Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ПРАВОСЛАВІЕ И РЕЛИГІЯ БУДУЩАГО.
(Пер. съ англ. М., 1991).

ГЛАВА VIII.
Заключеніе: духъ послѣднихъ временъ.

До самаго скончанія вѣка сего не оскудѣютъ пророки у Господа Бога, равно какъ и служители сатаны. Впрочемъ, въ послѣднее время тѣ, которые поистинѣ будутъ работать Богу, благополучно скроютъ себя отъ людей и не будутъ совершать среди ихъ знаменій и чудесъ, какъ въ настоящее время, но пойдутъ путемъ дѣланія, раствореннаго смиреніемъ, и въ Царствіи Небесномъ окажутся бóльшими отцовъ, прославившихся знаменіями; потому что тогда никто не будетъ дѣлать передъ глазами человѣческими чудесъ, которыя бы воспламеняли людей и побуждали ихъ съ усердіемъ стремиться на подвиги... Многіе, будучи одержимы невѣдѣніемъ, падутъ въ пропасть, заблуждаясь въ широтѣ широкаго и пространнаго пути (Пророчество св. Нифонта Цареградскаго, Кипр.) [1].

1. «Харизматическое возрожденіе» какъ знаменіе времени.
а) «Пятидесятница безъ Христа».

Православные христіане видятъ въ нынѣшнемъ говореніи на языкахъ, какъ и въ новозавѣтномъ, «знаменіе»; но теперь это знаменіе не начала евангельскаго спасенія для всѣхъ /с. 175/ людей, а его конца. Православному, трезво оцѣнивающему ситуацію, нетрудно согласиться съ апологетами «харизматическаго возрожденія» въ томъ, что это новое «изліяніе духа» можетъ и вправду означать «приближеніе конца временъ» (о. Евсевій Стефану) [2]. Духъ же ясно говоритъ, что въ послѣднія времена отступятъ нѣкоторые отъ вѣры, внимая духамъ обольстителямъ и ученіямъ бѣсовскимъ (1 Тим. 4, 1). Въ послѣднія времена предстанутъ передъ нами бѣсовскіе духи, творящіе знаменія (Апок. 16, 14).

Священное Писаніе и православные отцы указываютъ, что признакомъ послѣднихъ временъ будетъ отнюдь не великое духовное «возрожденіе», не «изліяніе Св. Духа», а, напротивъ, почти всеобщее отступничество. Духовное обольщеніе будетъ столь изощреннымъ, что даже избранные, если къ этому будетъ малѣйшая возможность, обольстятся; христіанская вѣра почти полностью исчезнетъ съ лица земли: Но Сынъ Человѣческій, придя, найдетъ ли вѣру на землѣ? (Лк. 18, 8). И именно въ послѣднія времена сатана долженъ быть освобожденъ (Апок. 20, 3), чтобы произвести окончательное и величайшее изліяніе зла на землю.

«Харизматическое возрожденіе», порожденное міромъ безъ святынь, безъ благодати, міромъ, жаждущимъ «знаменій», но лишеннымъ дара различенія духовъ, ихъ дающихъ, — само по себѣ есть знаменіе вѣроотступническихъ временъ. Экуменическое движеніе, предоставленное самому себѣ, навсегда осталось бы на уровнѣ «добрыхъ намѣреній» и хилыхъ гуманистическихъ «добрыхъ дѣлъ». Но когда оно объединится съ движеніемъ, обладающимъ «силою» (дѣйствительной силою и знаменіями и чудесами ложными 2 Ѳес. 2, 9), тогда кто можетъ встать на его пути? «Харизматическое возрожденіе» пришло поддержать едва плетущійся экуменизмъ и дать ему толчокъ, который направитъ его къ цѣли. А цѣль эта, какъ мы убѣдились, по природѣ своей совершенно не христіанская — «основать заново Церковь Христову»; и этотъ богохульный бредъ Константинопольскаго Патріарха Аѳиногора — только первый шагъ къ болѣе масштабной задачѣ, которая уже полностью находится внѣ предѣловъ христіанства: учредить «духовное единство» всѣхъ религій, всего человѣчества.

Однако послѣдователи «харизматическаго возрожденія» вѣрятъ, что ихъ опыты — «христіанскіе», что они не /с. 176/ имѣютъ ничего общаго съ оккультизмомъ и восточными религіями, и они, безъ сомнѣнія, рѣшительно отвергнутъ всѣ сравненія «харизматическаго возрожденія» со спиритизмомъ, имѣвшія мѣсто на предыдущихъ страницахъ. Разумѣется, можно согласиться съ тѣмъ, что въ религіозномъ отношеніи «харизматическое возрожденіе» выше спиритизма, порожденнаго грубымъ суевѣріемъ и легковѣріемъ; съ тѣмъ, что «харизматическіе» пріемы болѣе утонченны, а результаты обильнѣе и легче достигаются; съ тѣмъ, что вся «харизматическая» идеологія имѣетъ христіанскую наружность — не православную, конечно, но въ какихъ-то моментахъ приближающуюся къ протестантскому фундаментализму, подкрашенному «экуменизмомъ».

Но мы уже могли убѣдиться въ томъ, что «харизматическій» опытъ, и въ особенности центральный моментъ его — «крещеніе Святымъ Духомъ», — въ основномъ, если не полностью, является опытомъ языческимъ и намного ближе къ «одержимости духами», чѣмъ къ христіанству. Мы знаемъ также, что пятидесятничество зародилось на периферіи сектантскаго «христіанства», въ средѣ, гдѣ сохранились лишь жалкія остатки христіанскихъ понятій и вѣрованій, и что оно фактически было «обнаружено» въ результатѣ религіознаго эксперимента, въ которомъ христіане не участвовали. А въ послѣднее время появилось еще одно недвусмысленное доказательство нехристіанскаго характера «харизматическаго» опыта — въ словахъ апологета «харизматизма», который сообщаетъ намъ, что опытъ «крещенія Святымъ Духомъ» можетъ состояться и безъ Христа.

Этотъ авторъ разсказываетъ исторію человѣка, который принялъ «крещеніе» съ говореніемъ на языкахъ и теперь поощрялъ всѣхъ къ тому же. При этомъ онъ считалъ, что покаяніе не является обязательной частью этого опыта, самъ онъ не только не избавился отъ грѣховныхъ привычекъ, но даже не имѣлъ намѣренія избавляться отъ нихъ. Въ заключеніе авторъ пишетъ: «Пятидесятница безъ покаянія — Пятидесятница безъ Христа — вотъ что нѣкоторые люди переживаютъ сегодня... Они слышали о «языкахъ» и хотятъ присоединиться къ престижнымъ переживаніямъ; такъ что они разыскиваютъ кого-либо, кто, возложивъ на нихъ руки, далъ бы имъ возможность быстраго, дешеваго, легкаго посвященія, минуя Христа и Его Крестъ». Тѣмъ не менѣе этотъ авторъ допускаетъ, что говореніе на языкахъ неоспоримо является «первымъ /с. 177/ слѣдствіемъ или подтвержденіемъ» «крещенія Святымъ Духомъ» [3].

Тѣ, кто соотноситъ христіанскія идеи съ практикой, предполагаютъ, что «крещеніе Святымъ Духомъ» — христіанскій опытъ. Но если его могутъ получить тѣ, кто ищетъ главнымъ образомъ легко и дешево пріобрѣтаемаго опыта, то безсмысленно искать какую-нибудь связь между этимъ опытомъ и Христомъ. Сама возможность испытать «Пятидесятницу безъ Христа» означаетъ, что этотъ опытъ по своей сути не имѣетъ ничего общаго съ христіанствомъ. Но «христіане» очень часто искренне и благонамѣренно выискиваютъ въ этомъ опытѣ христіанское содержаніе, котораго онъ на самомъ дѣлѣ не имѣетъ.

Не этотъ ли «духовный опытъ» предполагается использовать какъ общую основу для новой всемірной религіи? Не здѣсь ли ключъ къ «духовному единству» человѣчества, который тщетно искало экуменическое движеніе?

б) «Новое христіанство».

Найдутся, возможно, люди, которые усомнятся въ томъ, что «харизматическое возрожденіе» представляетъ собой одну изъ формъ медіумизма. Въ концѣ концовъ, средства или способъ, какими осуществляется связь съ «духомъ харизматическаго возрожденія», — дѣло второстепенное; важно иное: доказано съ исчерпывающей полнотой, что «духъ» этотъ ничего общаго съ православнымъ христіанствомъ не имѣетъ. И дѣйствительно, этотъ «духъ» почти буквально слѣдуетъ «пророчествамъ» Николая Бердяева о «новомъ христіанствѣ»: абсолютно не пріемлетъ «монашескій, аскетическій духъ историческаго Православія», способный изобличить всю его фальшь; стремится развѣнчать «консервативное христіанство, которое направляетъ духовныя усилія человѣка только къ покаянію и спасенію», провозглашая вмѣстѣ съ Бердяевымъ, что христіанство все еще «неполно», и «обогащая» его комплексомъ новыхъ «духовныхъ» феноменовъ, ни одинъ изъ которыхъ по своей природѣ не является христіанскимъ (хотя ихъ такъ и называютъ): феномены эти доступны людямъ любого вѣроисповѣданія, черезъ покаяніе или безъ него, и не имѣютъ никакого отношенія ко спасенію. Все это похоже на провозглашенную Бердяевымъ «новую эру въ исторіи христіанства, новую и глубокую духовность, кото/с. 178/рая знаменуется новымъ изліяніемъ Святого Духа», — и совершенно не согласуется съ православной традиціей и пророчествомъ.

Это и въ самомъ дѣлѣ «новое христіанство», однако специфической «новой» составляющей его является совсѣмъ не оригинальная, а лишь осовремененная, но древняя, какъ дьяволъ, религія шаманскаго язычества. Періодическій органъ православныхъ «харизматиковъ» — журналъ «Логосъ» превозноситъ имя Николая Бердяева какъ «пророка» какъ разъ за то, что тотъ былъ «величайшимъ теологомъ духовнаго творчества» [4]. Вѣдь въ любомъ примитивномъ племени именно шаманы знаютъ, какъ вступить въ контактъ съ изначальными «творческими» силами вселенной и пользоваться ими — тѣми «духами земли, неба и моря», въ которыхъ Церковь Христова узнаетъ демоновъ. Разумѣется, служа имъ, можно достичь «творческаго» экстаза и радости (кстати, Бердяевъ признавался, что ему очень близки «ницшеанскіе энтузіазмъ и экстазъ»), которые недоступны утомленнымъ и нерѣшительнымъ «христіанамъ», впавшимъ въ «харизматическое» обольщеніе. Но тутъ нѣтъ Христа. Богъ запретилъ контакты съ этими «творческими», оккультными сферами, къ которымъ «христіане» обращаются изъ-за невѣжества и самообольщенія. По существу, «харизматическому возрожденію» нѣтъ нужды вступать въ «діалогъ съ нехристіанскими религіями», поскольку подъ именемъ «христіанства» оно уже приняло нехристіанскія вѣрованія, готовыя превратиться въ новую религію, страннымъ образомъ объединяющую въ себѣ «христіанство» и язычество, которую предсказывалъ Бердяевъ.

Въ Священномъ Писаніи и православныхъ святоотеческихъ источникахъ раскрывается сущность этого страннаго «христіанскаго» духа «харизматическаго возрожденія». Согласно этимъ источникамъ, всемірная исторія достигаетъ кульминаціи въ почти сверхчеловѣческой «христіанской» личности — въ лжемессіи, или Антихристѣ. Названіе «христіанскій» ему можно присвоить постольку, поскольку свои дѣла и цѣли онъ будетъ прикрывать подъ именемъ Христа, Котораго постарается имитировать съ максимально доступнымъ приближеніемъ. Антихристъ не только будетъ величайшимъ врагомъ Христа, но, чтобы прельстить хри/с. 179/стіанъ, онъ явится имъ какъ Христосъ, второй разъ пришедшій на землю, чтобы управлять человѣчествомъ изъ возстановленнаго Іерусалимскаго храма. Да не обольститъ васъ никто никакъ: ибо день тотъ не придетъ, доколѣ не придетъ прежде отступленіе и не откроется человѣкъ грѣха, сынъ погибели, противящійся и превозносящійся выше всего, называемаго Богомъ или святынею, такъ что во храмѣ Божіемъ сядетъ онъ, какъ Богъ, выдавая себя за Бога... того, котораго пришествіе, по дѣйствію сатаны, будетъ со всякою силою и знаменіями и чудесами ложными, и со всякимъ неправеднымъ обольщеніемъ погибающихъ за то, что они не приняли любви истины для своего спасенія. И за сіе пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будутъ вѣрить лжи, да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду (2 Ѳес. 2, 3-4, 9-12).

Православное ученіе объ Антихристѣ — тема сама по себѣ огромная, и полностью раскрыть ее здѣсь нѣтъ возможности. Но если, какъ считаютъ послѣдователи «харизматическаго возрожденія», послѣднія времена, такъ сказать, на порогѣ, то для православнаго христіанина чрезвычайно важно знать, чтó говоритъ христіанское ученіе о томъ, кто, по словамъ Самого Спасителя, вмѣстѣ со «лжепророками» этого времени дастъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ (Мѳ. 24, 24). А «избранные» — это, конечно, не то множество людей, которые принимаютъ грубое и противорѣчащее Св. Писанію заблужденіе, что «міръ стоитъ на порогѣ великаго духовнаго пробужденія», а то «малое стадо», которому Спаситель обѣщалъ: Отецъ вашъ благоволилъ дать вамъ Царство (Лк. 12, 32). И вотъ даже для такихъ «избранныхъ» «великія знаменія и чудеса» Антихриста будутъ тяжкимъ искушеніемъ; большинство же «христіанъ» примутъ ихъ безъ колебаній, ибо «новое христіанство» — какъ разъ то, что они ищутъ.

в) «Іисусъ скоро придетъ».

Примѣчательно, что послѣднія нѣсколько лѣтъ фигура «Іисуса» была страннымъ образомъ выдвинута на первый планъ въ Америкѣ. Въ театрѣ и въ кино были отмѣнены долго дѣйствовавшіе запреты на изображеніе личности Христа. Имѣвшіе сенсаціонный успѣхъ мьюзиклы представляли святотатственную пародію на Его жизнь. «Движеніе /с. 180/ Іисуса», въ основномъ «харизматическое» по своей оріентаціи, поразительно быстро распространяется среди подростковъ и юношества. Самая грубая разновидность популярной американской музыки «христіанизируется» на массовыхъ «Іисусъ-рокъ-фестиваляхъ», и впервые въ этомъ столѣтіи «христіанскіе» мотивы стали наиболѣе модными въ странѣ. Въ основѣ этого страннаго конгломерата святотатственной религіозности и безпросвѣтнаго обмірщенія лежитъ охватившее, похоже, всѣхъ чувство надежды и ожиданія, выражаемое постоянно повторяемой фразой: «Іисусъ скоро придетъ».

И вотъ какъ симптомъ эмоціональной и «религіозной» опустошенности, охватившей Америку, возникло «мистическое» явленіе, которое стало постоянно повторяться съ людьми, живущими въ разныхъ ея частяхъ. Вотъ что сообщилъ объ этомъ явленіи редакторъ «харизматическаго» журнала послѣ разсказовъ, услышанныхъ имъ на встрѣчѣ «харизматиковъ»:

«Мой пріятель съ женой направлялись въ Бостонъ по шоссѣ номеръ 3. По пути они остановились, чтобы подобрать парня, путешествующаго автостопомъ. Онъ былъ молодъ, носилъ бороду, но по одеждѣ не былъ похожъ на хиппи. Ничего не сказавъ, парень усѣлся на заднее сидѣнье, и они поѣхали дальше. Спустя нѣкоторое время парень спокойно сказалъ: «Господь скоро придетъ». Это такъ испугало моего друга и его жену, что они сразу же обернулись, чтобы посмотрѣть на говорящаго, но на заднемъ сидѣньѣ никого не было. Ихъ потрясеніе было столь велико, что они остановились у первой автозаправочной станціи, которую проѣзжали. Имъ необходимо было кому-то разсказать объ этомъ случаѣ, какова бы ни была реакція. Однако служащій выслушалъ ихъ безъ смѣха. «Вы — пятые, заѣхавшіе сюда, чтобы разсказать эту исторію», — вотъ и все, что онъ могъ имъ сказать.

Когда я услышалъ этотъ разсказъ, у меня морозъ прошелъ по кожѣ, хотя стояла изнуряющая жара. И это было только начало. Присутствующіе одинъ за другимъ начали разсказывать аналогичныя исторіи, и вотъ уже разсказано шесть случаевъ, и всѣ онѣ произошли въ послѣдніе два года въ разныхъ концахъ страны: въ Лосъ-Анджелесѣ, Филадельфіи, Даласѣ (тринадцать сообщеній въ полицію за одну ночь), Новомъ Орлеанѣ. Иногда попутчикъ — мужчина, иногда — женщина. Позже священникъ Епископальной Церкви раз/с. 181/сказалъ о случаѣ, который произошелъ лично съ нимъ, въ сѣверной части штата Нью-Іоркъ. Что касается самого редактора, то всѣ эти факты онъ воспринималъ какъ указаніе на то, что дѣйствительно «Іисусъ скоро придетъ» [5].

Внимательно наблюдая за религіозной жизнью нашего времени, особенно въ Америкѣ, гдѣ зародились самыя популярныя теченія XX в., нельзя не замѣтить очень серьезнаго настроя на хиліастическія ожиданія. И это справедливо не только для «харизматическихъ» круговъ, но и для традиціоналистовъ и фундаменталистовъ, отвергающихъ «харизматическое возрожденіе». Такъ, многіе католики-традиціоналисты вѣрятъ въ наступленіе передъ концомъ свѣта хиліастическаго «вѣка Дѣвы Маріи», и это лишь одинъ изъ варіантовъ реализаціи ложнаго католическаго стремленія «освятить міръ» или, какъ сформулировалъ пятнадцать лѣтъ назадъ епископъ Сиэтла Томасъ Конноли, «преобразить современный міръ въ Царство Божіе, приготовившись къ Его возвращенію на землю». Также протестанты-евангелисты, такіе, какъ Билли Грэмъ, ожидаютъ «тысячелѣтняго» воцаренія на землѣ «Христа», основываясь на своихъ ошибочныхъ толкованіяхъ отдѣльныхъ мѣстъ Апокалипсиса. Или, напримѣръ, евангелисты изъ Израиля считаютъ, что тысячелѣтіе «Мессіи» надо понимать какъ «подготовку» евреевъ къ его приходу [6]. А Карлъ Макъ-Интайръ, архифундаменталистъ, намѣревается построить въ штатѣ Флорида (недалеко отъ Диснейленда) копію Іерусалимскаго храма въ натуральную величину, вѣруя въ то, что близится время, когда долженъ быть воздвигнутъ тотъ самый «Храмъ, въ который Самъ Господь вернется, какъ Онъ обѣщалъ» [7]. Итакъ, даже антиэкуменисты готовятся присоединиться къ нераскаявшимся іудеямъ, славословящимъ лжемессію-Антихриста, въ противовѣсъ тѣмъ остаткамъ вѣрующихъ евреевъ, которые ожидаютъ Христа послѣ возвращенія на землю пророка Иліи въ соотвѣтствіи съ ученіемъ Православной Церкви.

И поэтому для послѣдовательнаго православнаго христіанина, знающаго пророчества Св. Писанія, связанныя /с. 182/ съ послѣдними днями, совершенно не убѣдительны обѣщанія, которыя онъ слышитъ отъ «харизматическаго» протестантскаго священнослужителя, что «Іисусъ можетъ устроить все просто великолѣпно, если мы раскроемся Ему. Ничего удивительнаго, что люди всѣхъ вѣроисповѣданій могутъ теперь молиться вмѣстѣ» [8], или заявленіе католика-пятидесятника, что приверженцы вѣроисповѣданій теперь «начинаютъ заглядывать за раздѣляющія ихъ стѣны, чтобы увидѣть другъ въ другѣ образъ Іисуса Христа» [9]. Кто же этотъ «Христосъ», ради котораго предпринята въ міровомъ масштабѣ эта все нарастающая программа психологической и даже физической подготовки? Нашъ ли это Іисусъ Христосъ, истинный Богъ и Спаситель, основавшій Церковь, въ чьемъ лонѣ люди могутъ обрѣсти спасеніе? Или это лжехристосъ, который придетъ во имя свое (Ін. 5, 43) и объединитъ всѣхъ, кто отвергаетъ или извращаетъ ученіе единственной Церкви Христовой — Православной Церкви?

Самъ Спаситель предостерегаетъ насъ: Тогда, если кто скажетъ вамъ: вотъ, здѣсь Христосъ, или тамъ, — не вѣрьте. Ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки, и дадутъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ. Вотъ, Я напередъ сказалъ вамъ. Итакъ, если скажутъ вамъ: «вотъ, Онъ въ пустынѣ», — не выходите; «вотъ, Онъ въ потаенныхъ комнатахъ», — не вѣрьте; ибо, какъ молнія исходитъ отъ востока и видна бываетъ даже до запада, такъ будетъ пришествіе Сына Человѣческаго (Мѳ. 24, 23-27).

Второе пришествіе Христа неизбѣжно: оно произойдетъ внезапно съ небесъ (Дѣян. 1, 11) и положитъ конецъ этому міру. Никакая «подготовка» къ нему невозможна — спасетъ только православное приготовленіе покаяніемъ, духовной жизнью и бдительностью. Тѣ же, кто «подготавливается» къ этому инымъ другимъ способомъ, — кто говоритъ, что Онъ гдѣ-то «здѣсь» (особенно если это «здѣсь» — Іерусалимскій храмъ), или кто проповѣдуетъ, что «Іисусъ скоро придетъ», и при этомъ не предупреждаетъ, что Его пришествіе должно предваряться величайшимъ обольщеніемъ, — всѣ они являются явными пророками Антихриста, лжехриста, который долженъ прійти первымъ и обольстить міръ, въ томъ числѣ всѣхъ «христіанъ», которые не являются православ/с. 183/ными или перестали ими быть. Будущаго «тысячелѣтія» не будетъ. Для способныхъ воспринять — апокалипсическое «тысячелѣтіе» уже настало (Апок. 20, 6); это — жизнь въ благодати Православной Церкви на всю «тысячу лѣтъ» между первымъ пришествіемъ Христа и временемъ Антихриста [10]. То, что протестанты ожидаютъ это «тысячелѣтіе» въ будущемъ, — лишь признаніе въ томъ, что всѣ они не живутъ въ немъ сегодня, т. е. что они находятся внѣ Христовой Церкви и не вкусили Божіей благодати.

г) Должно ли Православіе слиться съ отступничествомъ?

Сегодня нѣкоторые православные священники подъ предводительствомъ о. Евсевія Стефану пытаются увѣрить насъ въ томъ, что «харизматическое возрожденіе», хотя оно зародилось и развивается главнымъ образомъ внѣ Православной Церкви, тѣмъ не менѣе вполнѣ «православно». Насъ даже предостерегаютъ: «Не оставайтесь въ сторонѣ». Но никто изъ тѣхъ, кто изучилъ это движеніе по работамъ его ведущихъ представителей, многіе изъ которыхъ были процитированы, не можетъ сомнѣваться въ томъ, что это «возрожденіе» (въ тѣхъ моментахъ, которые можно признать «христіанскими») является цѣликомъ и полностью протестантскимъ — по своему происхожденію, духу, направленію, практикѣ, «богословію» и конечной цѣли. Это разновидность протестантскаго ривайвелизма. Въ ривайвелизмѣ сохранились лишь обломки подлиннаго христіанства, которое подмѣняется «религіозной» исторіей, внушающей своимъ жертвамъ роковое заблужденіе, что они «спаслись». Если «харизматическое возрожденіе» и отличается отъ протестантскаго ривайвелизма, то развѣ что тѣмъ, что «харизматизмъ» вводитъ новый, потаенный спиритическій аспектъ, который придаетъ ему большую эффектность и доказательность по сравненію съ достаточно субъективнымъ ривайвелизмомъ.

Это очевидное тяготѣніе къ протестантизму подтверждается съ абсолютной убѣдительностью тѣмъ направленіемъ, которое о. Евсевій Стефану въ своемъ періодическомъ изда/с. 184/ніи «Логосъ» стремится выдать за «православное пробужденіе».

Сей православный пастырь сообщаетъ читателямъ, что «Православная Церковь не участвуетъ въ сегодняшнемъ христіанскомъ пробужденіи». Самъ онъ теперь разъѣзжаетъ всюду, организуя возрожденческія собранія, очень похожія на протестантскія, включая протестантскій «зовъ алтаря», сопровождающійся обычными ривайвелистскими «рыданіями и слезами».

Самъ о. Евсевій съ типично ривайвелистской нескромностью сообщаетъ намъ: «Я благодарю Бога за то, что Онъ пролилъ часть свѣта Своего Духа въ мою душу въ отвѣтъ на непрестанныя молитвы, которыя я возносилъ и днемъ и ночью»; далѣе онъ открыто провозглашаетъ себя «пророкомъ» [11].

Онъ ни словомъ не упоминаетъ о православномъ толкованіи событій Апокалипсиса, однако повторяетъ интерпретацію протестанта-фундаменталиста Билли Грэма о «восхищеніи», которое должно предшествовать «тысячелѣтію»: «Судный день приближается. Если мы останемся вѣрными Христу, то, несомнѣнно, подъ радостные клики, возвѣщающіе о взятіи на небо, мы будемъ восхищены, чтобы быть съ Нимъ и избѣжать ужаснаго уничтоженія, которое должно постигнуть міръ» [12] (April 1972, р. 22).

Но и среди фундаменталистовъ есть такіе, которые не поддерживаютъ эту ложную идею [13], не имѣющую основанія въ Св. Писаніи [14]; и опасна она тѣмъ, что раздѣляющія ее теряютъ необходимую бдительность противъ лести Антихриста, считая, что отъ него они и такъ избавлены.

/с. 185/ Все это нельзя назвать даже лжеправославіемъ, это самый настоящій протестантизмъ, причемъ протестантизмъ не лучшаго толка. Напрасно было бы искать въ «Логосѣ» о. Евсевія Стефану указаній на то, что его «пробужденіе» вдохновлено православными источниками, аскетическимъ православнымъ ученіемъ: житіями святыхъ, писаніями святыхъ отцовъ, цикломъ церковныхъ богослуженій, православнымъ толкованіемъ Св. Писанія. Правда, нѣкоторые изъ православныхъ «харизматиковъ» обращаются къ этимъ источникамъ, но — увы! — они перемѣшиваютъ ихъ съ «многими другими книгами, написанными благочестивыми христіанами, примкнувшими къ харизматическому движенію» [15], и, слѣдовательно, читаютъ ихъ «харизматически»: подобно всѣмъ прочимъ сектантамъ вычитываютъ изъ православныхъ писаній то, что они извлекли изъ своего новаго ученія, которое возникло внѣ Церкви.

Правда, въ наши дни, когда многіе православные утратили соль истиннаго христіанства и очень рѣдко можно встрѣтить подлинную пламенную христіанскую жизнь, настоящее православное пробужденіе было бы чрезвычайно желательно. Въ современной жизни слишкомъ много комфорта; мірская жизнь стала слишкомъ привлекательной, Православіе свелось къ членству въ церковной общинѣ или къ «правильному» выполненію внѣшнихъ обрядовъ и дѣйствій. Да, дѣйствительно, велика нужда въ истинномъ православномъ духовномъ пробужденіи, но не его мы находимъ у православныхъ «харизматиковъ». Они, какъ и «харизматическіе» активисты изъ протестантовъ и католиковъ, полностью гармонируютъ съ духомъ времени; они утратили живую связь съ православной традиціей духовнаго дѣланія, предпочитая ей новомодную протестантскую ривайвелистскую технику; они заодно съ ведущимъ теченіемъ сегодняшняго отступническаго «христіанства» — экуменическимъ движеніемъ. Въ началѣ 1978 г. архіепископъ Греческаго Епископата Сѣверной и Южной Америки Іаковъ далъ наконецъ оффиціальное одобреніе дѣятельности о. Евсевія Стефану, включая разрѣшеніе проповѣдовать повсемѣстно, и въ томъ числѣ на особую тему о «дарахъ Святого Духа»; такъ церковная организація въ лицѣ своего наиболѣе модернистскаго и экуменическаго представителя про/с. 186/тянула руку «харизматическому возрожденію», подтверждая тѣмъ самымъ глубокое родство, объединяющее ихъ. Но истинное христіанство тутъ ни при чемъ.

Подлинныя православныя «пробужденія» бывали въ прошломъ: вспоминается св. Косьма Эстолійскій, который странствовалъ отъ деревни къ деревнѣ по Греціи XVIII в. и призывалъ людей вернуться къ истинному христіанству своихъ предковъ; или св. Іоаннъ Кронштадтскій, который уже въ нашемъ вѣкѣ принесъ освященную вѣками традицію православной духовной жизни городскимъ жителямъ Петербурга. Вспомнимъ православныхъ наставниковъ монашества, которые были истинно «исполнены Духомъ» и оставили свое ученіе не только монахамъ, но и всѣмъ мірянамъ послѣдующихъ временъ: это грекъ X в. св. Симеонъ Новый Богословъ и русскій подвижникъ XIX в. св. Серафимъ Саровскій. Св. Симеона православные «харизматики» чудовищно искажаютъ (онъ училъ о Духѣ не такъ, какъ они!), а св. Серафима непремѣнно цитируютъ внѣ контекста съ цѣлью свести къ минимуму тотъ акцентъ, который дѣлалъ преподобный на необходимости принадлежать къ Православной Церкви, чтобы вести истинно духовную жизнь. Въ бесѣдѣ св. Серафима съ міряниномъ Мотовиловымъ о «стяжаніи Духа Святого» (которую православные «харизматики» цитируютъ безъ мѣстъ, нами выдѣленныхъ) великій этотъ святой говоритъ: «Благодать Святого Духа была дана всѣмъ намъ, вѣрнымъ Христу, въ Таинствѣ Святого Крещенія и запечатлѣна Таинствомъ Мѵропомазанія главныхъ частей тѣла, какъ учитъ Святая Церковь, вѣчная хранительница этой благодати». И снова: «Господь внимаетъ одинаково и монаху, и простому христіанину-мірянину, поскольку оба они — православные...»

Въ противовѣсъ истинной православной духовной жизни «харизматическое возрожденіе» — всего лишь эмпирическая сторона господствующей «экуменической» моды, поддѣльное христіанство, предающее Христа и Его Церковь. Православные «харизматики» не смогутъ, вѣроятно, ничего возразить противъ идеи грядущаго «единства» съ протестантами и католиками, съ которыми, какъ поется въ межконфессіональной «харизматической» пѣснѣ, они уже «едины въ Духѣ, едины въ Господѣ» и кто руководитъ ими и воодушевляетъ ихъ «харизматическіе» опыты. Этотъ «духъ», вдохновляющій «харизматическое возрожденіе», — духъ /с. 187/ Антихриста или, точнѣе, тѣ «бѣсовскіе духи» послѣднихъ временъ, чьи «чудеса» подготавливаютъ міръ къ приходу лжемессіи.

д) «Дѣти! послѣднее время» (1 Ін. 2, 18).

Невѣдомо для неистовыхъ православныхъ «возрожденцевъ» Господь Богъ сохранилъ въ мірѣ, какъ во дни пророка Иліи, семь тысячъ человѣкъ, которые не преклонили колѣни передъ Вааломъ (Рим. 11, 4), — неизвѣстное число истинно православныхъ христіанъ, не ставшихъ духовными мертвецами, которыми полны паствы «харизматиковъ» (по ихъ же сѣтованіямъ); они не осмѣливаются торжественно провозглашать себя «исполненными духомъ» — подобно тѣмъ, кто находится подъ «харизматическимъ» внушеніемъ; они не увлекаются фальшивымъ «пробужденіемъ» сторонниковъ отступническаго движенія или иныхъ движеній, но остаются вѣрны святой и спасительной православной вѣрѣ, переданной имъ отъ св. отцовъ. И они видятъ во всемъ происходящемъ знаменіе наступающихъ послѣднихъ временъ и шествуютъ узкимъ путемъ спасенія. Многіе изъ нихъ послѣдовали за епископами тѣхъ немногихъ православныхъ юрисдикцій, которые оказались достаточно сильными и устояли противъ отступничества нашихъ дней: Православной Церкви Россіи, Русской Зарубежной Церкви, Истинно-Православныхъ христіанъ (Старостильниковъ) Греціи. Есть оставшіеся вѣрными и въ прочихъ юрисдикціяхъ, они съ горечью наблюдаютъ за все болѣе очевиднымъ отступничествомъ своихъ іерарховъ и по мѣрѣ возможности борются за то, чтобы сохранить нетронутымъ свое Православіе. Есть и такіе, которые пока еще внѣ Православной Церкви, но сердцá ихъ милостію Божіей открыты Его призыву, и они, несомнѣнно, еще присоединятся къ Святому Православію. Эти «семь тысячъ» и есть основаніе будущаго, и единственнаго Православія послѣднихъ временъ.

А за предѣлами подлиннаго Православія тьма все сгущается. Судя по самымъ послѣднимъ «религіознымъ» новостямъ, «харизматическое возрожденіе» можетъ оказаться на самомъ дѣлѣ всего лишь робкимъ началомъ цѣлаго «вѣка чудесъ». Многіе протестанты, которые распознали обманъ «харизматическаго возрожденія», принимаютъ теперь какъ «реальность» шумное «возрожденіе» въ Индонезіи, гдѣ, какъ передаютъ, дѣйствительно происходятъ «тѣ же самыя /с. 188/ вещи, о которыхъ говорится въ Дѣяніяхъ Апостоловъ». На протяженіи трехъ лѣтъ 200.000 язычниковъ обращены въ протестантизмъ, что каждый разъ сопровождается чудесами, въ частности: все происходитъ строго по указанію «голосовъ» и «ангеловъ», которые являются постоянно, обычно цитируя Св. Писаніе съ указаніемъ номера стиха; вода превращается въ вино каждый разъ, когда рядомъ происходитъ богослуженіе протестантской общины; невѣдомо откуда появляются руки, чтобы раздать чудесную пищу голодающимъ; цѣлая толпа бѣсовъ у всѣхъ на глазахъ покидаетъ языческую деревню, потому что «болѣе сильный» («Іисусъ») пришелъ, чтобы занять ихъ мѣсто; у «христіанъ» имѣется «счетчикъ-уничтожитель» для нераскаяннаго грѣшника, и когда на счетчикѣ выпадаетъ «нуль» — грѣшникъ умираетъ; дѣтей учатъ протестантскимъ гимнамъ голосá, звучащіе изъ неизвѣстнаго источника (и повторяющіе пѣсню двадцать разъ, чтобы дѣти могли ее запомнить); «магнитофонъ Господа» записываетъ пѣніе хора и проигрываетъ его въ воздухѣ передъ изумленными дѣтьми; съ небесъ нисходитъ огонь, чтобы попалить католическія религіозныя изображенія («Господь» въ Индонезіи настроенъ крайне антикатолически); исцѣлены 30.000 человѣкъ; въ небѣ появляется «Христосъ» и «падаетъ» на собравшихся, чтобы исцѣлить ихъ; люди чудомъ переносятся съ мѣста на мѣсто и ходятъ по водѣ; огни сопровождаютъ евангелистовъ и указываютъ имъ путь ночью, а облака слѣдуютъ за ними и даютъ имъ тѣнь днемъ; мертвые воскресаютъ [16].

Интересно, что во многихъ мѣстахъ, гдѣ встрѣчается индонезійское «возрожденіе», полностью отсутствуетъ и даже запрещено говореніе на языкахъ (хотя оно и встрѣчается во многихъ другихъ мѣстахъ), а элементъ медіумизма, какъ оказывается, порой замѣняется непосредственнымъ вмѣшательствомъ падшихъ духовъ. Вполнѣ возможно, что это новое «возрожденіе», болѣе мощное, чѣмъ пятидесятничество, представляетъ собой болѣе развитую фазу единаго «духовнаго» феномена (такъ же, какъ и само пятидесятничество — шагъ впередъ по сравненію со спиритизмомъ) и возвѣщаетъ близость того ужаснаго дня, когда долженъ прійти «Господь» (причемъ «голоса» и «ангелы» въ Индонезіи также объяв/с. 189/ляютъ объ этомъ); вѣдь намъ открыто, что именно такими «чудесами» Антихристъ будетъ убѣждать міръ въ томъ, что онъ — «Христосъ».

Въ вѣкъ почти всеобщей духовной темноты и прелести, когда большинство такъ называемыхъ «христіанъ» начинаетъ относиться къ Христу такъ, какъ Православіе учитъ относиться къ Антихристу, одна Православная Христова Церковь обладаетъ благодатью Божіей, этимъ безцѣннымъ сокровищемъ, о существованіи котораго даже не подозрѣваетъ «христіанскій» міръ. Этотъ міръ, напротивъ, протягиваетъ руки силамъ тьмы, помогая соблазну вѣрующихъ Церкви Христовой и въ ослѣпленіи полагая, что «имя Іисуса» спасетъ его даже въ его отступничествѣ и богохульствѣ; онъ пренебрегаетъ страшнымъ предостереженіемъ Господа: Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи! Господи! не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? и не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе (Мѳ. 7, 22-23).

Св. апостолъ Павелъ вторитъ этому предостереженію о приходѣ Антихриста и призываетъ: Итакъ, братія, стойте и держи́те преданія, которымъ вы научены или словомъ или посланіемъ нашимъ (2 Ѳес. 2, 15). Только есть люди, смущающіе васъ и желающіе превратить благовѣствованіе Христово. Но если бы даже мы или Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема. Какъ прежде мы сказали, такъ и теперь еще говорю: кто благовѣствуетъ вамъ не то, что вы приняли, да будетъ анаѳема (Гал. 1, 7-9).

На каждое новое «возрожденіе» и даже на то окончательное, ужасное «возрожденіе» самого Антихриста у Православной Церкви есть неизмѣнный заслонъ: во-первыхъ, Евангеліе Христово, сохраненное неприкосновеннымъ единственно Православной Церковью черезъ непрерываемую нить преемственности, начало которой — въ рукахъ Самого Христа и Его апостоловъ, и, во-вторыхъ, благодать Святого Духа, которая дается только черезъ Православную Церковь и только ея вѣрующимъ чадамъ, принявшимъ Крещеніе и отмѣченнымъ подлинной печатью даровъ Святого Духа. Аминь.

/с. 190/

2. Религія будущаго.

Духовное состояніе современнаго человѣчества весьма выразительно характеризуется тѣмъ, что «христіане» поддались вліянію «харизматическихъ» и «медитативныхъ» опытовъ. И хотя нельзя не учитывать воздѣйствіе на такихъ «христіанъ» самихъ восточныхъ религій, но это воздѣйствіе стало возможнымъ лишь благодаря несравнимо болѣе основательнымъ причинамъ: оказалась утраченной спасительная сила христіанства и вмѣстѣ съ ней потеряны христіанскія чувства; въ результатѣ души «христіанъ» оказались въ плѣну такихъ враждебныхъ христіанству началъ, какъ «медитація».

Жизнь большинства нынѣшнихъ «христіанъ» настолько пропитана эгоцентризмомъ и самодовольствомъ, что какое-либо пониманіе смысла духовной жизни для нихъ — за семью печатями; поэтому, когда они пытаются жить «духовной жизнью», то приходятъ лишь къ иной формѣ самодовольства. Это особенно явственно проявляется въ томъ совершенно ложномъ религіозномъ идеалѣ, который исповѣдуютъ «харизматическое» движеніе и многія теченія «христіанской медитаціи». Всѣ они обѣщаютъ (и на самомъ дѣлѣ быстро даютъ) ощущенія «удовлетворенности» и «мира». Но этотъ идеалъ не имѣетъ ничего общаго съ идеаломъ христіанскимъ, который, обобщенно, напротивъ, сводится къ непримиримой брани и ревностной борьбѣ. «Удовлетворенность» и «миръ», которые обѣщаютъ всѣ эти современныя «духовныя» движенія, полностью изобличаютъ ихъ какъ порожденія духовнаго обольщенія, духовнаго самодовольства, что является полной смертью обращенной къ Богу души. Всѣ эти разновидности «христіанской медитаціи» воздѣйствуютъ исключительно на уровнѣ психики и не имѣютъ ничего общаго съ христіанской духовностью. Христіанская духовность созидается въ тяжкой борьбѣ за обрѣтеніе вѣчнаго Царствія Небеснаго, которое осуществится во всей полнотѣ лишь по окончаніи сего временнаго міра. Истинный христіанскій воинъ никогда не находитъ отдыха, даже въ предчувствіи вѣчнаго блаженства, которое открывается ему уже въ этой жизни. А въ восточныхъ религіяхъ, которымъ Царство Небесное не извѣстно, всѣ усилія направлены лишь къ достиженію извѣстныхъ психическихъ состояній, полностью принадлежащихъ этой земной жизни.

/с. 191/ Въ нашъ вѣкъ отступничества, который предшествуетъ появленію Антихриста, сатана освобожденъ на малое время (Апок. 20, 7), чтобы творить ложныя чудеса, которыя онъ не могъ творить въ теченіе той «тысячи лѣтъ» благодати въ Церкви Христовой (Апок. 20, 3), чтобы собирать сатанинскій урожай душъ, которыя не приняли любви истины (2 Ѳес. 2, 10). Мы имѣемъ право утверждать, что время Антихриста и въ самомъ дѣлѣ близко, хотя бы уже потому, что сатанинская жатва совершается нынѣ не только среди языческихъ народовъ, не слыхавшихъ о Христѣ, но даже среди «христіанъ», которые утратили спасительную силу христіанства. Это воистину проявленіе природы Антихриста: діавольское царство выдавать за Царство Христа. И «новое религіозное сознаніе», и входящія въ него сегодняшнее «харизматическое» движеніе и «христіанская медитація» — все это предшественники религіи будущаго, религіи послѣдняго человѣчества, религіи Антихриста, и главная ихъ «духовная» функція — сдѣлать для христіанъ пріемлемымъ демоническое посвященіе, прежде существовавшее въ рамкахъ лишь языческаго міра. И пусть всѣ эти «религіозные эксперименты» пока еще имѣютъ прикидочный, неустоявшійся характеръ, пусть въ нихъ элементъ психическаго самоодурманиванія играетъ по крайней мѣрѣ не меньшую роль, чѣмъ откровенно демоническій обрядъ посвященія, не сомнѣвайтесь: тотъ, кто успѣшно «медитируетъ» или полагаетъ, что получилъ «крещеніе Святымъ Духомъ», на самомъ дѣлѣ принялъ посвященіе въ царство сатаны. Именно это и является цѣлью всѣхъ «экспериментовъ»; и въ будущемъ, несомнѣнно, техника посвященія станетъ намного эффективнѣе, по мѣрѣ расширенія воздѣйствія этихъ движеній, которыя подготавливаютъ къ ней, настраивая человѣка на пассивную открытость новому «религіозному опыту».

Что же привело человѣчество, и въ томъ числѣ христіанскій міръ, въ это безысходное состояніе? Конечно, дѣло не въ какихъ-либо открытыхъ культахъ діавола, которые ограничиваются весьма и весьма узкимъ кругомъ людей; нѣтъ, все гораздо глубже и сокровеннѣе, рѣчь идетъ о томъ, о чемъ истинный православный не можетъ подумать безъ ужаса, — о потерѣ Божіей благодати, которая слѣдуетъ за потерей смысла христіанства.

На Западѣ, безъ сомнѣнія, благодать Божія утрачена уже много вѣковъ назадъ. Римскіе католики и протестанты на/с. 192/шихъ дней и понятія о благодати Божіей никогда не имѣли. Поэтому неудивительно, что они не способны различить бѣсовскую подъ нее поддѣлку. Но увы! Нынѣшній успѣхъ поддѣльной духовности среди православныхъ христіанъ обнаруживаетъ, что и среди нихъ понятіе о смыслѣ христіанства утрачено настолько, что они уже не способны отличить истинное христіанство отъ фальшиваго. Слишкомъ долго православные держали подъ спудомъ драгоцѣнное сокровище духовной мудрости св. отцовъ, не озаботившись пустить въ дѣло чистое золото ихъ направляющихъ къ истинѣ словесъ. Много ли православныхъ хотя бы знаетъ о существованіи тѣхъ основныхъ текстовъ, которые содержатъ ученіе о православной духовной жизни и какъ разъ проясняютъ, какимъ образомъ отличать духовность подлинную отъ фальшивой, — текстовъ, въ которыхъ изложена жизнь святыхъ, мужчинъ и женщинъ, преизобильно стяжавшихъ въ своей жизни сокровище благодати Господа Бога? Многіе ли изъ нынѣшнихъ православныхъ впитали въ себя поученія «Лѣствицы» св. Іоанна, проповѣдей св. Макарія, житій богоносныхъ отцовъ-пустынниковъ, «Невидимой брани», «Моей жизни во Христѣ» св. Іоанна Кронштадтскаго.

Въ жизни великаго отца Египетской пустыни св. Паисія Великаго (память 19 іюня) мы находимъ поразительный примѣръ того, какъ легко утратить благодать Божію. Дѣло было въ Египтѣ. Однажды ученикъ его отправился въ городъ, чтобы тамъ продать рукодѣліе свое. На пути туда повстрѣчался онъ съ евреемъ, который, примѣтивъ его простоту, началъ соблазнять его, говоря такъ: «О возлюбленный, зачѣмъ ты вѣруешь въ простого человѣка, который къ тому же былъ распятъ на крестѣ? Онъ вѣдь совсѣмъ не ожидаемый Мессія. Долженъ прійти другой, а не Онъ». Ученикъ, будучи слабъ умомъ и простъ сердцемъ, началъ прислушиваться къ этимъ словамъ и даже посмѣлъ сказать: «Можетъ быть, ты говоришь правду». И вотъ онъ вернулся въ пустыню. Преп. Паисій отвернулся отъ него и ни слова не сказалъ ему. Наконецъ послѣ долгихъ упрашиваній ученика преподобный сказалъ ему: «Кто ты такой? Не узнаю тебя. Тотъ ученикъ мой — христіанинъ, и благодать святого Крещенія была на немъ, а ты не таковъ; если ты и въ самомъ дѣлѣ мой ученикъ, то благодать святого Крещенія оставила тебя и образъ Христа въ тебѣ уничтоженъ». Ученикъ въ слезахъ повѣдалъ о своемъ разговорѣ съ евреемъ, на что преподобный отвѣтилъ: «О несчастный! Что можетъ /с. 193/ быть хуже и подлѣе тѣхъ словъ, которыми ты отрекся отъ Христа и Его божественнаго Крещенія? Теперь иди и плачь надъ собой, какъ хочешь, у меня же тебѣ нѣтъ мѣста; имя твое записано среди именъ отрекшихся отъ Христа, и вмѣстѣ съ ними тебя ждутъ осужденіе и муки». Услышавъ отъ преподобнаго такой приговоръ, ученикъ исполнился покаяніемъ, и въ отвѣтъ на его мольбы преподобный ушелъ въ затворъ для молитвы. Онъ умолялъ Бога простить ученику его грѣхъ. И услышалъ Господь молитву преподобнаго и даровалъ ему знаменіе, что прощенъ ученику грѣхъ его. И тогда преподобный предостерегъ его: «Чадо, воздай славу и благодареніе Христу Богу нашему со мной за то, что нечистый богохульный духъ изгнанъ изъ тебя, и вмѣсто него Духъ Святой нисшелъ на тебя и возстановилъ въ тебѣ благодать св. Крещенія. И вотъ, храни себя теперь, дабы изъ-за лѣности и безпечности не впасть тебѣ снова во вражескія сѣти, и, согрѣшивъ, долженъ ты будешь горѣть въ огнѣ геенны».

Знаменательно, что «харизматическое» и «медитативное» теченія пустили корни именно среди «экуменизированныхъ христіанъ». Ибо характерна для ереси экуменизма вѣра въ то, что Православная Церковь не является единственно истинной Христовой Церковью; что благодать Божія присутствуетъ и въ другихъ «христіанскихъ» вѣроисповѣданіяхъ и даже въ нехристіанскихъ религіяхъ; что узкій путь спасенія, проповѣдуемый въ ученіи св. отцовъ Православной Церкви, лишь «одинъ путь изъ многихъ» якобы ведущихъ ко спасенію и что подробности вѣры во Христа якобы малосущественны, какъ и принадлежность къ той или иной конкретной Церкви. Не всѣ православные, принимающіе участіе въ экуменическомъ движеніи, цѣликомъ раздѣляютъ его вѣрованія (а вотъ протестанты и католики въ большинствѣ случаевъ твердо во все это вѣрятъ). Однако самимъ своимъ участіемъ въ этомъ движеніи, при которомъ неизбѣжна общая молитва съ тѣми, кто имѣетъ ложное представленіе о Христѣ и Его Церкви, они говорятъ еретикамъ: «Можетъ быть, вы говорите правду», — точно такъ же, какъ и тотъ несчастный ученикъ преп. Паисія. А чтобы православный утратилъ благодать Божію — бóльшаго и не требуется; но какихъ трудовъ будетъ стоить ему возвращеніе ея!

И насколько важно православному пребывать въ страхѣ Божіемъ, опасаясь утраты благодати, которая дается не каждому, а только тѣмъ, кто держится истинной вѣры, про/с. 194/водитъ жизнь въ христіанскомъ бореніи и сокровищемъ почитаетъ благодать Божію, возводящую къ небесамъ. И съ какой великой осторожностью должны ходить православные христіане именно въ наши дни, въ окруженіи поддѣльнаго «христіанства», предлагающаго имъ свои опыты «благодати» и своего «Святого Духа» и готоваго въ изобиліи цитировать Св. Писаніе и св. отцовъ въ доказательство своей «правоты»! Да, съ увѣренностью можно сказать, что близки послѣднія времена и придетъ духовное обольщеніе, дабы прельстить, если возможно, и избранныхъ (Мѳ. 24, 24).

Лжепророки вѣка сего, въ томъ числѣ многіе изъ тѣхъ, кто оффиціально именуются «православными», все громогласнѣе заявляютъ о приближеніи «новой эры Святого Духа», «новой Пятидесятницы», «точки Омега». А это согласно подлинному пророчеству Православной Церкви и есть то самое царство Антихриста. И именно въ наше время, именно сегодня это сатанинское пророчество начинаетъ сбываться — демонической силой. Вся духовная атмосфера современнаго міра буквально заряжена энергіей бѣсовскаго опыта посвященій: «мистерія беззаконія» овладѣваетъ душами людей, стремясь овладѣть даже самой Церковью Христовой, насколько это возможно.

И истинные православные христіане со всей отвѣтственностью должны противостоять этому мощному «религіозному опыту». А для этого нужно до конца осознать, что представляетъ собою Православіе, какова его цѣль и чѣмъ она отличается отъ цѣлей другихъ религій, какъ «христіанскихъ», такъ и нехристіанскихъ.

Православные христіане! Всѣми силами сохраняйте благодать, дарованную вамъ, не превращайте ее въ привычку, не пытайтесь измѣрить ее человѣческими мѣрками и оцѣнить человѣческой логикой, не считайте, что ее можно постичь на уровнѣ человѣческаго разума и что благодать Святого Духа можно обрѣсти путемъ, не предуказаннымъ Христовой Церковью. Истинное Православіе по самой природѣ своей выглядитъ совершенно неумѣстнымъ въ эти демоническія времена — уменьшающаяся кучка людей, презираемыхъ и «неразумныхъ», — среди религіознаго «возрожденія», внушеннаго духомъ совсѣмъ другого рода. Но да будутъ намъ утѣшеніемъ слова Господа нашего Іисуса Христа: Не бойся, малое стадо! ибо Отецъ вашъ благоволилъ дать вамъ Царство (Лк. 12, 32).

/с. 195/ Такъ пусть же всѣ истинные православные христіане укрѣпятся для грядущей битвы и никогда не забываютъ, что во Христѣ — наша окончательная побѣда. Онъ обѣщалъ, что врата ада не одолѣютъ Его Церкви (Мѳ. 16, 18), что ради избранныхъ сократитъ Онъ дни послѣдней и великой скорби (Мѳ. 24, 22). И воистину: Если Богъ за насъ, кто противъ насъ? (Рим. 8, 31.) И среди самыхъ жесточайшихъ искушеній мы должны помнить повелѣніе: мужайтесь: Я побѣдилъ міръ (Ін. 16, 33). Давайте же будемъ жить, какъ жили вѣрные христіане всѣхъ временъ, въ ожиданіи конца всего сущаго и прихода нашего возлюбленнаго Спасителя, ибо: Свидѣтельствующій сіе говоритъ: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Іисусе! (Апок. 22, 20.)

Примѣчанія:
[1] На русскомъ языкѣ опубликовано въ твореніяхъ св. Варсонуфія Великаго и Іоанна. М., 1855, с. 654-655.
[2] «Logos», April 1972, р. 3.
[3] Lunn Н. — «Logos Journal», November-December 1971, pp. 44, 47.
[4] «Logos», March 1972, р. 8.
[5] Manuel D., Jr. — «Logos Journal», January-February 1972, p. 3.
[6] См., напримѣръ: Lindsay G. Israil's Destiny and the Coming Deleverer. Christ for the Nations Publ. Co., Dallas, Texas, pp. 28-30.
[7] «Christian Beacon», November 11, 1971; January 6, 1972.
[8] Bredesen Н. — «Logos Journal», January-February 1972, р. 24.
[9] Ranaghan К. — «Logos Journal», November-December 1971, p. 21.
[10] Таково православное ученіе св. Василія Великаго, Григорія Богослова, Андрея Кесарійскаго и многихъ другихъ отцовъ. См.: Архіепископъ Аверкій. Руководство къ изученію Новаго Завѣта, часть 2. Jordanville, N. Y., 1956, с. 434-438 (на русскомъ языкѣ).
[11] «Logos», February 1972, р. 19. April 1972, р. 4, February 1972, р. 19, April 1972, р. 3.
[12] Ср.: Graham В. World Aslame. Doubleday (Pocket Cardinal Ed.), N. Y., 1966, p. 178; Mackintosh C. H. The Lord's Coming. Moody Press, Chicago, pp. 30-31, и многіе другіе фундаменталисты.
[13] См.: Koch K. Day X. Kregel Publications, Grand Rapids, Mich., pp. 116-117.
[14] 1 Ѳес. 4, 16-17 — относится ко второму пришествію Христа, Который согласно св. отцамъ придетъ послѣ «скорби» и царства Антихриста.
[15] «Logos», March 1972, р. 16.
[16] См.: Koch К. The Revival in Indonesia. Kregel Publications, 1970; Tari M. Like a Mighty Wind. Creation House, Carol Stream, Ill., 1971.

Источникъ: о. Серафимъ Роузъ. Православіе и религія будущаго. — М.: Издательство «Православная книга», 1991. — С. 174-195.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.