Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ДУША ПОСЛѢ СМЕРТИ. СОВРЕМЕННЫЕ «ПОСМЕРТНЫЕ» ОПЫТЫ ВЪ СВѢТѢ УЧЕНІЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
(Пер. съ англ., съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ. М., 1991).

Приложеніе II.
МОЛИТВА ЗА НЕПРАВОСЛАВНЫХЪ.

Молитва православныхъ христіанъ за усопшихъ внѣ лона Церкви.

Какъ Православная Церковь молится за своихъ усопшихъ вѣрныхъ чадъ, было показано въ гл. 10. Но какъ быть съ тѣми, кто умерли внѣ Церкви? Въ общемъ Церковь слѣдуетъ четко изложенному митрополитомъ Московскимъ Филаретомъ (Дроздовымъ) принципу, что неправославные самимъ своимъ неправославіемъ отдѣлились отъ таинствъ Православной Церкви и этому соотвѣтствуетъ ихъ непоминовеніе въ Таинствѣ Евхаристіи. Слѣдовательно, на Божественной Литургіи Церковь не имѣетъ особаго поминовенія неправославныхъ и особенно усопшихъ, которые уже не могутъ присоединиться къ ней.

Какъ же тогда православный христіанинъ можетъ выразить свое сердечное побужденіе молиться за родныхъ и друзей, которые отошли отъ Церкви? Отвѣтъ Церкви, одновременно строгій и сочувственный, какъ можно видѣть изъ приводимаго ниже отрывка, который является послѣдней частью обширной статьи, излагающей причины, почему Церковь не молилась на литургіи о неправославныхъ.

Іеромонахъ Іосифъ, Начальникъ Оптинскаго скита.
Можно ли, и какъ можно православнымъ христіанамъ молиться за христіанъ неправославныхъ?

«Говоря о строгости нашей Православной Церкви въ отношеніи поминовенія неправо вѣрующихъ христіанъ, мы не къ тому ведемъ рѣчь, что будто святая наша Церковь заповѣдуетъ намъ, чадамъ ея, вовсе никоимъ образомъ не молиться о нихъ. Она только запрещаетъ намъ своечинную молитву, т. е. молиться — какъ намъ хочется и какъ вздумается. Мать наша Православная Церковь внушаетъ намъ, чтобы все у насъ, какъ и самая молитва, совершалось по чину и благообразно (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всѣхъ нашихъ церковныхъ богослуженіяхъ, о всѣхъ разноплеменныхъ народахъ и о всемъ мірѣ, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся такъ, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ научилъ Своихъ апостоловъ молиться въ преданной имъ молитвѣ: «Да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли!» Это всеобъемлющее прощеніе объемлетъ собой всѣ нужды наши и единовѣрныхъ намъ, хотя и неправовѣрныхъ братіи нашихъ. Мы тутъ просимъ /с. 183/ Всеблагаго Господа и о душахъ умершихъ неправославныхъ христіанъ, чтобы Онъ сотворилъ съ ними то, что богоугодно Его святой волѣ. Ибо Господь безмѣрно лучше насъ знаетъ, кому и какую милость оказать. — Итакъ, православный христіанинъ! — кто бы ты ни былъ: мірянинъ или іерей Божій, — если во время какого-либо церковнаго Богослуженія придетъ тебѣ усердіе помолиться о какомъ-либо близкомъ къ тебѣ Карлѣ или Эдуардѣ: то при чтеніи или пѣніи молитвы Господней, воздохни о немъ ко Господу и скажи: да будетъ о немъ святая Твоя воля, Господи! — и ограничься этой молитвой. Ибо такъ наученъ ты молиться Самимъ Господомъ. И повѣрь, что такая твоя молитва будетъ тысячекратно и Господу угоднѣй, и для души твоей полезнѣй всѣхъ твоихъ самочинныхъ церковныхъ поминовеній.

Теперь скажемъ нѣсколько о частной молитвѣ. Извѣстенъ въ нашей Православной Церкви едва ли не единственный примѣръ, что частная молитва одного угодника Божія помогла душамъ умершихъ иновѣрцевъ, даже язычниковъ... Такъ разсказывалъ о себѣ преп. Макарій Египетскій... [1].

Изъ сего разсказа блаженнаго отца прежде всего мы видимъ, что молитва его за страждущихъ была не церковно-общественная, а частная. Это — молитва уединеннаго пустынника, молившагося въ тайной клѣти сердца своего... Затѣмъ, молитва эта можетъ отчасти послужить и намъ православнымъ христіанамъ поводомъ къ тому, чтобы молиться за живыхъ и умершихъ неправовѣровъ частною — домашнею молитвою, но только съ поводомъ, а отнюдь не примѣромъ, ибо преподобный сообщилъ намъ, какъ онъ молился за язычниковъ не самочинною молитвою, а такъ, какъ наставлялъ его Духъ Божій, обитавшій въ его чистомъ сердцѣ, Который не только его наставлялъ, но и заставлялъ молится о всемъ мірѣ — о всѣхъ людяхъ, живыхъ и умершихъ, какъ это обычно и свойственно любящимъ сердцамъ всѣхъ угодниковъ Божіихъ; какъ и св. Апостолъ Павелъ писалъ къ коринѳянамъ: «Сердце наше распространися: не тѣсно вмѣщаетеся въ насъ» (2 Кор. 6, 11-12).

Итакъ, мы теперь можемъ согласиться, что православнымъ христіанамъ молиться за неправославныхъ христіанъ, живыхъ и умершихъ, можно частною домашнею молитвою, но при томъ, еще и еще напомнимъ, не самочинно молиться — не такъ, какъ намъ вздумается и пожелается (дабы вмѣсто благоволенія не навлечь на себя гнѣва Божія), а по наставленію опытныхъ въ жизни духовной людей.

Былъ случай при жизни Оптинскаго старца Леонида (въ схимѣ Льва, скончавшагося въ 1841 г.). У одного его ученика Павла /с. 184/ Тамбовцева скончался родитель, несчастною насильственною смертію — самоубійствомъ. Глубоко опечаленъ былъ любящій сынъ извѣстіемъ о томъ, и потому такъ изливалъ предъ старцемъ свою скорбь: «несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкій крестъ. Да, я нахожусь теперь на крестѣ, котораго болѣзни пойдутъ со мною въ гробъ. Воображая ужасную для грѣшниковъ вѣчность, въ которой нѣтъ уже покаянія, я мучаюсь представленіемъ вѣчныхъ мученій, которыя ожидаютъ моего родителя, безъ покаянія умершаго. Скажи, отче, чѣмъ я могу утѣшить себя въ настоящей горести?» Отвѣтъ старца: «Вручай какъ себя, такъ и участь родителя волѣ Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудесъ. Тщися смиренномудріемъ укрѣплять себя въ предѣлахъ умѣренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тѣмъ долгъ любви и обязанности сыновней». — Вопросъ: «Но коимъ образомъ молиться о таковыхъ?» — Отвѣтъ: «По духу добродѣтельныхъ и мудрыхъ такъ: Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неизслѣдимы судьбы Твои. Не постави мнѣ во грѣхъ сей молитвы моей. Но да будетъ Святая воля Твоя! — Молись же просто, безъ испытанія, предавая сердце твое въ десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божіей на столь горестную кончину родителя твоего; но нынѣ онъ совершенно въ волѣ Могущаго и душу и тѣло ввергнуть въ пещь огненную, и Который и смиряетъ, и выситъ, мертвитъ и живитъ, низводитъ въ адъ и возводитъ. При этомъ Онъ милосерденъ, всемогущъ и любвеобиленъ, что благія качества всѣхъ земнородныхъ предъ Его Высочайшею благостію — ничто. Для сего ты не долженъ чрезмѣрно печалиться. Ты скажешь: «я люблю моего родителя, почему и скорблю неутѣшно». — Справедливо. Но Богъ безъ сравненія болѣе чѣмъ ты любилъ и любитъ его. Значитъ тебѣ остается предоставить вѣчную участь родителя твоего благости и милосердію Бога, Который если соблаговолитъ помиловать, то кто можетъ противиться Ему?

Вотъ эта, приведенная здѣсь, частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытнымъ въ жизни духовной старцемъ Леонидомъ своему ученику, и можетъ служить для православнаго христіанина примѣромъ или образомъ молитвы за какого-нибудь близкаго къ нему неправославнаго христіанина. Можетъ онъ, напримѣръ, молиться въ такомъ смыслѣ: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго въ жизнь вѣчную въ отступленіи отъ Святой Твоей Православной Церкви! Неизслѣдими судьбы Твои. Не постави мнѣ во грѣхъ сей молитвы моей. Но да будетъ Святая воля Твоя!» («Душеполезное чтеніе», 1901, ч. III, стр. 328-333).

Примѣчаніе:
[1] См. это повѣствованіе въ сноскѣ въ Приложеніи I.

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ). Душа послѣ смерти. Современные «посмертные» опыты въ свѣтѣ ученія Православной Церкви. / Пер. съ англ. (съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ). — М.: «MACAU & Co.», 1991. — С. 182-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.