Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
ПРОТОІЕРЕЙ С. Н. БУЛГАКОВЪ КАКЪ ТОЛКОВАТЕЛЬ СВЯЩЕННАГО ПИСАНІЯ.

III.
Несостоятельность объясненія о. Булгаковымъ мнимаго сомнѣнія Предтечи общими законами духовной жизни и аналогіями по отношенію ко Христу и Богоматери.

Но въ данномъ случаѣ мы обращаемъ свое вниманіе не на то, что о. Булгаковъ приписываетъ сомнѣніе въ вѣрѣ самому Іоанну Предтечѣ, а на тѣ его слова, гдѣ онъ говоритъ, что означенное искушеніе Предтечи, т. е. его сомнѣніе въ вѣрѣ въ Мессію, было закономѣрнымъ и необходимымъ для полноты его свободнаго подвига. Чтобы эту мысль сдѣлать понятной для читателей, прот. Булгаковъ, какъ объ этомъ было сказано выше, ссылается на общіе законы духовной жизни и на то, что творилось съ человѣческимъ естествомъ Богочеловѣка въ Его человѣческой богооставленности въ Геѳсиманіи и въ Крестныхъ страданіяхъ, а также ссылается на душевныя муки Матери Божіей во время Крестной страсти, въ коихъ о. Булгаковъ видитъ богооставленность Богоматери и что онъ называетъ тоже бореніемъ [23].

Что касается общихъ законовъ духовной жизни, то мы должны сказать, что Богъ посы/с. 14/лаетъ подвизающимся въ духовной жизни разнаго рода испытанія и искушенія, чтобы смирить человѣка и чрезъ смиреніе даровать ему благодать Св. Духа къ очищенію сердца отъ страстей и блаженному единенію со Христомъ. Въ этихъ цѣляхъ Господь посылаетъ Своимъ рабамъ и богооставленность. Св. отцы говорятъ, что богооставленность бываетъ въ началѣ подвига. Сначала Господь даетъ Своему подвижнику испытать дѣйствія благодати Св. Духа, а потомъ благодать сія отходитъ, и подвижникъ предоставляется своимъ собственнымъ силамъ, чтобы и своею собственною волею навыкъ въ борьбѣ со страстями, позналъ свою немощь и цѣнилъ благодать Св. Духа и Его Божественныя дарованія. Когда мать оставляетъ своего младенца одного, послѣдній чувствуетъ свое полное безсиліе, плачетъ и кричитъ, простирая руки свои къ матери. Она дѣлаетъ это, чтобы дитя, чувствуя свою немощь, еще болѣе прилѣпилось къ ней своею любовью.

Вообще, всѣ испытанія, всѣ скорби, по ученію св. отцовъ Церкви, посылаются намъ Богомъ для нашего смиренія. Вотъ почему св. Маркъ Подвижникъ говоритъ: «Если бы мы старались о смиренномудріи, то не было бы нужды въ наказаніи насъ; ибо все злое и скорбное, случающееся съ нами, приключается намъ за возношеніе наше. Если на Апостола, чтобы онъ не превозносился, попущенъ былъ ангелъ сатанинъ, — да пакости ему дѣетъ, тѣмъ болѣе на насъ, когда превознесемся, самъ сатана попущенъ будетъ попирать насъ, пока мы не смиримся. Праотцы наши владѣли домами, имѣли богатства, имѣли женъ, заботились о дѣтяхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ по причинѣ своего ненасытимаго смиренномудрія бесѣдовали съ Богомъ; а мы удалились /с. 15/ отъ міра, презрѣли богатство, оставили домы, и думая, что пребываемъ съ Богомъ, бываемъ поруганы бѣсами за возношеніе наше» [24].

Таковъ общій законъ христіанской, а вмѣстѣ съ тѣмъ и духовной жизни по святоотеческому ученію, безъ смиренія нѣтъ спасенія. Поэтому вполнѣ понятно, почему съ древности въ монастыряхъ, имѣющихъ своею цѣлью обученіе иночествующихъ духовной жизни, въ особенности въ тѣхъ изъ нихъ, въ которыхъ было установлено старчество, на первомъ планѣ было смиреніе. Недаромъ св. Ѳеодоръ Студитъ говоритъ, что кто не имѣетъ смиренія, тотъ не можетъ быть монахомъ [25]. Эти монастыри имѣли смиреніе, какъ основу въ своей духовной жизни, ибо стремились вполнотѣ осуществить слова Христа, Который отъ всѣхъ Своихъ послѣдователей требуетъ придти къ Нему и научится Его смиренію, когда говоритъ: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ [26]. Это требованіе совпадаетъ и съ тѣмъ обстоятельствомъ, что смиреніе, или нищета духовная поставлена Господомъ въ началѣ Его нагорной проповѣди о заповѣдяхъ блаженства. Изъ смиренія, какъ изъ своей основы, раскрывается вся христіанская жизнь, которая должна протекать по заповѣдямъ блаженства.

Но съ точки зрѣнія того же общаго закона духовной жизни совсѣмъ недопустимо, чтобы Го/с. 16/сподь посылалъ намъ въ качествѣ искушенія одинъ изъ видовъ гордости, т. е. сомнѣніе въ вѣрѣ, съ цѣлью удалить насъ отъ Себя чрезъ невѣріе, ибо сомнѣніе въ вѣрѣ ведетъ къ невѣрію. По ученію св. отцовъ Церкви есть двухъ родовъ искушеніе. Иногда мы вмѣстѣ съ Церковью просимъ Бога: Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжи утробы моя и сердце мое [27]. А въ молитвѣ Господней мы умоляемъ Бога, чтобы Онъ не ввелъ насъ въ искушеніе. Въ первомъ случаѣ имѣется въ виду искушеніе, посылаемое намъ отъ Бога въ видѣ скорбей для нашего смиренія и укрѣпленія насъ въ вѣрѣ; а во второмъ, имѣется въ виду искушеніе, посылаемое намъ отъ діавола попущеніемъ Божіимъ въ видѣ тяжкихъ грѣховъ, ведущихъ насъ къ отпаденію отъ вѣры. Сомнѣніе въ вѣрѣ именно и принадлежитъ къ числу второго рода искушеній и оно никакъ не могло и не должно было быть въ жизни Іоанна Предтечи, да еще предъ его смертію, когда онъ былъ на недосягаемой высотѣ своего благодатнаго и нравственнаго величія, по свидѣтельству Самого Спасителя. Даже помыслить преступно, что грѣхъ, да еще въ такомъ ужасномъ видѣ, какъ сомнѣніе въ вѣрѣ во Христа, могъ быть необходимымъ явленіемъ въ жизни Іоанна Крестителя, хотя бы и на одно мгновеніе.

Такимъ образомъ, духовная жизнь, какъ ее представляютъ по собственному своему опыту св. отцы, не только не можетъ уяснить необходимости сомнѣнія въ вѣрѣ Предтечи, но рѣшительно не допускаетъ и отрицаетъ ее.

Точно также на основаніи опытовъ духовной жизни и общаго закона ея надо сказать, что не /с. 17/ было никакой нужды отъ Бога посылать Іоанну Крестителю испытаніе въ видѣ богооставленности и другихъ обучительныхъ искушеній; ибо Предтечу нельзя сравнивать съ новоначальнымъ подвижникомъ и вообще съ подвижниками. Онъ былъ и останется навсегда идеаломъ для всѣхъ подвижниковъ по вѣрѣ и жизни христіанской. Поэтому совершенно напрасно о. Булгаковъ ссылается на общіе законы духовной жизни для защиты своего ошибочнаго мнѣнія.

Никакой опоры не имѣетъ это мнѣніе и въ аналогіи, какую пытается установить прот. Булгаковъ между приписываемымъ имъ Предтечѣ искушеніемъ и тѣмъ, что происходило съ Господомъ Іисусомъ Христомъ въ саду Геѳсиманскомъ и на Крестѣ, и съ Божіей Матерію во время Ея сердечныхъ мукъ у Креста. Ни о какой аналогіи въ данномъ случаѣ не можетъ быть рѣчи. Въ страданіяхъ Христа мы видимъ истощаніе до конца немощи человѣческаго естества. Но никакого сомнѣнія въ вѣрѣ въ Своего Божественнаго Отца здѣсь не было. На Крестѣ Божественный Отецъ оставилъ Своего Сына, какъ человѣка, его немощнымъ человѣческимъ силамъ для того, чтобы испить Ему всю чашу невыразимыхъ крестныхъ мукъ. Поэтому Спаситель и воскликнулъ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? [28] Но Сынъ Божій, какъ человѣкъ, не оставилъ Своего Небеснаго Отца, и въ этотъ страшный моментъ Своихъ страданій Онъ желалъ быть съ Нимъ и къ Нему идти, почему тутъ же воззвалъ: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой [29]. Сомнѣніе въ /с. 18/ вѣрѣ по своей сущности, и есть оставленіе человѣкомъ Бога, удаленіе отъ Него, что то же — паданіе. Ничего подобнаго не было въ состояніи Богочеловѣка во время Его страданій. И Его послѣднія слова на Крестѣ совершенно устраняютъ аналогію о. Булгакова, по которой выходитъ, что въ состояніи богооставленности Сына Божія тоже произошло какое-то сомнѣніе въ вѣрѣ подобное тому, какое по своему заблужденію допускаетъ прот. Булгаковъ въ Іоаннѣ Крестителѣ.

Разумѣется, не могло быть этого искушенія въ видѣ сомнѣнія въ вѣрѣ въ Своего Сына, какъ Спасителя міра, и у Божіей Матери въ состояніи Ея душевныхъ мукъ у Креста. Канонъ на плачъ Богородицы, который, по мнѣнію прот. Булгакова, особенно говоритъ въ пользу данной его аналогіи по отношенію къ Богоматери, имѣетъ своею цѣлью раскрыть предъ нами всю силу душевныхъ Ея мукъ, предсказанныхъ Ей еще праведнымъ Симеономъ. Канонъ говоритъ о невыразимо тяжкихъ страданіяхъ материнскаго сердца Богородицы, видящей предъ Собою истекающаго кровью на Крестѣ Сына. Она хотѣла бы лучше съ Нимъ умереть, чѣмъ видѣть Его лютыя страданія. Поэтому Она говоритъ: «Увы Мнѣ! Что вижу; камо идеши нынѣ Сыне Мой, а Мене едину оставляеши». Но эти слова Материнскаго вопля о богооставленности Ея, какъ и всѣ другія слова канона, только свидѣтельствуютъ о сильной боли материнскаго сердца. Они вовсе не говорятъ о томъ, что Божія Матерь поколебалась и переживала сомнѣніе въ вѣрѣ въ Своего Сына, какъ Спасителя міра и Бога. Что это несомнѣнно такъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ все содержаніе канона, въ которомъ Божія Матерь обращается къ Іисусу Христу не только какъ къ Своему Сыну, /с. 19/ но и какъ къ Богу. Также и заключительныя слова канона говорятъ о томъ, что Она поклоняется Ему, какъ Божественному Владыкѣ, исповѣдуетъ Его какъ Творца и Спасителя рода человѣческаго, прославляетъ Его спасительное человѣколюбіе, и проситъ Его помиловать всѣхъ насъ Своимъ воскресеніемъ.

Примѣчанія:
[23] «Др. Жен. », стр. 132, 140.
[24] «Добротолюбіе», русскій переводъ, т. I, стр. 514-515. М. 1895 г.
[25] Ibіd., т. IV, стр. 132, 515, 517, 519.
[26] Мѳ, 11, 28-29.
[27] Пс. 25, 2.
[28] Мѳ. 27, 46.
[29] Мѳ. 23, 46.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Протоіерей С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Священнаго Писанія. — Софія, 1936. — С. 13-19.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.