Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
ПРОТОІЕРЕЙ С. Н. БУЛГАКОВЪ КАКЪ ТОЛКОВАТЕЛЬ СВЯЩЕННАГО ПИСАНІЯ.

VII.
Еретичность толкованія о. Булгаковымъ текста: Мѳ. 11, 2-3, несмотря на отсутствіе здѣсь прямого отрицанія догматовъ. Примѣры его еретическихъ толкованій съ отрицаніемъ догматовъ Церкви. Общій выводъ.

Но отверженіе о. Булгаковымъ авторитета св. отцовъ въ ихъ изъясненіи Св. Писанія не есть только одна несообразность. Какъ было нами сказано выше, ереси обыкновенно происходили отъ толкованія Св. Писанія на основаніи нашего грѣховнаго, ошибочнаго разума, при отверженіи имъ святоотеческаго толкованія, просвѣщеннаго Духомъ Святымъ и поэтому исполненнаго православною истиною. Толкованіе о. Булгакова основано на его личномъ мудрованіи и не только выражаетъ его собственное, произвольное мнѣніе, но и отвергаетъ собою истину святоотеческаго толкованія. Спрашивается, какимъ же образомъ истина можетъ быть у тѣхъ, которые ее отрицаютъ?! Кто отрицаетъ добро, тотъ не можетъ быть въ добрѣ, но пребываетъ во злѣ. Всякъ бо, сказалъ Господь, дѣлаяй злая, ненавидитъ свѣта и не приходитъ къ свѣту [56].

Слѣдовательно, толкованіе о. Бул/с. 38/ гакова, какъ отвергающее истинное, православное толкованіе св. отцовъ, является не истиннымъ, не православнымъ, а потому — еретическимъ.

Правда, въ толкованіи о. Булгаковымъ евангельскихъ словъ о посольствѣ ко Христу Іоанновыхъ учениковъ не содержится прямого отрицанія того или другого догмата Церкви. Тѣмъ не менѣе мы называемъ означенное толкованіе еретическимъ по его совершенно произвольному и рѣзко отрицательному отношенію къ толкованію даннаго текста (Мѳ. 11, 2-3) св. Іоанномъ Златоустымъ. Послѣднее принято Церковью и потому есть толкованіе самой православной Церкви. Такое отношеніе о. Булгакова къ толкованію Св. Писанія можно встрѣтить лишь у невѣрующихъ въ Православную Церковь и въ Божественный авторитетъ ея непогрѣшимаго ученія.

Впрочемъ у прот. Булгакова имѣются толкованія, которыя необходимо назвать еретическими, вслѣдствіе выраженнаго въ нихъ прямого отрицанія догматическихъ ученій православной Церкви. Эти толкованія подробно разсмотрѣны въ нашей книгѣ: «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей».

Такъ, имѣя въ виду начальныя слова изъ книги Бытія: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1), о. Булгаковъ развиваетъ свою гностическую теорію о сотвореніи Богомъ міра, говоря, что Богъ сотворилъ міръ въ началѣ, т. е. «въ Софіи, чрезъ Софію, на основаніи Софіи» [57]. Послѣдняя мыслится имъ, какъ посредство между Богомъ и тварью, съ которой Богъ не можетъ /с. 39/ имѣть непосредственнаго соприкосновенія [58]. Но это посредство, какъ учитъ прот. Булгаковъ, есть живое существо, занимающее среднее положеніе между Богомъ и тварью, не будучи ни тѣмъ, ни другимъ [59]. Такимъ образомъ о. Булгаковъ означеннымъ своимъ толкованіемъ текста Св. Писанія уничтожаетъ догматическую истину нашей Церкви, которая, на основаніи святоотеческаго толкованія вышеуказанныхъ библейскихъ словъ и другихъ богооткровенныхъ свидѣтельствъ о твореніи, учитъ, что Богъ сотворилъ міръ непосредственно. Причемъ Церковь, разумѣется, никогда не только не учила о гностическихъ посредствахъ, чрезъ которыя будто бы Господь и могъ сотворить міръ и соприкасаться съ нимъ, но осудила эти гностическія бредни, какъ эллинскія басни, на своемъ V Вселенскомъ Соборѣ [60].

Желая доказать, что «кенозисъ» (уничиженіе) Христа относится не къ Божественной неизмѣнной природѣ, а къ Божественному, по его мнѣнію, измѣняемому Образу, или Софіи, прот. Булгаковъ ссылается на слова Ап. Павла: Иже во Образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу. Но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ [61]. Въ силу такого софіанскаго толкованія о. Булгаковымъ словъ: во Образѣ Божіи сый выходитъ, что не Богъ воплотился, а воплотилась Софія. Но этимъ же толкованіемъ прот. Бул/с. 40/гакова отвергается принятое Церковью изъясненіе вышеприведенныхъ апостольскихъ словъ, въ силу котораго между Образомъ Божіимъ и Божественной природой нѣтъ никакого различія, и уничиженіе, что тоже — воплощеніе, относится всецѣло къ Божественному естеству, т. е. къ Самому Богу [62].

Не лучше обстоитъ дѣло у прот. Булгакова и съ его толкованіемъ евангельскихъ словъ: Господь... вознесеся на небо и сѣде одесную Бога [63].

Выражая здѣсь свое гностическое міросозерцаніе (какъ и въ своемъ ученіи о твореніи и о воплощеніи), о. Булгаковъ не допускаетъ, чтобы Господь при Своемъ вознесеніи возсѣлъ одесную Бога Отца съ тѣломъ воплощенія, хотя и прославленнымъ; онъ учитъ, что Христосъ сѣдитъ одесную Бога лишь съ идеальной формой, или идеальнымъ образомъ Своего воплощеннаго тѣла, съ подлиннымъ духомъ, или Софіей, ибо, по его словамъ, «тѣлу плоти, хотя и прославленной, нѣтъ мѣста въ Царствѣ чистаго абсолютнаго Духа, каковымъ является Божество» [64].

Такимъ образомъ, въ настоящемъ своемъ толкованіи, прот. Булгаковъ отрицаетъ догматическую истину о сѣдѣніи Господа нашего Іисуса Христа одесную Бога Отца съ подлиннымъ, хотя и прославленнымъ, человѣческимъ естествомъ, воспринятымъ отъ Пречистой Дѣвы при воплощеніи. Объ этой истинѣ свидѣтельствуютъ въ своемъ ученіи св. Аѳанасій Великій, св. Іоаннъ Зла/с. 41/тоустъ, св. Іоаннъ Дамаскинъ и другіе св. отцы со всею Церковью, объясняя евангельское слово: одесную въ этомъ именно смыслѣ [65].



Вотъ къ чему приводитъ о. Булгакова его изъясненіе Св. Писанія, при отверженіи имъ толкованія св. отцовъ Церкви. Послѣдніе, при истолкованіи Св. Писанія, изъяснили намъ всю вѣру, всѣ истины Православной вѣры, о которыхъ свидѣтельствуетъ Божественное Откровеніе. Вслѣдствіе этого св. отцы называются Церковью правиломъ вѣры для насъ. И недаромъ вѣра, которая исповѣдуется Церковью, называется не только апостольскою, но и отеческою. [66]

Поэтому, отвергая святоотеческое толкованіе Священнаго Писанія, о. Булгаковъ вмѣстѣ съ тѣмъ уничтожаетъ отеческую, истинную, православную вѣру, что то же — вѣру православной нашей Церкви.

Благодаря этому, онъ самъ становится на путь разобщенія съ православіемъ. Въ православіи же, по словамъ еп. Ѳеофана-Затворника, «то и твердо, что стоитъ на св. отцахъ» [67].

Софія – Болгарія. 14-III 1936 года.

Примѣчанія:
[56] Іоан. 3, 20.
[57] С. Булгаковъ. «Свѣтъ Невечерній», стр. 203, 239. М. 1917 г.
[58] Ibіd., стр. 215, 219-225, 239-241.
[59] Ibіd., стр. 212, 214.
[60] «Новое ученіе о Софіи, Пр. Божіей», стр. 3-24, 39-69.
[61] Филип. 2, 6-7. С. Булгаковъ, «Агнецъ Божій», стр. 241-245.
[62] «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», стр. 473-481.
[63] Мк. 16, 19.
[64] «Агнецъ Божій», стр. 421-422, 424-425.
[65] «Новое ученіе о Софіи, Пр. Божіей», стр. 498-506.
[66] С. В. Булгаковъ, «Настольная книга для священно-церковно-служителей». Чинъ православія, стр. 567, изд. 3-е, Кіевъ, 1913 г.
[67] Собраніе писемъ Еп. Ѳеофана-Затворника, вып. 5, стр. 36.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Протоіерей С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Священнаго Писанія. — Софія, 1936. — С. 37-41.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.