Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ПРАВОСЛАВІЕ И РЕЛИГІЯ БУДУЩАГО.
(Пер. съ англ. М., 1991).

ГЛАВА I.
Монотеистическія религіи. Поклоняются ли нехристіане тому же Богу, что и христіане?

«Іудеи, послѣдователи ислама и христіане... эти три разновидности единаго монотеизма говорятъ съ нами сегодня самымъ древнимъ, самымъ точнымъ языкомъ, довѣрительно и съ достоинствомъ. Не допустимо ли предположить, что почитаніе единаго Бога не породитъ непримиримыхъ противорѣчій, а напротивъ, приведетъ къ взаимному уваженію, пониманію и мирному сосуществованію? Неужели обращеніе къ одному и тому же Богу, къ одному и тому же Отцу независимо отъ теологическихъ разногласій не приведетъ насъ въ концѣ концовъ къ тому очевидному и все же трудно воспринимаемому открытію, что всѣ мы дѣти одного Отца и, значитъ, братья?» (Pope Paul VI, La Croix, August 11, 1970).

Въ четвергъ, 2 апрѣля 1970 г., въ Женевѣ состоялась большая религіозная манифестація: участники второй конференціи Ассоціаціи объединенныхъ религій, представители десяти главнѣйшихъ религій, были приглашены на собраніе въ каѳедральный соборъ Св. Петра. Состоявшаяся тамъ «общая молитва» имѣла то значеніе, что и «вѣрующіе всѣхъ этихъ религій были приглашены къ совмѣстному участію въ поклоненіи общему Богу». Разсмотримъ, возможна ли такая ситуація съ точки зрѣнія Священнаго Писанія.

/с. 21/ Чтобы лучше разобраться въ этомъ, ограничимся разсмотрѣніемъ трехъ религій, которыя исторически слѣдовали одна за другой въ такой послѣдовательности: іудаизмъ, христіанство, исламъ. Эти три религіи дѣйствительно (выдѣляя общую основу) поклоняются Богу Авраама. Широко распространено мнѣніе, что поскольку почитатели всѣхъ трехъ религій считаютъ себя дѣтьми Авраама (іудеи и мусульмане тѣлесно, а христіане — духовно), то всѣ они служатъ (каждый по-своему, конечно) одному и тому же Богу. Этотъ общій Богъ и является той основой единства и «взаимопониманія», на которой могутъ быть воздвигнуты «братскія отношенія»; о нихъ великій раввинъ д-ръ Шафранъ говорилъ, перефразируя псаломъ: «О, какъ отрадно видѣть братьевъ, возсѣдающихъ вмѣстѣ...»

Если принять подобную точку зрѣнія, то въ этомъ случаѣ представленія объ Іисусѣ Христѣ какъ Богѣ и Человѣкѣ, Сынѣ, изначально единосущномъ Отцу, Его воплощеніи, Его Крестѣ, Его славномъ Воскресеніи и второмъ ужасномъ пришествіи — всего лишь второстепенныя детали, которыя не могутъ помѣшать нашему «братанію» съ тѣми, кто считаетъ Его «просто пророкомъ» (по Корану) или «сыномъ проститутки» (по нѣкоторымъ преданіямъ Талмуда)! Такимъ образомъ, Іисусъ Христосъ изъ Назарета помѣщается на одинъ уровень съ Магометомъ. Не знаю, какой христіанинъ, достойный такъ называться, способенъ вмѣстить это въ своемъ сознаніи.

Могутъ возразить, что эти три религіи, пройдя длительный путь развитія, могли бы согласиться на томъ, что Іисусъ Христосъ — совершенно выдающаяся и исключительная личность и что Онъ былъ посланъ Богомъ. Но что касается христіанъ, то для насъ, если Іисусъ Христосъ не Богъ — мы не можемъ признать въ Немъ ни «пророка», ни «посланца Божія» (вслѣдъ за Талмудомъ и Кораномъ), — для насъ Онъ становится величайшимъ самозванцемъ, безъ стѣсненія объявившимъ себя «Сыномъ Божіимъ», т. е. приравнявшимъ себя Богу (Мк. 14, 61-62). Такимъ образомъ, экуменическій подходъ на межконфессіональномъ уровнѣ признаетъ равноправными: христіанское ученіе о Тріѵпостасномъ Богѣ, монотеизмъ іудаизма и ислама, взгляды средневѣковаго еретика Сабеліуса, современныхъ противниковъ Троицы, иллюминатскихъ сектъ различнаго толка. Вѣдь вмѣсто Троицы, какъ единства Божества, достаточно остановиться на понятіи единственнаго Существа, неизмѣннаго для однихъ /с. 22/ и послѣдовательно мѣняющаго «маски» (Отецъ-Сынъ-Духъ) для другихъ! И въ результатѣ утверждать, что это «одинъ и тотъ же Богъ»!

Какъ могутъ наивно возразить: «Но все же эти три религіи имѣютъ одну общую черту: исповѣдуютъ Бога Отца!» Но съ точки зрѣнія святой православной вѣры это нелѣпость. Мы провозглашаемъ: «Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздѣльной Троицѣ!» Какъ мы можемъ раздѣлить Отца и Сына, когда Христосъ утверждаетъ: Я и Отецъ — одно (Ін. 10, 30); и св. Іоаннъ, апостолъ, евангелистъ и богословъ, ясно говоритъ: Всякій, отвергающій Сына, не имѣетъ и Отца (1 Ін. 2, 23).

Но даже если считать, что всѣ три религіи называютъ Бога Отцомъ, то кому же Онъ — истинный Отецъ? Для іудеевъ и мусульманъ Онъ отецъ людей въ планѣ сотворенія, а для насъ, христіанъ, Онъ Отецъ Господа нашего Іисуса Христа и нашъ въ планѣ усыновленія черезъ Христа, насъ искупившаго (Еф. 1, 3-7). Какое же тогда можетъ быть сходство между Божественнымъ Отцовствомъ въ христіанствѣ и въ другихъ религіяхъ?

Могутъ сказать: «Все-таки Авраамъ поклонялся истинному Богу, и евреи черезъ Исаака, а мусульмане черезъ Агарь являются потомками этого вѣрнаго поклонника Бога». Здѣсь нужно разъяснить: Авраамъ поклонялся именно Святой Троицѣ, а не безличному примитивному Богу монотеистическихъ религій. Такъ, мы читаемъ въ Священномъ Писаніи: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда онъ сидѣлъ при входѣ въ шатеръ (свой), во время зноя дневнаго. Онъ возвелъ очи свои и взглянулъ, и вотъ, три мужа стоятъ противъ него. Увидѣвъ, онъ побѣжалъ на встрѣчу имъ отъ входа въ шатеръ (свой) и поклонился до земли (Быт. 18, 1-2). Не ясно ли, что Авраамъ поклонялся Богу не какъ одному лицу, а какъ Божественному Тріединству? Мы, православные христіане, съ благоговѣніемъ произносимъ этотъ текстъ Ветхаго Завѣта о явленіи Святой Троицы въ день Пятидесятницы, когда украшаемъ наши храмы вѣтвями, символизирующими древній дубъ, когда прославляемъ помѣщаемую среди нихъ икону Трехъ Ангеловъ, въ подражаніе отцу нашему Аврааму, прославившему ихъ. Происхожденіе отъ Авраама по плоти было бы для насъ безполезно, если бы не были мы возрождены водами крещенія въ вѣру Авраамову. А вѣра Авраамова была — въ грядущаго Іисуса Христа; какъ сказалъ Господь: Авраамъ, отецъ вашъ, радъ былъ увидѣть день Мой; и увидѣлъ и возрадовался (Ін. 8, 56). Такова была вѣра и царя-/с. 23/ пророка Давида, который слышитъ, какъ Небесный Царь обращается къ Своему Единородному Сыну: Сказалъ Господь Господу моему... (Пс. 109, 1; Дѣян. 2, 34). Такова же была вѣра трехъ отроковъ, спасенныхъ изъ печи огненной Сыномъ Божіимъ (Дан. 3, 24), и св. пророка Даніила, которому въ видѣніи была открыта двойственная природа Іисуса Христа, Сына Человѣческаго, пришедшаго къ Ветхому днями (Дан. 7, 13). Вотъ почему Господь и отъ прямыхъ, по плоти, потомковъ Авраама требовалъ: если бы вы были дѣти Авраама, то дѣла Авраамовы дѣлали бы (Ін. 8, 39), а значитъ, исполняли дѣло Божіе, т. е. чтобы вы вѣровали въ Того, Кого Онъ послалъ (Ін. 6, 29).

Такъ кто же является потомками Авраама: сыновья ли Исаака по плоти или сыновья Агари египтянки; Исаакъ или Измаилъ? Обратимся къ Евангелію, оно поучаетъ насъ устами св. апостола: Аврааму даны были обѣтованія и сѣмени его. Не сказано: и потомкамъ, какъ бы о многихъ, но какъ объ одномъ: и сѣмени твоему, которое есть Христосъ (Гал. 3, 16). Если же вы Христовы, то вы сѣмя Авраамово и по обѣтованію наслѣдники (Гал. 3, 29). То есть только черезъ Іисуса Христа Авраамъ становится отцомъ многихъ народовъ (Быт. 17, 5; Рим. 4, 17). Итакъ, происхожденіе Авраама по плоти не имѣетъ значенія; дѣти Авраама суть тѣ, кто исповѣдуетъ Христа, кто есть дѣти Христовы. Согласно Св. Писанію, въ Исаакѣ значимо не то, что онъ сѣмя Авраама или потомокъ его, а то, что онъ — прообразъ Іисуса Христа. Въ отличіе отъ Измаила, сына Агари (Быт. 16, 11), Исаакъ былъ рожденъ чудеснымъ образомъ отъ престарѣлыхъ и безплодныхъ родителей вопреки законамъ природы, подобно нашему Спасителю, Который былъ рожденъ Дѣвственницей. Исаакъ взошелъ на гору въ землѣ Моріа, неся на своихъ плечахъ дрова для жертвеннаго огня, такъ же какъ Іисусъ Христосъ взошелъ на Голгоѳу, неся на Своихъ плечахъ жертвенный крестъ. Ангелъ избавилъ Исаака отъ смерти, и подобно этому ангелъ отодвинулъ камень, показавъ, что гробница пуста, что Воскресшаго уже нѣтъ тамъ. Въ часъ размышленія Исаакъ встрѣтилъ въ полѣ Ревекку и ввелъ ее въ шатеръ матери своей Сарры, такъ же какъ Іисусъ Христосъ встрѣтилъ Свою Церковь на небесахъ, чтобы ввести ее въ небесные чертоги, Новый Іерусалимъ, желанную и обѣтованную родину.

Нѣтъ! Ни въ малѣйшей степени не походитъ нашъ Богъ на бога нехристіанъ! Вѣдь познаніе Отца возможно только черезъ Сына: Видѣвшій Меня видѣлъ Отца (Ін. 14, 9); никто не прихо/с. 24/дитъ къ Отцу, какъ только черезъ Меня (Ін. 14, 6). Нашъ Богъ — воплотившійся! Его видѣли своими очами... и... осязали руки наши (1 Ін. 1, 1); «Невещественное стало вещественнымъ ради нашего спасенія, и Онъ открылъ Себя намъ», — говорилъ св. Іоаннъ Дамаскинъ. Но развѣ открылъ Онъ Себя нынѣшнимъ іудеямъ и мусульманамъ, на какомъ основаніи можемъ мы предположить, что они знаютъ Бога? Если же они познали Бога помимо Іисуса Христа, то воплощеніе, смерть и воскресеніе Христа были напрасны! И если мы, христіане, признаемъ, что у нехристіанъ есть знаніе истиннаго Бога, мы тѣмъ самымъ отречемся отъ Христа и сами станемъ нехристіанами.

Нѣтъ, они не знаютъ Отца. У нихъ есть представленіе о Богѣ, но всякое представленіе о Богѣ есть идолъ, потому что представленіе — всего лишь продуктъ нашего воображенія, сотвореніе Бога по нашему образу и подобію. Для насъ, христіанъ, Богъ, по словамъ св. Василія Великаго, непостижимый, непредставимый, неописуемый и нематеріальный. Для нашего спасенія Онъ сталъ (въ мѣру нашего единенія съ Нимъ) доступнымъ пониманію, описанію и принялъ естество въ Таинствѣ воплощенія Своего Сына. Слава Ему во вѣки вѣковъ. Аминь. И вотъ почему св. Кипріанъ Карѳагенскій сказалъ, что, кому Церковь не мать, тому Богъ — не Отецъ!

«Да сохранитъ насъ Господь отъ отступничества и отъ пришествія Антихриста, признаки приближенія котораго умножаются день ото дня! Да сохранитъ Онъ насъ отъ великихъ бѣдствій, которыя даже избранные не смогли бы перенести безъ милости Того, Кто вѣдаетъ сроки. И пусть сохранитъ Онъ насъ въ «маломъ свѣтѣ», «оставшихся по выбору милости Его», такъ, чтобы мы подобно Аврааму могли насладиться свѣтомъ лица Его, да исполнится это молитвами Пресвятой Богородицы Пречистой Дѣвы Маріи, всѣхъ Небесныхъ силъ, [множества] свидѣтельствующихъ и пророковъ, мучениковъ, святителей и апостоловъ, которые сохранили вѣрность вплоть до смертнаго часа; пролившихъ свою кровь за Христа и тѣхъ, кто пробудилъ насъ къ новой жизни словомъ Іисуса Христа и водой крещенія. Мы, ихъ сыновья, не станемъ простирать свои руки къ чужому Богу! Аминь» [1].

Примѣчаніе:
[1] О. Василій Саккасъ. —“La Foi Transmise”, April 5, 1970.

Источникъ: о. Серафимъ Роузъ. Православіе и религія будущаго. — М.: Издательство «Православная книга», 1991. — С. 20-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.