Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ПРАВОСЛАВІЕ И РЕЛИГІЯ БУДУЩАГО.
(Пер. съ англ. М., 1991).

Потому что тѣсны врата и узокъ путь, ведущіе въ жизнь, и немногіе находятъ ихъ.

Берегитесь лжепророковъ, которые приходятъ къ вамъ въ овечьей одеждѣ, а внутри суть волки хищные. По плодамъ ихъ узнаете ихъ. Не всякій, говорящій Мнѣ: «Господи! Господи!», войдетъ въ Царство Небесное, но исполняющій волю Отца Моего Небеснаго. Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи! Господи! не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе.

Итакъ всякаго, кто слушаетъ слова Мои сіи и исполняетъ ихъ, уподоблю мужу благоразумному, который построилъ домъ свой на камнѣ (Мѳ. 7, 14-16; 21-24).

ПРЕДИСЛОВІЕ.

/с. 4/ Каждая ересь формируетъ свою собственную «духовность», вырабатываетъ характерныя формы религіозной жизни. Такъ, католицизмъ до недавняго времени обладалъ своимъ особымъ видомъ благочестія, связаннымъ съ «сердцемъ Христовымъ», папствомъ, чистилищемъ и индульгенціями, съ откровеніями различныхъ мистиковъ и т. п. Православный взглядъ видитъ въ этихъ проявленіяхъ латинской духовности практическіе результаты теологическихъ заблужденій Рима. Или, къ примѣру, традиціонный протестантизмъ выработалъ свое особое отношеніе къ молитвѣ, свою методику духовнаго «возрожденія», создалъ собственные гимны. Подобные факты — результатъ проявленія въ религіозной жизни искаженій фундаментальныхъ основъ христіанскаго вѣроученія. Эта книга написана о «духовности» экуменизма — главной ереси XX в.

До недавняго времени считалось, что экуменизмъ — нѣчто настолько искусственное и разнородное по составу, что никакой особой духовности онъ нести не можетъ. «Литургіи» экуменическихъ сборищъ, большихъ и малыхъ, казались лишь усложненнымъ варіантомъ протестантской воскресной службы.

Но лежащее въ основѣ экуменической ереси отрицаніе существованія видимой Христовой Церкви и вѣра въ возможность ея возникновенія именно на фундаментѣ экуменизма создаетъ особый духовный настрой, способствующій формированію специфической, свойственной экуменизму «духовности» и «набожности». И вотъ въ наши дни это, /с. 5/ по-видимому, и происходитъ. Экуменическія «упованія» и «исканія» начали наконецъ «вознаграждаться» дѣйствіемъ нѣкоего «духа», который напояетъ пустыню изсохшихъ душъ послѣдователей экуменизма. Въ результатѣ вырабатывается особаго рода «благочестіе», не сводимое къ протестантской традиціи.

Настоящая книга возникла въ результатѣ изученія (въ 1971 г.) послѣдней «экуменической» моды — «діалога съ нехристіанскими религіями». Четыре статьи, посвященныя этой темѣ, были опубликованы въ журналѣ «Православное слово» въ 1971, 1972 г.г. и разсматривали событія, происшедшія за періодъ съ конца 60-хъ по начало 70-хъ г.г. Въ послѣдней изъ этихъ статей подробно обсуждалось «харизматическое возрожденіе», начинающее оказывать вліяніе на нѣкоторыхъ православныхъ священниковъ въ Америкѣ. Это движеніе трактовалось какъ одна изъ формъ «экуменической духовности», содержащей религіозный опытъ, который можно увѣренно признать нехристіанскимъ.

Эта статья вызвала особенный интересъ среди православныхъ вѣрующихъ и уберегла нѣкоторыхъ изъ нихъ отъ участія въ «харизматическомъ» движеніи. Другіе же, ранѣе участвующіе въ «харизматическихъ» сборищахъ, ушли изъ движенія, признавъ истинными выводы статьи. За истекшее время «харизматическое возрожденіе» въ «православныхъ» приходахъ Америки, судя по публикаціямъ альманаха «Логосъ», издаваемаго о. Евсевіемъ Стефану, вполнѣ усвоило языкъ и пріемы протестантскаго возрожденчества, и его неправославный характеръ ясенъ любому непредвзятому наблюдателю. Однако, несмотря на протестантскую внѣшность, «харизматическое возрожденіе» какъ «духовное» движеніе, безусловно, переросло протестантизмъ. Въ статьѣ, о которой идетъ рѣчь, оно опредѣлено какъ христіанскій медіумизмъ (подтверждаемый множествомъ свидѣтельствъ). Несомнѣнна связь его съ «экуменической духовностью», изъ которой возможно нарожденіе новой, нехристіанской религіи.

Лѣтомъ 1974 г. въ одинъ изъ монастырей Русской Церкви внѣ Россіи явился молодой человѣкъ: «духъ», постоянно сопутствующій юношѣ, направилъ его къ одному изъ монаховъ. Во время этого короткаго визита открылась исторія юноши. Онъ родился и выросъ въ консервативной протестантской семьѣ. Среда, въ которой онъ находился, казалась ему духов/с. 6/но безплодной. Бабушка-пятидесятница пріобщила его къ «духовнымъ» опытамъ: въ тотъ моментъ, когда онъ прикоснулся къ Библіи, которую она ему дала, онъ получилъ «духовные дары»; самымъ главнымъ изъ нихъ было присутствіе невидимаго «духа», который постоянно сопровождалъ его и давалъ точныя указанія, куда идти или ѣхать. Онъ получилъ способность по своему желанію гипнотизировать другихъ, вызывая ихъ левитацію (этимъ даромъ онъ пользовался, чтобы шутки ради наводить ужасъ на своихъ невѣрующихъ знакомыхъ). Иногда его посѣщали сомнѣнія: отъ Бога ли его «дары»? Но онъ легко побѣждалъ ихъ. Въ самомъ дѣлѣ, вѣдь ему удалось преодолѣть духовное «безплодіе», его «духовное возрожденіе» совершилось въ моментъ прикосновенія къ Библіи, его молитвенная и духовная жизнь стала, какъ ему казалось, очень богатой.

Въ монастырѣ онъ соприкоснулся съ ученіемъ Православной Церкви. Эта первая встрѣча съ Православіемъ, а также чтеніе статьи о «харизматическомъ возрожденіи» открыли ему глаза. Онъ нашелъ полное и ясное объясненіе своего «духовнаго» опыта. Похоже, онъ осозналъ, что его «духъ» — это злой духъ. Однако пониманіе этого, видимо, не затронуло его сердца. Онъ уѣхалъ, такъ и не ставъ православнымъ. Прошло два года, и онъ снова посѣтилъ тотъ монастырь. Какъ выяснилось, онъ отказался отъ своихъ «харизматическихъ» занятій, сочтя ихъ черезчуръ опасными, и нашелъ душевный покой въ дзэновской медитаціи.

Такая связь между «христіанскимъ» и «восточнымъ» духовнымъ опытомъ для «экуменической» духовности нашихъ дней весьма характерна. Въ настоящемъ, второмъ изданіи книги сдѣланы значительныя добавленія, касающіяся восточныхъ религіозныхъ культовъ и ихъ вліянія въ наши дни. А также разсмотрѣнъ такой современный феноменъ, какъ «секуляризація» религіи, которая способствуетъ формированію «новаго религіознаго сознанія» даже среди невѣрующихъ людей. Ни одно изъ этихъ явленій въ отдѣльности, возможно, не является значимой составляющей въ духовномъ комплексѣ современнаго человѣка, но въ нихъ отражаются современные поиски духовнаго пути, отличнаго отъ пути христіанскаго. А изъ суммы ихъ образуется единство, влекущее къ зловѣщему финалу, который, какъ кажется, уже приближается.

Вскорѣ послѣ публикаціи статьи о «харизматическомъ возрожденіи» «Православное слово» получило письмо отъ /с. 7/ уважаемаго писателя-богослова, хорошо знающаго православные богословскіе труды; онъ писалъ: «То, что вы описали въ вашей статьѣ, — это религія будущаго, религія Антихриста». Различныя формы мнимой духовности все болѣе и болѣе захватываютъ даже тѣхъ, кто причисляетъ себя къ Православной Церкви, и содрогаешься при мысли о томъ, въ какія сѣти заблужденій могутъ попасть духовно неподготовленные христіане. Эта книга — предостереженіе всѣмъ, кто стремится вести жизнь сознательнаго православнаго христіанина въ мірѣ, одержимомъ нечистыми духами. Это не исчерпывающее изслѣдованіе религіи, еще не проявившейся въ своей окончательной формѣ. Это первоначальное изслѣдованіе тѣхъ тенденцій духовной жизни, которыя, какъ кажется, подготавливаютъ пути для подлинно антихристіанской религіи, религіи, которая внѣшне кажется «христіанской», но включаетъ въ себя языческій опытъ «посвященій».

Хочется надѣяться, что раскрытіе все болѣе очевидныхъ и наглыхъ происковъ сатаны, князя тьмы, среди «христіанъ» исполнитъ истинныхъ православныхъ христіанъ страхомъ потерять благодать Божію и вновь обратитъ ихъ къ чистымъ источникамъ христіанской жизни: Священному Писанію и ученію святыхъ отцовъ Православія!

Источникъ: о. Серафимъ Роузъ. Православіе и религія будущаго. — М.: Издательство «Православная книга», 1991. — С. 3-7.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.