ нѣсколькихъ шагахъ отъ насъ, но въ нашъ домъ ни одна не попала.

Наступилъ 1944 годъ. Начиная съ перваго дня Пасхи, начались бомбардировки союзниковъ. Мы пригласили къ себѣ въ домъ Чудотворную Икону Курской Божіей Матери. Былъ отслуженъ молебенъ, а затѣмъ св. Икону пронесли по всѣмъ комнатамъ. Напротивъ насъ, въ четырехэтажномъ домѣ жила русская семья. Узнавъ, что мы принимаемъ Чудотворную Икону, попросили сопровождавшаго ее священника, не могутъ ли и они принять у себя Икону. Батюшка согласился.

Прошло лѣто. Послѣ многочисленныхъ тяжелыхъ бомбардировокъ, наша улица постепенно превратилась въ сплошныя руины. И только два единственныхъ дома стояли неповрежденными: нашъ и напротивъ, которые посѣтила Владычица и осѣнила Своимъ Покровомъ. Ни одного прямого попаданія. Только штукатурка была повреждена осколками бомбъ и сотрясеніемъ воздуха, да стекла выбиты».

Иванъ Андреевичъ Милютинъ.       

Лосъ Анжелесъ.

Спасеніе молодого воина.

Я пережила въ Бѣлградѣ и нѣмецкую и союзническую бомбардировки. Нѣмецкая бомбардировка длилась недолго и не была такой катастрофичной, хотя и были жертвы среди русской колоніи. Нѣмцы били Бѣлградъ по плану. Съ рѣдкимъ искусствомъ попадали въ дома и районы военнаго значенія, министерства и вокзалы. Но бомбардировка Югославіи западными союзниками была настоящимъ бичемъ.

Первыя бомбы упали на Бѣлградъ въ первый день Пасхи, 16-го апрѣля 1944 года Какой это былъ свирѣпый ударъ! Развороченные дома, тысячи раненыхъ и погибающихъ, а всюду на столахъ — пасхи, куличи, крашеныя яйца.

Бомбардировки не прекращались. Каждый день предостерегающе завывали сирены, и народъ въ ужасѣ бѣжалъ изъ домовъ за городъ. Русскіе усилили посѣщеніе церкви и передъ Чудотворной Иконой усердно молились о милости и спасеніи своихъ близкихъ и себя грѣшныхъ.

Я осталась въ Бѣлградѣ одна въ нашемъ полуразрушенномъ домѣ, отправивъ мать и сестру въ Банатъ. Однажды, послѣ перваго воя сиренъ, услышала я радіовѣсть, что «вражескія эскадрильи» направились бомбить Смедерево, городъ, въ которомъ мой /с. 101/ племянникъ служилъ въ арміи. Я знала, что его рота несетъ охрану громадной фабрики — рафинеріи нефти. Я знала, что эта фабрика, главнымъ образомъ, и будетъ цѣлью налета. Я могла предположить, что какъ разъ въ это время онъ можетъ стоять на стражѣ у громадныхъ цистернъ, полныхъ горючаго, или у длинныхъ составовъ поѣздовъ съ наливными вагонами.

Движеніе по Бѣлграду было прекращено. Городъ затихъ и вымеръ. Народъ или убѣжалъ за городъ, или скрылся въ бомбоубѣжищахъ. Было лѣто. Страшная жара дышала зловоніемъ невыкопанныхъ труповъ отъ прежнихъ налетовъ. Мой племянникъ — единственное чадо моей сестры — безумно любящей матери. Не говоря о моихъ чувствахъ къ нему и страхѣ за его жизни, я не могла не думать о томъ, что потеря его равна смерти моей сестры. Въ ужасѣ и отчаяніи, несмотря на запреты власти, я выскочила изъ дому и, ведомая первой мыслію, побѣжала по пустыннымъ улицамъ къ русской церкви. Жили мы далеко. Бѣжала я долго, по дорогѣ прячась отъ рѣдкихъ нѣмецкихъ патрулей.

Двери нашей церкви никогда не запирались. По сравненію съ жаромъ полдня въ храмѣ царила прохлада, полумракъ и тишина, сладостно пахло ладаномъ. Передъ иконами мерцали лампады и догорали свѣчи. Я опустилась на колѣни передъ Иконой Курской Коренной Божіей Матери...

Смедерево недалеко отъ Бѣлграда. Какъ и Бѣлградъ, оно лежитъ на берегу Дуная. Воздушное разстояніе равно 60 километрамъ. Стоя на колѣняхъ передъ Иконой и погрузившись въ горячую молитву о спасеніи дорогого мнѣ воина, я не могла ею заглушить непрерывный далекій гулъ взрывовъ. Смедерево покрывалось «коврами» бомбъ.

Мое отчаяніе было глубоко, но Богъ ниспослалъ мнѣ вѣру въ чудо, и я ввѣрила моего племянника, его жизнь защитѣ Пресвятой Богородицы. Я горячо вѣрила, что Она спасетъ и сохранитъ дитя моей сестры, этого чистаго духомъ и тѣломъ, вѣрующаго юношу.

Не знаю, какъ долго продолжалась бомбардировка Смедерева. Я не знаю, какъ долго я молилась, обливаясь слезами. Я вышла изъ церкви въ тотъ моментъ, когда данъ былъ отбой. При выходѣ я встрѣтилась съ владыкой Анастасіемъ и священниками. Кроткіе, добрые, ласковые глаза его остановились на моемъ, вспухшемъ отъ слезъ лицѣ. Склонившись принять благословеніе любимаго архипастыря, я услышала его слова: «Не надо отчаиваться. Все будетъ хорошо...»

И все было хорошо. Мой племянникъ остался невредимъ, несмотря на то, что онъ дѣйствительно стоялъ на стражѣ въ это время рядомъ съ цистернами горючаго. Онъ мнѣ разсказывалъ потомъ, что вокругъ него рвались бомбы, засыпали все осколками и землей, пылали цистерны, горѣли составы поѣздовъ. Покровъ же Богородицы охранилъ нашего воина даже отъ малѣйшей царапины. Онъ, милостью Божіей, перенеся многое, побывавъ не разъ въ смертельной опасности на протяженіи войны /с. 102/ — живъ и сейчасъ».

Аріадна Деліаничъ.       

Санъ Франциско.

Дивное спасеніе больной старицы и ея сына.

Это удивительное чудо извѣстно многимъ бѣлградцамъ. Я лично неоднократно о немъ слышалъ повѣствованіе и получилъ нѣсколько описаній его отъ разныхъ лицъ. Оно даже вошло въ недавно составленный въ Палестинѣ акаѳистъ Курской Божіей Матери, одобренный Сѵнодомъ. Какъ же я былъ обрадованъ, когда, вдругъ, получилъ изъ Аргентины письмо отъ самого чудесно спасшагося сына. Это письмо и привожу полностью:

«...Въ 1944 году я проживалъ съ семьей въ Бѣлградѣ, на Дринчичевой улицѣ № 322, въ большомъ пятиэтажномъ домѣ, въ которомъ было до 30 квартиръ. Я снималъ квартиру на 4-м этажѣ изъ 4 комнатъ, кухни и ванны. За мѣсяцъ до Пасхи моя мать, Вѣра Ѳеодоровна Викгорстъ, 75 лѣтъ, была очень больна и пригласила священника изъ нашей русской церкви съ Иконой Курской Божіей Матери отслужить молебенъ у насъ на квартирѣ.

Моя мать лежала на кровати въ маленькой комнатѣ; священникъ поставилъ Чудотворную Икону на столикъ у самой кровати и такъ служилъ молебенъ. Послѣ этого моей матери стало лучше, и она стала поправляться.

На первый день Пасхи, я вернулся утромъ отъ заутрени (во время войны заутреню служили не ночью, а утромъ) и легъ въ своей комнатѣ на кушетку отдохнуть. Въ это время завыли сирены, и моя жена и сестра съ мужемъ спустились внизъ въ погребъ. Моя мать не захотѣла спускаться внизъ, такъ какъ была очень слаба и, кромѣ того, не боялась.

Я остался также въ квартирѣ у себя въ комнатѣ. Черезъ нѣкоторое время слышу, что мать зоветъ меня. Я вхожу къ ней въ комнату и подхожу къ ея кровати. Въ этотъ моментъ меня опрокидываетъ что-то и прижимаетъ къ полу. Когда я пришелъ въ себя, то нащупалъ руками мою мать въ кровати, т. к. была полная темнота отъ пыли.

Какъ только пыль разсѣялась, оказалось, что въ домъ попали бомбы тяжелаго калибра и домъ рухнулъ. Осталась стѣна и кусокъ пола подъ кроватью, на которой лежала моя мать и стоялъ я около, то есть осталось именно то мѣсто, гдѣ стояла Икона во время молебна. Мы съ матерью были цѣлы и невредимы. Какимъ образомъ пролетѣли внизъ всѣ кирпичи и балки, — вѣдь надъ нами былъ еще этажъ, чердакъ и крыша, — насъ не задѣвъ и не повредивъ, является совершенно необъяснимымъ.

Мои родные, бывшіе въ погребѣ, глубокомъ и солидномъ, остались невредимы, но всѣ, кто оставался въ другихъ квартирахъ, конечно, погибли, т. к. весь домъ рухнулъ. Повидимому, въ домъ попали три бомбы и одна изъ нихъ въ нашу квартиру, что мы установили по виду обломковъ зданія. Пріѣхавшая пожар/с. 103/ная команда, приставивъ большую спеціальную лѣстницу, сняла мою мать и меня сверху.

Какъ непосредственнаго свидѣтеля, могу назвать г. Николая Руднева, который сразу же послѣ бомбардировки пробѣгалъ по улицѣ и которому я сверху кричалъ, чтобы онъ позвалъ пожарныхъ. Свидѣтелями могутъ быть также моя сестра Елизавета Ивановна и ея мужъ Николай Александровичъ Клименко. Объ этомъ, конечно, разнеслась вѣсть по всему Бѣлграду. То была первая бомбардировка Бѣлграда западными союзниками. Я въ Бѣлградѣ проживалъ съ 1920 года и имѣлъ магазинъ на главной улицѣ Теразіи. Въ Россіи былъ гвардіи штабъ-ротмистромъ. Мать моя была въ прошломъ начальницей дѣвичьяго института. Въ томъ, что мы съ матерью спаслись столь удивительнымъ образомъ, бдагодаря милости Матери Божіей, явленной намъ черезъ ея Курскую Чудотворную Икону, у меня нѣтъ никакого сомнѣнія. Черезъ два года моя мать мирно скончалась въ больницѣ».

Игорь Львовичъ Викгорстъ.       

Буэносъ Айресъ. Аргентина.



У автора этой книги имѣется еще нѣсколько подобныхъ писемъ о чудесномъ спасеніи отъ бомбъ, но, за недостаткомъ мѣста, ихъ приходится опустить.

Всѣ русскіе бѣлградцы единодушно свидѣтельствуютъ, что всѣ дома, въ которыхъ побывала Чудотворная Икона, или сохранились цѣликомъ, или пострадали только частично, но квартиры, въ которыхъ была Икона, сохранились.

То же самое было и въ Вѣнѣ, о чемъ у меня имѣется также рядъ писемъ, изъ которыхъ приведу только одно:

Божественная литургія подъ градомъ бомбъ.

«...Къ началу литургіи, которую служилъ митрополитъ Анастасій, церковь наполнилась молящимися. Былъ пасмурный день. Шелъ снѣгъ. Несмотря на утро, было сѣро, какъ въ сумерки. Но на душѣ у насъ было легко и радостно: съ нами Чудотворная Икона, съ нами нашъ любимый Первосвятитель.

Глаза молящихся впиваются въ потемнѣвшій отъ времени ликъ Владычицы. У обоихъ клиросовъ стоятъ толпы исповѣдывающихся. «Бѣлые» бѣженцы перемѣшались съ «остами», находившимися на работахъ въ Вѣнѣ. Я думаю, что почти всѣ пришедшіе въ этотъ день въ церковь исповѣдались и приняли Святыя Тайны.

Я была безконечно счастлива моей встрѣчей со ставшей мнѣ родной Курской Чудотворной Иконой и съ владыкой митрополитомъ и считала это добрымъ знаменіемъ. Молящіеся тихо перешептывались, выражая надежду, что въ такой вьюжный день бомбардировки не будетъ. Увы, внезапно завыли сирены и вскорѣ началась страшная бомбордировка.

Далекій гулъ взрывовъ — бомбили Флорисдорфъ, рабочую часть милліоннаго города — не прерывалъ литургіи. Спокойно /с. 104/ подавали возгласы Первосвятитель и священники. Торжественно пѣлъ хоръ. Даже самые пугливые и слабые духомъ не покидали церковь. Съ нами былъ Богъ. Глаза всѣхъ съ упованіемъ взирали на Икону и на кроткій ликъ владыки.

Разрывы бомбъ приближались. Сотрясалась церковь, дребезжали стекла. У всѣхъ молящихся были торжественно спокойныя лица. Люди принимали св. Причастіе, подходили приложиться къ Чудотворной Иконѣ и подъ благословеніе кроткаго старца владыки митрополита. Служба окончилась, и одновременно былъ данъ отбой. Въ рукахъ выходящихъ были иконки-копіи Чудотворной нашей Заступницы и просфорки.

Хлопьями падалъ снѣгъ. На небѣ разливалось зловѣщее черное облако дыма. Рядомъ пылали дома. А у насъ на душѣ сіяло солнце, ибо для насъ это былъ день воскресенія Христова и, въ то же время, какъ бы нашего, ибо мы не убоялись, не разбѣжались, чувствуя на себѣ благодать Защитницы и благословеніе смертью смерть Поправшаго...»

Аріадна Деліаничъ.       

Санъ Франциско.

Къ этому добавлю изъ письма другой очевидицы этого дивнаго богослуженія о томъ, что было вокругъ церкви:

«...Картина была ужасная. Все кругомъ горѣло, ибо были брошены зажигательныя бомбы. Улицы были буквально завалены битымъ стекломъ. Прямо передъ соборомъ горѣлъ домъ, также и наискосокъ отъ него. За соборомъ и рядомъ съ нимъ упало нѣсколько бомбъ, въ соборѣ же не выпало ни одного стеклышка...»

Подпись неразборчива.       

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 95-104.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.