Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ДУША ПОСЛѢ СМЕРТИ. СОВРЕМЕННЫЕ «ПОСМЕРТНЫЕ» ОПЫТЫ ВЪ СВѢТѢ УЧЕНІЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
(Пер. съ англ., съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ. М., 1991).

Глава четвертая.
ВИДѢНІЕ «НЕБА».

Въ «Жизни послѣ жизни» д-ръ Муди отмѣчаетъ, что опрошенные имъ люди, судя по всему, не переживали ничего вродѣ «миѳологической картины того, что будетъ въ грядущемъ» и даже проявляютъ недовѣріе къ обычному образу рая и ада и ко всей «модели воздаянія-наказанія въ загробной жизни».

Однако въ «Размышленіяхъ о жизни послѣ жизни» онъ указываетъ, что послѣдніе его опросы выявили многочисленные посмертные опыты «другихъ сферъ существованія, которыя можно было бы назвать «райскими». Одинъ человѣкъ очутился въ «сельской мѣстности съ ручейками, травой и деревьями, горами»; одна женщина, оказавшись въ столь же «прекрасномъ мѣстѣ» разсказываетъ: «вдали... я могла видѣть городъ. Тамъ были зданія — отдѣльныя зданія. Они сверкали, свѣтились. Люди тамъ были счастливы. Тамъ была искрящаяся вода, фонтаны... городъ свѣта, такъ, я думаю, можно было бы назвать его».

На самомъ дѣлѣ этотъ опытъ, какъ можно судить по ряду новыхъ книгъ, является достаточно общимъ. Упомянутые выше протестантскіе авторы вѣрятъ, что этотъ опытъ (по крайней мѣрѣ тамъ, гдѣ его образы являются типично библейскими) христіанскій и что слѣдуетъ отличать его отъ большинства другихъ «посмертныхъ» опытовъ, которые, по ихъ убѣжденію, являются бѣсовскимъ обманомъ. «Невѣрующіе, по-видимому, имѣютъ ложный опытъ этого типа, который въ Библіи приписывается именно сатанѣ: вѣрующіе переживаютъ доктріально правильныя событія, которыя могутъ быть почерпнуты прямо изъ Писанія» (Левитъ и Уэлдонъ, «Есть ли жизнь послѣ смерти?»). Дѣйствительно ли это вѣрно или опытъ вѣрующихъ и невѣрующихъ на самомъ дѣлѣ намного ближе, чѣмъ воображаютъ эти авторы?

Опытъ Бети Мальцъ, которая опубликовала книгу о своемъ 28-минутномъ пребываніи «внѣ тѣла» во время «клинической смерти», эти авторы считаютъ подлинно «христіанскимъ». Послѣ смерти она сразу же оказалась «идущей вверхъ по прелестному зеленому холму... Я шла по травѣ такого ярко-зеленаго цвѣта, какой мнѣ никогда не приходилось видѣть». Ее сопровождала другая, «высокая мужская фигура въ широкой одеждѣ. Я подумала не ангелъ ли это... Слѣва отъ меня росли разноцвѣтные цвѣты. Также деревья, кусты... Мы вышли къ великолѣпному серебристому сооруженію. Оно было похоже на дворецъ, но безъ башенъ. Когда мы шли къ нему, я слышала голоса. Они были мелодичны, гармоничны, сливались въ хоръ, и я слышала слова «Іисусъ...». Ан/с. 51/гелъ шагнулъ впередъ и ладонью прикоснулся къ воротамъ, которыхъ сперва было я и не замѣтила. Ворота, высотой около четырехъ метровъ, были изъ цѣльнаго жемчужнаго листа». Когда ворота открылись, «я увидѣла внутри то, что представлялось улицей золотого цвѣта съ перекрытіемъ изъ стекла или воды. Появившійся желтый цвѣтъ былъ слѣпящимъ. Нельзя описать его. Я никого не видѣла, но ощущала Чье-то присутствіе. Внезапно я поняла, что этотъ свѣтъ былъ Іисусъ». Получивъ приглашеніе пройти въ ворота, она вспомнила о своемъ отцѣ, который молился о ней, ворота закрылись и она вернулась внизъ по холму, замѣтивъ солнце, восходящее надъ усыпанной драгоцѣнными камнями стѣной — которое вскорѣ превратилось въ восходъ солнца надъ городомъ Терре-Хотъ, гдѣ она вернулась въ свое тѣло въ больницѣ, причемъ это разсматривалось всѣми какъ «чудо» (Бетти Мальцъ, «Мое мимолетное впечатлѣніе о вѣчности», Техасъ).

Отличается ли на самомъ дѣлѣ этотъ опытъ качественно отъ большей части того, о чемъ разсказываетъ д-ръ Муди? Дѣйствительно ли это христіанское видѣніе неба? (Миссисъ Мальцъ по вѣроисповѣданію протестантка, и ея вѣра укрѣпилась послѣ всего пережитаго). Православный христіанскій читатель, конечно, не столь въ этомъ увѣренъ, какъ процитированные выше протестантскіе авторы. Къ тому же, чтобы намъ не было извѣстно о томъ, какъ душа послѣ смерти идетъ на Небо и черезъ что она проходитъ, чтобы попасть туда (это будетъ разсмотрѣно ниже) — этотъ опытъ не представляется намъ очень ужъ отличающимся отъ тѣхъ «мірскихъ» посмертныхъ переживаній, о которыхъ сейчасъ пишутъ. Помимо «христіанской» окраски, приданной этому опыту вѣрующей протестанткой (ангелъ, гимнъ, присутствіе Іисуса), здѣсь есть элементы, общіе съ «мірскими» случаями: ощущеніе покоя и мира (которое она описываетъ какъ рѣзко контрастирующее съ мѣсяцами ея тяжелой болѣзни), «свѣтящееся существо» (которое и другіе отождествляютъ съ Іисусомъ), подходъ къ какимъ-то другимъ сферамъ, лежащимъ за нѣкой «границей». И нѣсколько странно, что она увидѣла восходъ посторонняго солнца надъ украшенными драгоцѣнными камнями стѣнами, если это дѣйствительно было Небо... Какъ же мы должны это понимать?

Въ нѣкоторыхъ новыхъ книгахъ описывается цѣлый рядъ аналогичныхъ опытовъ, краткое разсмотрѣніе которыхъ дастъ намъ намного лучшее пониманіе сути дѣла.

/с. 52/ Одна изъ книгъ была недавно составлена изъ «христіанскихъ» (большей частью протестантскихъ) случаевъ умиранія и «посмертныхъ» опытовъ (Джонъ Майерсъ, «Голоса на краю вѣчности», 1973). Въ одномъ изъ описываемыхъ въ книгѣ случаевъ женщина «умерла», была освобождена отъ тѣла и пришла въ мѣсто, обильно залитое льющимся изъ «окна на небо» свѣтомъ. «То, что я увидѣла тамъ, заставило поблекнуть всѣ земныя радости. Я хотѣла присоединиться къ радостной толпѣ дѣтей, поющихъ и рѣзвящихся въ яблоневомъ саду... На деревьяхъ были сразу и благоухающіе цвѣты и зрѣлые красные плоды. Когда я сидѣла тамъ, упиваясь красотою, я постепенно стала ощущать Присутствіе, Присутствіе радости, гармоніи и сочувствія. Сердце мое рвалось къ тому, чтобы стать частью этой красоты». Когда послѣ пятнадцатиминутнаго пребыванія «мертвой», она вернулась въ свое тѣло, этотъ иной міръ былъ для нея въ теченіе оставшейся части дня и весь слѣдующій день куда реальнѣе, чѣмъ тотъ, куда она вернулась. Этотъ опытъ вызвалъ кажущуюся «духовную» радость, сравнимую съ той, какую испытала миссисъ Мальцъ, и тоже внесъ въ жизнь этой женщины новое измѣреніе, но увидѣнный и ею образъ «Неба» былъ совсѣмъ инымъ.

Яркій «посмертный» опытъ имѣлъ врачъ изъ Вирджиніи Джорджъ Ричи. Краткое сообщеніе объ этомъ было опубликовано въ 1963 г. въ «Гайдпостъ Мэгэзинъ», а болѣе пространный варіантъ — въ видѣ книги «Возвращеніе изъ завтра». Въ этомъ разсказѣ, послѣ долгаго отдѣленія отъ тѣла, которое было объявлено мертвымъ, молодой Джорджъ Ричи вернулся въ маленькую комнату, гдѣ лежало его тѣло, и только послѣ этого понялъ, что онъ «мертвъ», и при этомъ комната обильно наполнилась свѣтомъ, который онъ ощущалъ какъ присутствіе Христа, «присутствіе столь утѣшительное, столь радостное и всепоглощающее, что я хотѣлъ навсегда цѣликомъ погрузиться въ его созерцаніе». Послѣ просмотра «обратныхъ кадровъ» своей жизни и въ отвѣтъ на вопросъ: «Какъ ты использовалъ свое время на землѣ?» онъ увидѣлъ три видѣнія. Первыя два, казалось, относились къ «совсѣмъ иному міру, занимающему то же пространство, что и наша земля и также имѣющему много земныхъ чертъ — улицы и сельская мѣстность, университеты, библіотеки, лабораторіи. Отъ другого же міра я имѣлъ только мимолетное впечатлѣніе. Теперь мы, казалось, уже больше не на землѣ, но невѣроятно далеко, внѣ всякой связи съ ней. И здѣсь, все еще на большомъ разстояніи, я увидѣлъ городъ — но го/с. 53/родъ, если такое можно помыслить, построенный изъ свѣта... гдѣ стѣны, дома, улицы, казалось, излучали свѣтъ, а вдоль нихъ двигались столь же ослѣпительныя яркія существа, какъ и Нѣкто, стоящій рядомъ со мной. Это было лишь мгновенное видѣніе, ибо въ слѣдующій моментъ стѣны маленькой комнаты сомкнулись надо мной, ослѣпительный свѣтъ померкъ, и странный сонъ овладѣлъ мною». До этого онъ ничего не читалъ о жизни послѣ смерти, послѣ же этого случая сталъ активистомъ протестантской церкви («Голоса на краю вѣчности»).

Этотъ потрясающій случай произошелъ въ 1943 г. и, какъ оказывается, подобные случаи не являются характерными исключительно только случаевъ «воскрешенія», имѣвшихъ мѣсто за послѣднія нѣсколько лѣтъ. Протестантскій пасторъ Норманъ Винсентъ Пилъ сообщаетъ о рядѣ подобныхъ случаевъ и замѣчаетъ слѣдующее: «Галлюцинаціи, сонъ, видѣніе — я не вѣрю въ это. Я слишкомъ много лѣтъ опрашивалъ людей, которые были на краю «чего-то» и заглядывали туда и которые единодушно говорили о красотѣ, свѣтѣ и мирѣ, чтобы самому имѣть какія-то сомнѣнія» (Норманъ Винсентъ Пилъ, «Сила позитивнаго мышленія», Нью-Іоркъ, 1853 г.). Въ «Голосахъ на краю вѣчности» даются многочисленные примѣры изъ антологій XIX в. о видѣніяхъ на смертномъ ложѣ и предсмертныхъ переживаніяхъ и хотя ни одинъ изъ этихъ примѣровъ не является столь подробнымъ, какъ нѣкоторые изъ недавнихъ случаевъ, они даютъ обширныя доказательства того, что видѣнія умирающимъ потустороннихъ явленій и сценъ были довольно распространеннымъ явленіемъ. Въ этихъ случаяхъ тѣ, кто считалъ себя христіаниномъ и готовымъ къ смерти, имѣли чувство мира, радости, свѣта, видѣнія ангеловъ, неба, а невѣрующій (въ болѣе религіозной Америкѣ XIX вѣка!) часто видятъ бѣсовъ и адъ.

Установивъ фактъ наличія этихъ видѣній, мы должны задаться вопросомъ: какова ихъ природа? Дѣйствительно ли видѣніе неба столь распространено среди тѣхъ, кто умирая какъ христіане (насколько они это понимаютъ), все еще остаются внѣ Церкви Христовой, Церкви Православной?

Въ нашихъ сужденіяхъ о природѣ и цѣнности такихъ случаевъ мы начинаемъ съ повторенія подхода къ вопросу о «встрѣчѣ съ другими». Разсмотримъ опытъ смерти нехристіанъ для того, чтобы видѣть, дѣйствительно ли онъ замѣтно отличается отъ опыта тѣхъ, кто провозглашаетъ себя христіанами. Если нехристіане также обычно видятъ Небо во время или послѣ «смерти», то тогда намъ /с. 54/ надо будетъ разсматривать этотъ опытъ какъ нѣчто естественное, что можетъ произойти со всякимъ, а не какъ нѣчто специфически христіанское. Книга Осиса и Харалдсона предлагаетъ на этотъ счетъ многочисленныя свидѣтельства.

Эти изслѣдователи сообщаютъ о 75 случаяхъ «видѣнія другого міра» умирающими. Нѣкоторые разсказываютъ о невѣроятно прекрасныхъ лугахъ и садахъ, другіе видятъ ворота, ведущія въ прекрасную сельскую мѣстность или городъ, третьи слышатъ потустороннюю музыку. Часто сюда примѣшиваются весьма мірскія образы, какъ въ случаѣ съ одной американкой, которая отправилась въ прекрасный садъ на такси, или индіанки, которая въѣхала въ свое «Небо» на коровѣ («Въ часъ смерти»), или жителя Нью-Іорка, который вышелъ на пышный зеленый лугъ, душа его была полна «любви и счастья» и онъ могъ видѣть вдали зданія Манхеттена и паркъ развлеченій (Дэвидъ Уиллеръ, «Путешествія на другую сторону»).

Важно отмѣтить, что въ изслѣдованіяхъ Осиса и Харалдсона индусы видятъ «Небо» столь же часто, какъ и христіане, но если послѣдніе видятъ «Іисуса» и «ангеловъ», то первые столь же часто видятъ индуистскіе храмы и боговъ. Еще болѣе важно то, что глубина религіозности паціентовъ, по-видимому, не оказываетъ никакого вліянія на ихъ способность видѣть потустороннія видѣнія: «глубоко религіозные люди видѣли сады, врата и небо не чаще, чѣмъ менѣе или совсѣмъ не религіозные». Дѣйствительно, одинъ членъ индійской коммунистической партіи, атеистъ и матеріалистъ, былъ во время смерти перенесенъ въ «прекрасное мѣсто на этой землѣ... Онъ услышалъ музыку, а также какое-то пѣніе вдали. Когда онъ понялъ что живъ, онъ огорчился, что ему пришлось покинуть столь прекрасное мѣсто». Одинъ человѣкъ пытался покончить жизнь самоубійствомъ и, умирая, онъ говорилъ: «Я на небѣ. Вокругъ столько домовъ, столько улицъ, съ большими деревьями, на вѣтвяхъ которыхъ растутъ такіе сладкіе плоды и поютъ птички». Большинство изъ пережившихъ подобное чувствуютъ великую радость, безмятежность и готовность принять смерть, мало кто хочетъ вернуться къ жизни.

Такимъ образомъ, ясно, что мы должны быть очень осторожны въ толкованіи «видѣній неба», которыя видятъ умирающіе и «умершіе». Какъ и выше, при обсужденіи «встрѣчи съ другими» въ гл. 2, такъ и теперь мы должны четко проводить различіе между подлинно благодатными видѣніями иного міра и просто естест/с. 55/венными опытами, которые хотя можетъ быть и выходятъ за нормальныя рамки человѣческаго опыта, но ни въ коей мѣрѣ не являются духовными и ничего не говорятъ намъ объ истинной реальности ни рая, ни ада истиннаго христіанскаго ученія.

Теперь намъ предстоитъ самая важная часть нашего изслѣдованія «посмертнаго» и предсмертнаго опыта: измѣренія его и сужденіе о немъ съ помощью мѣрила подлиннаго христіанскаго ученія и опыта жизни послѣ смерти, а также опредѣленіе его значенія для нашего времени. Уже здѣсь можно дать предварительную оцѣнку столь распространеннымъ видѣніямъ Неба: большинство, а можетъ быть и всѣ изъ этихъ случаевъ почти ничего общаго не имѣютъ съ христіанскимъ видѣніемъ Неба. Это не духовныя, а мірскія видѣнія. Они столь быстрыя, такъ легко получаются, столь одинаковыя, земныя въ своей образности, что не можетъ быть никакого серьезнаго сравненія между ними и подлинными христіанскими видѣніями Неба въ прошломъ (нѣкоторыя изъ нихъ будутъ описаны ниже). Даже самый «духовный» моментъ въ нѣкоторыхъ изъ нихъ — ощущеніе «присутствія» Христа — еще разъ говоритъ о духовной незрѣлости тѣхъ, кто это испытываетъ, болѣе чѣмъ о чемъ-либо другомъ. Новѣйшіе опыты вызываютъ чувство, близкое къ «комфорту» и «миру» современныхъ спиритическихъ и пятидесятническихъ движеній, а не глубокое благоговѣніе, страхъ Божій и покаяніе, которое вызывало у христіанскихъ святыхъ подлинное ощущеніе присутствія Божія, образцомъ чего является случай съ ап. Павломъ на дорогѣ въ Дамаскъ (Дѣян. 9, 3-9).

Тѣмъ не менѣе, нельзя сомнѣваться въ томъ, что эти опыты экстраординарные: многіе изъ нихъ нельзя свести просто къ галлюцинаціямъ, и похоже, что они возникаютъ въ рамкахъ земной жизни, какъ это обычно понимаютъ, въ сферѣ какъ бы между жизнью и смертью.

Что же это за сфера?

Къ этому вопросу мы теперь и обратимся. Чтобы отвѣтить на него, сначала обратимся къ подлинному христіанскому свидѣтельству, а затѣмъ, какъ дѣлаютъ д-ръ Муди и другіе авторы, къ писаніямъ современныхъ оккультистовъ и другихъ, кто утверждаетъ, что бывалъ въ иныхъ мірахъ. Это послѣдній источникъ, если его пра/с. 56/вильно понять, даетъ удивительное подтвержденіе христіанской истины.

Для начала зададимся вопросомъ: что это за царство, куда, согласно христіанскому ученію, душа попадаетъ сразу послѣ смерти?

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ). Душа послѣ смерти. Современные «посмертные» опыты въ свѣтѣ ученія Православной Церкви. / Пер. съ англ. (съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ). — М.: «MACAU & Co.», 1991. — С. 50-56.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.