Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ДУША ПОСЛѢ СМЕРТИ. СОВРЕМЕННЫЕ «ПОСМЕРТНЫЕ» ОПЫТЫ ВЪ СВѢТѢ УЧЕНІЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
(Пер. съ англ., съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ. М., 1991).

Приложеніе III.
НѢКОТОРЫЕ НЕДАВНІЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТКЛИКИ НА ОБСУЖДЕНІЕ ВОПРОСА О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.

о. Амвросій Фонтріе [1],
благочинный французскихъ православныхъ приходовъ Русской Зарубежной Церкви.
ТАЙНА СМЕРТИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.

Послѣднее время радіо, телевидѣніе, газеты, книги обсуждаютъ вопросы смерти и загробной жизни. Даже предположительно православный греческій журналъ, издаваемый во Франціи, присоединился къ общему хору, напечатавъ статью подъ названіемъ «Скажите почему... никто никогда не возвращался!». Авторъ ея въ заключеніи пишетъ: «Никакое человѣческое знаніе не можетъ дать опредѣленнаго отвѣта на эту тайну загробной жизни, только вѣра разсѣиваетъ немного мракъ...» Походя онъ отвѣшиваетъ комплиментъ Господу, Котораго онъ называетъ «опытнымъ Паромщикомъ», паромщикомъ, странно напоминающимъ Харона, перевозившаго на своей лодкѣ, согласно греческой миѳологіи, за одинъ оболъ души умершихъ черезъ рѣку Стиксъ.

Если бы авторъ разсматриваемой статьи имѣлъ текстъ православнаго отпѣванія или субботнихъ службъ за умершихъ, если бы онъ прочиталъ житія святыхъ отцовъ-пустынниковъ, онъ смогъ бы «дать отвѣтъ на эту тайну загробной жизни» и наставить своихъ читателей. Но наши «православные» экуменисты и модернисты, благодаря флирту съ міромъ симъ, за который Христосъ Спаситель не хотѣлъ молиться, стали солью, потерявшей силу и годной лишь на то, чтобы ее попирали ногами, согласно непогрѣшимому слову Господа.

Чтобы «разсѣять немного мракъ» редактора греческаго журнала и одновременно наставить нашихъ вѣрныхъ читателей, мы приводимъ здѣсь три текста о тайнѣ смерти и загробной жизни (первые два текста взяты изъ св. Діонисія Ареопагита и изъ житія одного аѳонскаго монаха, показывающаго, какъ православный христіанинъ готовится къ смерти и исходу души изъ тѣла. Третій текстъ — изъ біографіи покойнаго греческаго иконописца Фотія Контоглу († 1965) — приводится полностью).

/с. 187/

Фотій Контоглу.
ВЕЛИКІЙ СПОРЪ МЕЖДУ ВѢРУЮЩИМИ И НЕВѢРУЮЩИМИ.

Въ пасхальный понедѣльникъ, послѣ полуночи, я вышелъ передъ сномъ въ садикъ позади моего дома. Небо было темное и усыпанное звѣздами. Казалось, что я вижу его въ первый разъ и что отъ него доносится далекое пѣснопѣніе. Мои губы тихо шептали: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножію ноги Его» (Пс. 98, 5). Одинъ человѣкъ святой жизни сказалъ мнѣ, что Небеса отверзаются въ такіе часы. Воздухъ былъ наполненъ ароматомъ посаженныхъ мною цвѣтовъ и травъ. «Исполнь небо и земля славы Господней».

Я могъ вполнѣ оставаться тамъ до разсвѣта. Я былъ какъ бы безъ тѣла и безъ какихъ-либо земныхъ привязанностей. Но боясь, что мое отсутствіе встревожитъ находящихся въ домѣ, я вернулся и легъ.

Сонъ еще не овладѣлъ мною, я не знаю, бодрствовалъ ли я или заснулъ, какъ вдругъ передо мной возникъ странный человѣкъ. Онъ былъ мертвенно блѣденъ. Глаза его были какъ бы открыты и онъ смотрѣлъ на меня съ ужасомъ. Его лицо было какъ маска, какъ мумія. Блестящая темно-желтая кожа туго обтягивала его мертвую голову со всѣми ея впадинами. Онъ какъ бы тяжело дышалъ. Въ одной рукѣ онъ держалъ какой-то странный предметъ, который я не могъ разсмотрѣть, а другой держался за грудь, какъ будто испытывалъ страданія.

Это существо наполнило меня ужасомъ. Я молча смотрѣлъ на него, а онъ на меня, какъ бы ожидая, что я узнаю, несмотря на всю странность его облика. Голосъ сказалъ мнѣ: «Это тотъ-то и тотъ-то!» И я немедленно узналъ его. Тогда онъ открылъ ротъ и вздохнулъ. Его голосъ донесся откуда-то издалека, какъ изъ глубокаго колодца.

Онъ испытывалъ тяжкія муки, и я страдалъ за него. Его руки, ноги, глаза — все показывало, что онъ страдаетъ. Въ отчаяніи я хотѣлъ помочь ему, но онъ далъ мнѣ знакъ рукой остановиться. Онъ началъ такъ стонать, что я похолодѣлъ. Затѣмъ онъ сказалъ: «Я не пришелъ, меня послали. Я безостановочно трясусь, у меня кружится голова. Моли Бога сжалиться надо мною. Я хочу умереть и не могу. Увы! Все, что ты говорилъ мнѣ раньше, вѣрно. Помнишь ли, /с. 188/ какъ за нѣсколько дней до моей смерти ты пришелъ навѣстить меня и говорилъ о религіи? Со мною было двое другихъ, невѣрующихъ какъ и я, друзей. Ты говорилъ, а они посмѣивались. Когда ты ушелъ, они сказали: «Какая жалость! Интеллигентный человѣкъ, а вѣритъ въ глупости, въ которыя вѣрятъ старухи!»

Другой разъ, да и не одинъ разъ, я сказалъ тебѣ: «Дорогой Фотій, копи деньги или ты умрешь нищимъ. Посмотри на мои богатства, а мнѣ вѣдь хочется еще больше». Ты мнѣ тогда сказалъ: «Развѣ ты подписалъ договоръ со смертью, что можешь жить сколько хочешь и имѣть счастливую старость?»

И я отвѣтилъ: «Ты увидишь, до какихъ лѣтъ я доживу! Теперь мнѣ 75, я проживу больше ста. У моихъ дѣтей нѣтъ нужды. Мой сынъ зарабатываетъ денегъ больше чѣмъ надо. Я не такой, какъ вы, слушающіе поповъ: «Христіанскій конецъ жизни...» и прочее. Что вамъ пользы отъ христіанскаго конца? Лучше полный карманъ и никакихъ заботъ... Давать милостыню? Зачѣмъ вашъ такой милосердный Богъ создалъ бѣдныхъ? Почему я долженъ кормить ихъ? И тебя просятъ кормить бездѣльниковъ, чтобы попасть въ рай. Хочешь поговорить о раѣ? Ты знаешь, что я сынъ священника и хорошо знаю всѣ эти фокусы. То, что безмозглые вѣрятъ имъ — это хорошо, но ты умный человѣкъ, ты сбился съ толку. Если ты будешь продолжать жить по-прежнему, ты умрешь раньше меня и будешь въ отвѣтѣ за тѣхъ, кого сбилъ съ толку. Какъ врачъ, я говорю тебѣ и утверждаю, что буду жить сто десять лѣтъ...»

Сказавъ это, онъ сталъ поворачиваться то туда, то сюда, какъ будто онъ былъ на жаровнѣ. Я услышалъ его стоны: «Ахъ! Ухъ! Охъ! Охъ!». Онъ помолчалъ немного, а потомъ сказалъ: «Вотъ что я тебѣ сказалъ, а черезъ нѣсколько дней я былъ мертвъ! Я былъ мертвъ и проигралъ споръ! Въ какомъ я былъ смятеніи, какой ужасъ! Потерянный, я спустился въ бездну. Какъ я страдалъ до сихъ поръ, какое мученіе! Все, что ты сказалъ мнѣ, истина. Ты выигралъ споръ!

Когда я жилъ въ этомъ мірѣ, гдѣ ты сейчасъ находишься, я былъ интеллектуаломъ, я былъ врачомъ. Я научился, какъ говорить и какъ заставить слушать себя, какъ высмѣивать религію, обсуждать все, что попадается на глаза. А теперь я вижу, что все то, что я называлъ сказками, миѳами, бумажными фонариками — правда. Мученіе, которое я переношу сейчасъ — вотъ что правда, это червь неусыпающій, это скрежетъ зубовный».

Сказавъ это онъ исчезъ. Я все слышалъ его стоны, которые затихали вдали. Сонъ началъ овладѣвать мною, когда я почувствовалъ прикосновеніе ледяной руки. На этотъ разъ онъ былъ еще ужаснѣе и /с. 189/ меньше тѣломъ. Онъ сталъ какъ бы младенецъ съ трясущейся старческой головой.

«Скоро наступитъ день и пославшіе меня придутъ за мной» — «Кто они?» — Онъ сказалъ нѣсколько неясныхъ словъ, которыя я не смогъ различить, а затѣмъ добавилъ: «Тамъ, гдѣ я нахожусь, есть много смѣявшихся надъ тобой и твоей вѣрой. Теперь они понимаютъ, что ихъ духовныя стрѣлы не долетѣли дальше кладбища. Тамъ есть и тѣ, кому ты сдѣлалъ добро, и тѣ, кто клеветалъ на тебя. Чѣмъ больше ты имъ прощаешь, тѣмъ больше они ненавидятъ тебя. Человѣкъ золъ. Вмѣсто того, чтобы радоваться, онъ отъ доброты дѣлается злѣе, потому что она заставляетъ его чувствовать свое пораженіе. Ихъ состояніе хуже моего. Они не могутъ покинуть свою темную тюрьму, чтобы найти тебя, какъ я. Ихъ жестоко мучаютъ, хлещутъ бичомъ Божественной любви, какъ сказалъ одинъ святой [2]. Міръ совсѣмъ не таковъ, какимъ мы видимъ его! Нашъ разумъ показываетъ намъ его наоборотъ. Теперь мы понимаемъ, что нашъ интеллектъ былъ глупость, наши разговоры — презрѣнная низость, а наши радости — ложь и обольщеніе.

Вы, носящіе въ сердцахъ своихъ Бога, слово Котораго Истина, единственная Истина — вы выиграли споръ между вѣрующими и невѣрующими. Я проигралъ его. Я трепещу, вздыхаю и не имѣю покоя. Поистинѣ, въ аду нѣтъ покаянія! Горе живущимъ на землѣ такъ, какъ жилъ я. Наша плоть была пьяна и смѣялась надъ вѣрящими въ Бога и вѣчную жизнь, всѣ почти восхищались нами. Они относились къ вамъ какъ къ сумасшедшимъ, какъ къ безумцамъ. И чѣмъ больше вы терпите наши насмѣшки, тѣмъ болѣе возрастаетъ наша ярость.

Теперь я вижу, какъ огорчало васъ поведеніе дурныхъ людей. Какъ вы могли съ такимъ терпѣніемъ сносить ядовитыя стрѣлы, которыя вылетали изъ нашихъ устъ, когда васъ называли лицемѣрами, обманщиками людей. Если бы тѣ изъ нихъ, кто еще находится на землѣ, видѣли, гдѣ я нахожусь, если бы они только побывали тамъ, они дрожали бы за всякое свое дѣяніе. Я хотѣлъ бы явиться имъ и сказать, чтобы они измѣнили свой путь, но я не имѣю на это позволенія, какъ не имѣлъ его богачъ, просившій Авраама прислать нищаго Лазаря. Лазарь не былъ посланъ, чтобы грѣшившіе могли быть достойны наказанія, а ходившіе Божьими путями — спасенія».

«Неправедный пусть еще дѣлаетъ неправду, нечистый пусть /с. 190/ еще сквернится, праведный да творитъ правду еще, и святой да освящается еще» (Апок. 22, 11). Съ этими словами онъ исчезъ [3].

/с. 191/

Архим. Кипріанъ,
игуменъ монастыря св. Кипріана и Іустины (Фили, Греція).
ВОЗВРАЩЕНІЕ ИЗЪ МЕРТВЫХЪ ВЪ СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЦІИ.

При семъ посылаю Вамъ разсказъ извѣстнаго мнѣ человѣка, который умеръ и ожилъ. Полагаю, что онъ окажется интересенъ Вамъ какъ примѣръ для Вашей серіи статей.

Около четырехъ лѣтъ тому назадъ намъ позвонили съ просьбой пріобщить Св. Тайнъ одну пожилую женщину, вдову, живущую въ пригородѣ Аѳинъ. Она была старостильница, и, будучи почти совсѣмъ прикована къ постели, не могла бывать въ церкви. Хотя обычно мы не совершаемъ такихъ требъ внѣ монастыря и направляемъ людей къ приходскому священнику, тѣмъ не менѣе въ этомъ случаѣ у меня было какое-то чувство, что я долженъ идти, и, приготовивъ Св. Дары, я отправился изъ монастыря. Я обнаружилъ больную лежащей въ бѣдной комнаткѣ: не имѣя своихъ средствъ, она зависѣла отъ сосѣдей, которые приносили ей ѣду и другія необходимыя вещи. Я поставилъ Св. Дары и спросилъ ее, хочетъ ли она въ чемъ-нибудь исповѣдаться. Она отвѣтила: «Нѣтъ, за послѣдніе три года на моей совѣсти ничего нѣтъ, что уже не было бы исповѣдано, но есть одинъ старый грѣхъ, о которомъ я хотѣла бы разсказать Вамъ, хотя и исповѣдовала его многимъ священникамъ». Я отвѣтилъ, что если она уже исповѣдовала его, ей не слѣдуетъ дѣлать этого снова. Но она настаивала, и вотъ что она мнѣ разсказала.

Когда она была молода и только что вышла замужъ, лѣтъ 35 тому назадъ, она забеременѣла въ тотъ моментъ, когда ея семья была въ очень тяжеломъ денежномъ положеніи. Остальные члены семьи настаивали на абортѣ, но она отказалась наотрѣзъ. Все же, въ концѣ концовъ, она противъ своей воли поддалась на угрозы свекрови, и операція была сдѣлана. Медицинскій контроль подпольныхъ операцій былъ очень примитивнымъ, въ результатѣ чего она получила серьезную инфекцію и черезъ нѣсколько дней умерла, не имѣя возможности исповѣдать свой грѣхъ.

Въ моментъ смерти, а это было вечеромъ, она почувствовала, что душа ея отдѣляется отъ тѣла такъ, какъ обычно это описываютъ: душа ея оставалась поблизости и смотрѣла, какъ тѣло обмываютъ, /с. 192/ одѣваютъ и укладываютъ въ гробъ. Утромъ она послѣдовала за процессіей въ церковь, наблюдала за отпѣваніемъ и видѣла, какъ гробъ поставили на катафалкъ, чтобы отвезти его на кладбище. Душа какъ бы летала надъ тѣломъ на небольшой высотѣ.

Вдругъ на дорогѣ появились два, какъ она описывала, «дьякона» въ блистающихъ стихаряхъ и ораряхъ. Одинъ изъ нихъ читалъ свитокъ. Когда автомобиль приблизился, одинъ изъ нихъ поднялъ руку, и автомобиль замеръ. Шоферъ выбрался, чтобы посмотрѣть, что случилось съ моторомъ, а тѣмъ временемъ ангелы начали бесѣдовать между собой. Тотъ, который держалъ свитокъ, содержавшій, несомнѣнно, списокъ ея грѣховъ, оторвался отъ чтенія и сказалъ: «Жаль, въ ея спискѣ есть очень тяжелый грѣхъ, и она предназначается аду, потому что не исповѣдала его». «Да, — сказалъ второй, — но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотѣла этого дѣлать, а ее заставила ея семья». «Очень хорошо, — отвѣтилъ первый, — единственное, что можно сдѣлать — это отослать ее обратно, чтобы она могла исповѣдовать свой грѣхъ и покаяться въ немъ».

При этихъ словахъ она почувствовала, что ее тащатъ обратно въ тѣло, къ которому она въ этотъ моментъ чувствовала неописуемое отвращеніе и омерзеніе. Спустя мгновеніе, она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который былъ уже закрытъ. Можно вообразить послѣдовавшую за этимъ сцену.

Выслушавъ ея исторію, которую я изложилъ здѣсь вкратцѣ, я преподалъ ей Св. Причастіе, и ушелъ, славя Бога, даровавшаго мнѣ услышать это. Поскольку это касается исповѣди, я не могу разгласить ея имени, но могу сообщить, что она все еще жива. Если Вы считаете, что эта исторія можетъ быть полезна другимъ, то Вы имѣете мое безоговорочное разрѣшеніе на ея опубликованіе.

Примѣчанія:
[1] Переведено изъ издаваемаго авторомъ журнала Catkches Orthodoxe, т. VIII, № 26, стр. 74-84.
[2] Св. Исаакъ Сиринъ.
[3] Въ гл. 2 этой книги мы говорили объ ученіи блаж. Августина, что обычно только святые имѣютъ возможность общаться съ живущими, а обычные грѣшники заключены въ аду и не могутъ выходить. Однако, бываетъ, какъ и въ данномъ случаѣ, что Богъ съ какой-то опредѣленной цѣлью, позволяетъ и душѣ изъ ада являться живымъ. Подобныя явленія собраны въ книгѣ «Вѣчныя тайны за гробомъ». Какъ пишетъ блаженный Августинъ: «Сами мертвые не могутъ вмѣшиваться въ дѣла живыхъ» («Попеченіе о мертвыхъ», гл. 16), и являются живымъ только по особому Божьему соизволенію. Тѣмъ не менѣе, остается вѣрнымъ и то, что такія явленія очень рѣдки и что большинство явленій «умершихъ», особенно вызываемыхъ черезъ посредство медіумовъ, суть продѣлки бѣсовъ, маскирующихся подъ умершихъ.

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ). Душа послѣ смерти. Современные «посмертные» опыты въ свѣтѣ ученія Православной Церкви. / Пер. съ англ. (съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ). — М.: «MACAU & Co.», 1991. — С. 186-192.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.