Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Русская идеологія.

Глава третія.
Возвратъ русскихъ людей къ истинной вѣрѣ, какъ необходимое условіе для возрожденія Россіи, и покаяніе въ грѣхѣ бунтарства противъ власти Помазанника Божіяго.

Такъ отступленіе отъ православной вѣры привело нашу родину къ гибели. Здѣсь, и ни въ чемъ другомъ — главная причина всѣхъ несчастій, переживаемыхъ русскимъ народомъ въ родной странѣ и за рубежомъ.

Разумѣется, всѣ мы въ той или иной мѣрѣ должны считать себя повинными въ гибели Россіи, поскольку мы грѣшили грѣхомъ отступленія отъ своей вѣры, или чрезъ увлеченіе богоборческимъ освободительнымъ движеніемъ соціализма, или чрезъ потворство этому движенію своимъ молчаніемъ, или же, наконецъ, просто чрезъ свою грѣховную жизнь. Но болѣе всѣхъ была повинна въ этомъ грѣхѣ власть государственная императора Петра I и императрицы Екатерины II. Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ [1] въ попустительствѣ гибельнаго для Россіи невѣрія считаетъ повинной не только государственную, но и духовную власть въ лицѣ нашего Сѵнода и большинства іерарховъ [2].

Послѣ всего вышесказаннаго не трудно теперь отвѣтить на вопросъ: что же мы, русскіе люди, должны дѣлать, чтобы Господь простилъ нашъ великій грѣхъ отступленія отъ православной вѣры и даровалъ намъ Россію опять святую, могущественную и славную?

Мы должны вернуться къ православной вѣрѣ нашихъ предковъ, которая была, прежде всего, вѣрою аскетическою, т. е. сопровождалась постоянною молитвою, постомъ, милосердіемъ и вообще всѣми подвигами добродѣтельной христіанской жизни подъ водительствомъ матери нашей Церкви.

Всѣ русскія несчастія начались съ того, что мы удалились въ своей жизни отъ Церкви, перестали руководствоваться ея ученіемъ и уставомъ и положили въ основу своей жизни и дѣятельности всевозможныя еретическія и богоборческія ученія, а лучше сказать — свою грѣховную страстную волю, которая сдѣлала насъ по жизни хуже несмысленныхъ тварей. Нѣкогда св. Серафимъ Саровскій пророчески говорилъ, что великія бѣды надвигаются на Россію, такъ какъ народъ русскій началъ жить не по уставу Церкви и сталъ нарушать постъ въ среду и пятницу. Чтó бы онъ сказалъ, если бы дожилъ до послѣдняго времени, когда русскіе люди перестали поститься и въ Великій постъ, посѣщали въ это время театры, предавались танцамъ и оргіямъ до утра даже подъ праздники, когда публичными падшими женщинами въ русскихъ городахъ дѣлались двѣнадцатилѣтнія дѣвочки. Мы стали дышать грѣхомъ, ибо не захотѣли дышать вѣяніями благодати Св. Духа, мы стали пить грѣхъ, ибо не захотѣли пить отъ воды живой, возрождающей насъ и обильно изливающейся на насъ въ Св. Церкви для нашей святой, блаженной и вѣчной жизни.

Будемъ опасаться такого грѣховнаго состоянія въ настоящей нашей жизни. Надо опять всѣмъ русскимъ людямъ православнымъ слиться съ Церковью, строго держаться ея устава, какъ самаго спасительнаго руководства жизни. Мы должны, подобно нашимъ предкамъ, имѣть дѣйственную, живую вѣру и потому всегда молиться, чаще читать слово Божіе, творенія святыхъ отцевъ Церкви, Четьи-Минеи (Житія Святыхъ), неуклонно соблюдать всѣ посты и быть милосердными, чтобы вѣра наша не была мертвой, а живой и спасительной. Эта вѣра въ жизни нашихъ предковъ сдѣлала Россію великой. Вѣра и въ данный моментъ жизни нашей спасетъ Россію, возродитъ ее и опять сдѣлаетъ ее великой.

Какъ мы видѣли выше, вѣра предковъ сіяла православной, апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее отъ всякихъ еретическихъ искаженій и настолько, что старались избѣгать даже чисто житейскаго общенія съ иностранцами, почему всѣ ереси, бывшія въ Россіи въ теченіе первыхъ семи вѣковъ послѣ крещенія русскаго народа, не могли въ ней укорениться и скоро исчезали по своемъ возникновеніи.

Вслѣдствіе этой чистоты вѣры жизнь нашихъ предковъ въ лицѣ иноковъ древнихъ монастырей не только отличалась величайшими христіанскими подвигами, но и благодатію Св. Духа въ ея поразительныхъ знаменіяхъ или проявленіяхъ, о чемъ мы говорили въ началѣ первой главы. За эту чистоту вѣры Господь пребывалъ со всѣмъ нашимъ народомъ, какъ источникъ перерождающей человѣка внутренней благодати Св. Духа, которая снизошла на Русскую землю, какъ Царство Божіе, вмѣстѣ съ крещеніемъ Святой Руси.

Эта перерождающая благодать Св. Духа, это Царство сдѣлалось самымъ драгоцѣннымъ и высшимъ благомъ русскаго народа, что вполнѣ понятно. Св. Сѵмеонъ Новый Богословъ говоритъ: «То и было цѣлью и концомъ всего воплощеннаго домостроительства Христова, чтобы Духа Святаго принимали въ души свои вѣрующіе въ Него... чтобы сей Святый Духъ былъ какъ бы душею души вѣрующихъ, чтобы дѣйствіемъ сего Духа Святаго они, нѣкоторымъ образомъ, переплавлялись, пересозидались, обновлялись и освящались, по уму, совѣсти и по всѣмъ чувствамъ» [3].

Ясно отсюда, почему внутренняя благодать Св. Духа въ ея дивныхъ проявленіяхъ должна быть послѣднею и высшею цѣлью всей земной жизни человѣка согласно ученію св. Серафима Саровскаго, который сказалъ: «Цѣль нашей жизни заключается въ стяжаніи благодати Св. Духа».

Впервые она заблистала въ сердцахъ Апостоловъ, когда сошла на нихъ въ пятидесятый день по Воскресеніи Христовомъ и дивно ихъ переродила и измѣнила, ибо надъ ними исполнились тогда слова Псалмопѣвца: Сія измѣна десницы Вышняго (Псал. 76, 11). Изъ немощныхъ она сдѣлала ихъ сильными на борьбу со зломъ и невѣріемъ всего міра, способными къ достиженію нравственнаго совершенства и настолько, что Апостолъ Павелъ говорилъ: Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Умъ ихъ, немогшій до сего момента постигнуть ученія Христова во всей глубинѣ и полнотѣ, она наполнила Божественнымъ вѣдѣніемъ и обогатила Божественною премудростію, почему тотъ же Апостолъ Павелъ отъ лица всѣхъ Апостоловъ сказалъ: Мы же умъ Христовъ имамы... глаголемъ премудрость Божію въ тайнѣ сокровенную, юже никтоже отъ князей вѣка сего разумѣ, намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ (1 Кор. 2, 7-8. 10. 16). Въ сердцахъ ихъ послѣ пріятія благодати уже не было мѣста житейской печали, ибо Апостолы стали имѣть въ себѣ непрестающій источникъ Божественной радости. Надъ ними во всей силѣ исполнились слова Христа: Вы же печаль имате убо нынѣ; паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22); аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей..., радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (Іоан. 15, 10-11). Свойство этой Божественной радости въ Апостолахъ было таково, что во время тяжкихъ скорбей при ихъ Апостольскомъ благовѣстіи о Христѣ она еще болѣе увеличивалась въ нихъ, почему Апостолъ Павелъ говоритъ: якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5).

Эту-то внутреннюю перерождающую благодать Св. Духа Господь сталъ посылать всѣмъ истинно вѣрующимъ людямъ чрезъ свою Церковь въ таинствахъ крещенія и мѵропомазанія. Благодать этихъ таинствъ даетъ намъ доступъ къ другимъ спасительнымъ для насъ таинствамъ и величайшему изъ нихъ — Божественному таинству Евхаристіи, въ которомъ мы не только перерождаемся, но обожаемся и дѣлаемся благодатно едино со Христомъ.

Къ этой-то благодати, какъ Царству Божіему, къ его правдѣ, миру и радости о Дусѣ Святѣ (Рим. 14, 17) устремлялись наши предки, какъ къ своему Божественному предназначенію, какъ къ своему религіозно-нравственному идеалу чрезъ свою аскетическую, истинную православную вѣру. И Господь за это исполнялъ надъ ними слова Свои: ищите же прежде Царствія Божія, и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33), и являлъ дивныя знаменія Божественнаго заступленія, изливая Свои великія милости на нашъ народъ, чтó содѣйствовало славѣ и могуществу Россіи.

Будемъ и мы подобно предкамъ нашимъ, согласно съ богооткровеннымъ и святоотеческимъ ученіемъ, устремляться прежде всего и больше всего къ благодати Св. Духа, какъ къ высшей цѣли своей жизни, какъ къ Царству Божіему чрезъ вѣру аскетическую, сопровождаемую христіанскими добродѣтелями и въ особенности любовію, безъ чего она не можетъ быть спасительною и живою. Будемъ и мы въ этомъ полагать свой религіозно-нравственный идеалъ — свою русскую идеологію.

Но слѣдуетъ при этомъ намъ помнить: если благодать Божественнаго Духа есть самое величайшее для насъ сокровище, то такимъ же сокровищемъ должна быть для насъ и православная вѣра, какъ чуждая всякихъ ересей, ибо отступленіе отъ сей вѣры удаляетъ отъ насъ Божественную благодать, получаемую нами въ таинствахъ Церкви. Аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ, говоритъ Апостолъ Павелъ (Гал. 1, 8). Ясно, что нѣтъ бóльшаго для насъ несчастья, какъ отступить отъ православной вѣры.

Впрочемъ, отсюда явствуетъ и то, что мы должны тщательно хранить свою православную вѣру отъ всякаго еретическаго искаженія, памятуя слова св. Серафима Саровскаго, который сказалъ: «Горе тому, кто хотя одну букву прибавитъ или убавитъ къ постановленіямъ семи Вселенскихъ Соборовъ».

И мы сохранимъ ее во всей чистотѣ, если въ этомъ храненіи вѣры своей будемъ опять подражать нашимъ предкамъ. Они такъ оберегали ее, что старались избѣгать всякаго общенія съ иновѣрными, чтобы не смѣшаться съ ними въ вѣрѣ. Они хорошо помнили слова Божественнаго Писанія: Съ преподобнымъ преподобенъ будеши... съ нечестивымъ развратишися (Псал. 17, 26-27).

Трудно теперь въ такой степени имѣть намъ разобщеніе съ иновѣрными. Великое множество ихъ живетъ въ Россіи. А мы за границей живемъ среди нихъ. Въ такомъ случаѣ будемъ удалять отъ себя всякую мысль о какомъ бы то ни было смѣшеніи въ вѣрѣ со всѣми инославными исповѣданіями, и въ частности съ католиками и лютеранами. Мы должны всегда помнить, что вѣроисповѣдныя различія не являются только временными перегородками, не имѣющими вѣчнаго значенія и для насъ, и для инославныхъ христіанъ въ отношеніи къ вопросу о вѣчномъ спасеніи. Эти различія весьма и весьма для насъ существенны, ибо только истинная православная вѣра сообщаетъ дѣйственную спасительную благодать, въ которой все наше спасеніе и здѣсь, и тамъ, за гробомъ. По ученію св. Іоанна Кассіана только благодать, сообщаемая намъ въ таинствахъ православной Церкви, можетъ спасти насъ, ибо только при ея помощи можно побѣждать страсти и достигать нравственнаго совершенства [4]. А по ученію св. Сѵмеона Новаго Богослова, благодать Св. Духа и есть та одежда, безъ которой нельзя будетъ войти въ небесный чертогъ Христа для вѣчнаго блаженства [5].

Но, какъ видѣли мы, благодати Св. Духа, въ качествѣ перерождающей и спасающей силы, не могутъ имѣть отступники отъ православной вѣры, принявшіе, по словамъ Апостола, иное благовѣствованіе (Гал. 1, 8).

Нельзя не отмѣтить, что Апостоломъ налагается анаѳема вообще за пріятіе иного благовѣствованія. Онъ не указываетъ, чтó мы должны разумѣть подъ инымъ благовѣствованіемъ: искаженіе ли всего благовѣстія Христова, или же только одной части его. Но, если бы инославные христіане и не много отступили отъ православной вѣры, все равно мы должны относиться къ нимъ, какъ къ отлученнымъ отъ благодати Св. Духа. Здѣсь нужно имѣть въ виду слова Ап. Іакова: иже бо весь законъ соблюдетъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ (Іак. 2, 10). Когда человѣкъ заболѣваетъ какою-либо частью своего тѣла, то и другія части страдаютъ съ нею: аще страждетъ единъ удъ, съ нимъ страждутъ вси уди (1 Кор. 12, 26), и въ итогѣ весь человѣкъ является больнымъ. Поэтому наша св. Православная Церковь считаетъ то или иное инославное христіанское исповѣданіе не истиннымъ и даже недостойнымъ наименованія Церкви, хотя бы оно имѣло нѣкоторыя здравыя догматическія ученія.

Да, католики въ лицѣ своей іерархіи сохранили апостольское преемство. Въ силу этого, внутренняя благодать Св. Духа есть здѣсь. Но она, благодаря многимъ догматическимъ ересямъ католическаго исповѣданія, не является здѣсь спасающей и перерождающей силой. Поэтому католики предоставлены только своимъ естественнымъ силамъ въ борьбѣ со грѣхомъ и въ отношеніи къ стяжанію добродѣтелей не отличаются отъ язычниковъ. По ученію того же св. Іоанна Кассіана, язычники въ своей морали, какъ не имѣющіе внутренней благодати Св. Духа, могутъ возвышаться только до мучительнаго воздержанія отъ совершенія внѣшнихъ пороковъ [6]. Среди нихъ не можетъ быть людей, имѣющихъ благодатный и блаженный миръ Христовъ отъ страстей и превосходящихъ невинныхъ младенцевъ своею внутреннею и постоянною чистотою въ добродѣтеляхъ [7]. Такое нравственное совершенство можетъ быть только въ жизни православныхъ христіанъ, гдѣ дѣйствуетъ и царствуетъ Духъ Святый своею благодатію.

Этого нравственнаго совершенства не можетъ быть у католиковъ, хотя ихъ іерархіи, въ силу преемства, сообщается благодать Св. Духа. Но послѣдняя не дѣйствуетъ и не спасаетъ ни ихъ самихъ, ни ихъ пасомыхъ, почему католическая іерархія болѣе несетъ отвѣтственности предъ Богомъ, чѣмъ ея паства, ибо она пріяла ключъ разумѣнія, но и сама не входитъ въ Царство Христово, и другихъ не допускаетъ войти въ него (Лук. 11, 52; Матѳ. 23, 13). Католической іерархіи слѣдуетъ всегда помнить печальный образъ Іуды. Онъ удостоился отъ Бога принять Тѣло и Кровь Его. Но это величайшее Божественное дарованіе послужило ему не во спасеніе, а въ погибель и вѣчное осужденіе.

О лютеранахъ говорить не приходится. Они совсѣмъ не имѣютъ внутренней перерождающей благодати Св. Духа, такъ какъ у нихъ нѣтъ таинства Св. Мѵропомазанія, въ которомъ подаются дары Св. Духа для укрѣпленія и возращенія въ христіанской жизни.

Конечно, мы никогда не допустимъ нашего смѣшенія съ католиками, лютеранами и другими инославными христіанами и сохранимъ свою православную вѣру въ неприкосновенной чистотѣ, если глубоко усвоимъ непререкаемую для насъ истину, что, будучи только въ оградѣ нашей Церкви, мы пребудемъ съ благодатію Св. Духа, какъ источникомъ нашего временнаго и вѣчнаго спасенія, и что внѣ этой ограды мы лишимся сей благодати и погибнемъ навѣки.

Поэтому пусть православная вѣра не только будеть нами тщательно хранима, но пусть будетъ основою, проникающею все наше существо въ движеніяхъ его ума, воли и сердца. Иначе сказать, православная вѣра должна быть для насъ критеріемъ истины при оцѣнкѣ всякаго человѣческаго ученія или дѣянія. Эта оцѣнка внѣ всякаго сомнѣнія, будетъ соотвѣтствовать истинѣ, ибо православная вѣра побудитъ насъ для разрѣшенія того или другого вопроса обратиться къ богооткровенному и святоотеческому ученію, проникнутому Духомъ Святымъ, Котораго Господь назвалъ Духомъ истины (Іоан. 14, 17; 15, 26; 16, 13). Въ православной вѣрѣ мы должны получать оружіе для борьбы со грѣхомъ и несенія креста нашихъ скорбей, такъ какъ чрезъ вѣру въ церковныхъ молитвахъ, богослуженіяхъ и таинствахъ намъ подается Божественная сила отъ Того же Духа Святаго, Катораго Господь назвалъ силою (Дѣян. 1, 8). Вѣра православная должна быть для насъ и средствомъ къ полученію Божественной радости, ибо только при ея наличіи св. Церковь обильно изливаетъ на насъ утѣшеніе въ таинствахъ и другихъ источникахъ благодати Св. Духа, Котораго недаромъ назвалъ Господь Утѣшителемъ (Іоан. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 17).

И пусть православная вѣра, господствуя такимъ образомъ во всемъ нашемъ существѣ, будетъ въ то же время вѣрой исповѣднической, да знаютъ всѣ, что она есть для насъ самая главная сила, есть наша побѣда, побѣдившая міръ (1 Іоан. 5, 4).

Въ данномъ случаѣ наши предки должны опять быть для насъ примѣромъ. Всѣмъ своимъ религіознымъ бытомъ они открыто исповѣдывали свою православную, царствующую въ нихъ вѣру и свидѣтельствовали, что она для нихъ дороже всего въ мірѣ. Они не стыдились быть православными, и въ своей личной, общественной и государственной жизни и дѣятельности показывали, что вѣра православная составляетъ сущность ихъ жизни и къ ней направлены всецѣло ихъ сердцá.

Къ несчастію для Россіи, уже при Петрѣ, какъ видѣли мы, наши предки подъ вліяніемъ протестантизма и западнаго просвѣщенія начали стыдиться своей вѣры, стали прятать ее. Этотъ стыдъ своей вѣры, исходящій изъ тщеславнаго опасенія показаться отсталыми предъ либерально и атеистически настроенными образованными людьми въ послѣднее время, предъ гибелью нашей родины, достигъ высшей своей степени. Не вѣра православная, а этотъ пагубный стыдъ сталъ господствующей силой въ Россіи, въ особенности для интеллигентнаго русскаго общества. Движимое ложнымъ стыдомъ множество русскихъ людей становилось въ ряды безбожной и революціонной интеллигенціи, хотя ихъ разумъ и совѣсть были противъ этого малодушія.

Къ великому сожалѣнію и до сихъ поръ бóльшая часть русскихъ людей, по крайней мѣрѣ, проживающихъ заграницей, не можетъ разстаться съ этимъ позорнымъ и гибельнымъ стыдомъ, и хотя имѣетъ православную вѣру, но ея не исповѣдуетъ, какъ свою господствующую силу. Поэтому къ нимъ относятся слова Христа: иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 33). Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми (Марк. 8, 38).

Приведенныя слова Христа показываютъ, что недостаточно только вѣровать православно: надо еще нашу вѣру исповѣдывать, если мы не хотимъ быть отверженными отъ Бога за нашъ ложный стыдъ, который, конечно, исходитъ изъ нашего тщеславія. А грѣхъ тщеславія такъ великъ, что при немъ нельзя даже имѣть истинной спасительной вѣры во Христа, почему Онъ и сказалъ: како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще (Іоан. 5, 44).

Разумѣется, мы не имѣемъ исповѣднической вѣры не только по тщеславію, но и по другимъ основаніямъ. Мы скрываемъ свое православіе въ силу страха отъ смертельной опасности, что въ особенности наблюдается теперь въ Россіи; или — вслѣдствіе опасенія лишиться временныхъ для насъ выгодъ, что имѣетъ мѣсто не только на родинѣ нашей, но и здѣсь, за границей.

Да не будетъ этого въ нашей жизни, какія бы основанія ни побуждали насъ воздерживаться отъ исповѣданія православной вѣры. Пусть православная вѣра проникаетъ всю нашу дѣятельность во всѣхъ ея областяхъ. Нѣкогда св. Іоаннъ Рыльскій, небесный покровитель великаго пастыря о. Іоанна Кронштадскаго, въ своемъ посланіи благочестивому Болгарскому царю Петру, увѣщевалъ его лежать въ ногахъ матери своей Церкви и склонять свою верховную власть въ царскихъ государственныхъ дѣлахъ предъ ея первосвятителями: «Валяйся подъ ногама матере твоея Церкве. Припадай усердно, и верхъ преклоняй тоя первопрестольникомъ» [8].

Какъ же послѣ этого намъ, русскимъ православнымъ людямъ, не склоняться предъ православною Церковью, въ лицѣ ея іерархіи и церковной власти, во всѣхъ своихъ не только личныхъ, но и общественныхъ дѣлахъ?!

Пусть всѣ русскія организаціи, вплоть до политическихъ имѣютъ своею основою православную вѣру и ея ученіе, дѣйствуютъ во имя этой вѣры и съ благословенія церковной власти, оказывая безусловное ей послушаніе. Пусть эти организаціи даже именуются православными, ибо имя православный должно быть для насъ самымъ драгоцѣннымъ и вождѣленнымъ, и, какъ жизненное руководство, должно обязывать не отступать отъ православной вѣры въ нашей дѣятельности, напротивъ, направлять послѣднюю къ ея торжеству.

Такъ, мы должны исповѣдывать свою вѣру въ сознаніи, что чрезъ нее наши предки достигли того, что Господь царствовалъ въ сердцахъ ихъ Своею благодатію съ ея святостью и блаженствомъ.

Но этою же вѣрою наши предки пріобрѣтали и то, что Самъ Господь покровительствовалъ Россіи Своею всемогущею силою, покрывая ее Своимъ безконечнымъ милосердіемъ, почему она и сдѣлалась самою могущественною и славною страною.

Всѣ эти блага подастъ Господь и намъ, если мы, подобно нашимъ предкамъ, будемъ имѣть ихъ вѣру или идеологію, которая можетъ заключаться въ двухъ только словахъ: православная вѣра.

Впрочемъ, предки наши, какъ объ этомъ мы говорили выше, имѣли еще одно свойство въ своей вѣрѣ. Ихъ вѣра была смиренной, такъ какъ имъ было присуще покаяніе, это истинное выраженіе смиренія.

Благодаря смиренію, безъ котораго никакіе истинные подвиги христіанской жизни невозможны, вѣра нашихъ предковъ и была аскетической и переходила въ исповѣдническую. Это понятно: смиреніемъ Своимъ Господь, Спаситель нашъ, побѣдилъ діавола, прославился Божественною славою и даровалъ намъ спасеніе. Смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе и дарова Ему имя еже паче всякаго имене (Флп. 2, 8-9). Это смиреніе Ему угодно было положить въ основаніе и всей нашей христіанской жизни по Его Божественнымъ заповѣдямъ, которыя Онъ изрекъ въ Своей нагорной проповѣди (Матѳ. 5, 1-12).

Въ соотвѣтствіи съ этимъ, св. Макарій Великій смотритъ на смиреніе, какъ на основаніе христіанства. «Основаніемъ христіанству», — говоритъ онъ, — «служитъ то, чтобы человѣкъ, если и совершитъ дѣла правды, не упокоевался на нихъ и не почиталъ себя великимъ, но былъ нищъ духомъ» [9]. По ученію сего св. отца Церкви въ этомъ смиреніи состоитъ и самый признакъ христіанства. «Вотъ признакъ христіанства», — говоритъ онъ, — «сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведныхъ дѣлъ — оставаться въ той мысли, будто бы ничего тобою не сдѣлано... Хотя бы и праведенъ былъ ты предъ Богомъ, долженъ говорить: «я не праведникъ, не тружусь, а каждый день начинаю только» [10].

Такъ смотрѣли на смиреніе и другіе св. отцы Церкви. Они учили, что смиреніе имѣетъ силу истреблять всѣ козни діавола [11], всякое зло въ насъ [12] и всѣ наши страсти [13]. «Видѣлъ я», — говоритъ преп. Антоній Великій, — «однажды всѣ сѣти врага, распростертыя по землѣ и со вздохомъ сказалъ: кто же избѣгнетъ ихъ? Но услышалъ гласъ, говорящій мнѣ: смиренномудріе» [14]. «Поистинѣ», — свидѣтельствуетъ авва Дороѳей, — «нѣтъ ничего крѣпче смиренномудрія, ничто не побѣждаетъ его» [15].

Поэтому оно — какъ учатъ св. отцы Церкви: Евѳимій Новый (Иверскій), Максимъ Кавсокаливитъ и Григорій Синаитъ, — есть мать, начало и корень всѣхъ добродѣтелей [16]. «Ни страхъ Божій», — говоритъ св. Авва Дороѳей, — «ни милостыня, ни вѣра, ни воздержаніе, ни другая какая-либо добродѣтель не можетъ быть совершенною безъ смиренномудрія» [17]. Безъ смиренія и самая молитва, какъ свидѣтельствуетъ преподобный Макарій Египетскій, не будетъ для насъ полезна [18], и весь подвигъ христіанской жизни будетъ для насъ суетенъ [19], такъ какъ, по словамъ св. Исаака Сиріанина, «чтó соль для всякой пищи, тó смиреніе для всякой добродѣтели» [20].

Изъ этихъ словъ преп. Исаака явствуетъ, что смиреніе есть критерій, безошибочно опредѣляющій: гдѣ есть истинная добродѣтель, и гдѣ ея нѣтъ. Имъ опредѣляется наше нравственное и духовное преуспѣяніе: «насколько человѣкъ погрузится въ смиреніе, настолько преуспѣетъ и вознесется» [21].

Только оно, наконецъ, можетъ довести человѣка до высоты нравственнаго совершенства: «Никто не можетъ», — говоритъ св. Іоаннъ Кассіанъ, — «достигнуть послѣ дняго предѣла совершенства и чистоты иначе, какъ смиреніемъ истиннымъ» [22]. И самое «совершенство человѣка — есть смиреніе» [23].

Спрашивается, почему же смиреніе имѣетъ такую великую силу для нашей живой вѣры съ ея христіанскими добродѣтелями и подвигами?

Потому, что оно низводитъ на насъ Божественную силу для избавленія насъ отъ всѣхъ нашихъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Во смиреніи нашемъ, говоритъ Псалмопѣвецъ, помянулъ ны Господь, и избавилъ ны есть отъ враговъ нашихъ (Псал. 135, 23-24). Сила смиренія состоитъ въ томъ, что съ нимъ соединяется благодать Св. Духа по слову Апостола: Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), которая, какъ на своемъ престолѣ, почиваетъ въ смиренныхъ [24]. Отсюда понятно, почему Господь требуетъ отъ насъ, чтобы мы для соединенія съ Нимъ научились Его смиренію, говоря: Пріидите ко Мнѣ... и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). Ясно отсюда и то, почему Господь во главу всѣхъ Своихъ Божественныхъ заповѣдей положилъ смиреніе (Матѳ. 5, 3), ибо только чрезъ смиреніе Господь можетъ даровать намъ Свою благодать, безъ которой нельзя исполнять Его Божественныя заповѣди и невозможно сдѣлать ничего добраго, согласно съ Его словами: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5).

Но, если смиреніе сдѣлало вѣру нашихъ предковъ аскетическою и исповѣдническою, то оно было и причиною, почему они свою вѣру содержали во всей ея православной чистотѣ, чуждой всякихъ еретическихъ заблужденій. Это смиреніе, выражаясь всегда въ покаяніи нашихъ предковъ, не допускало гордости владѣть ихъ сердцами. По свидѣтельству Іисуса, сына Сирахова, гордость есть начало грѣха и отступленія отъ Господа (Сир. 10, 15). Какъ смиреніе есть источникъ всѣхъ добродѣтелей, такъ гордость, по ученію св. Іоанна Кассіана, есть источникъ всѣхъ грѣховъ и преступленій [25]; или, по словамъ преподобнаго Іоанна Лѣствичника, — «начальница и завершительница всѣхъ золъ» [26].

Въ частности гордость является первою и главною причиною всѣхъ ересей. Она, по ученію преподобнаго Нила Синайскаго, «низвергла архангела съ неба и сдѣлала то, что онъ, какъ молнія, спалъ на землю» [27]. Но что же представляетъ собою его паденіе по своей основѣ, какъ не ересь, ибо денница, возгордившись своею чрезвычайною славою, помыслилъ, что онъ можетъ быть равенъ Богу. Такъ гордость родила въ немъ первую ересь, отъ которой онъ навѣки погибъ.

Такъ гордость привела и нашихъ прародителей къ той же ереси, т. е. къ ложной мысли, что они могутъ быть равными Богу, почему преподобный Филоѳей Синайскій и сказалъ, что «Адамъ палъ изъ-за гордости» [28].

Такъ, послѣ этого, гордость стала рождать всякія еретическія заблужденія, которыя влекли за собою отпаденіе отъ Бога и, въ силу этого — всевозможныя несчастья въ жизни людей.

Смиреніе съ своимъ покаяніемъ ограждало нашихъ предковъ отъ ересей, а вмѣстѣ съ тѣмъ, отъ гибели родины, и, будучи основаніемъ присутствія въ ней великой благодати, было въ то же время основаніемъ ея величія и славы. Но какъ только русскіе люди вступили на путь діавольской гордости или тяжкаго грѣха еретическаго и атеистическаго отступленія отъ православной вѣры, то благодать Св. Духа, этотъ источникъ спасительной жизни, стала оставлять нашу Россію, и она наконецъ была ввержена въ море неслыханныхъ несчастій.

Будемъ всегда помнить, за что мы наказаны Богомъ. Да, переживаемыя бѣды случились въ нашей русской жизни оттого, что мы отступили отъ православной вѣры. Но этого не было бы съ нами, если бы мы не возгордились и продолжали бы пребывать въ смиреніи и покаяніи, которыя украшали вѣру нашихъ предковъ. Пусть незабвенными для насъ всегда будутъ слова преподобнаго Марка Подвижника, сказавшаго: «Если бы мы старались о смиренномудріи, то не было бы нужды въ наказаніи насъ, ибо все злое и скорбное, случающееся съ нами, приключается намъ за возношеніе наше. Если на Апостола, чтобы онъ не превозносился, попущенъ былъ ангелъ сатанинъ — да пакости ему дѣетъ, тѣмъ болѣе на насъ, когда превознесемся, самъ сатана попущенъ будетъ попирать насъ, пока мы не смиримся. Праотцы наши владѣли домами, имѣли богатство, имѣли женъ, заботились о дѣтяхъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ, по причинѣ своего ненасытимаго смиренномудрія, бесѣдовали съ Богомъ; а мы удалились отъ міра, презрѣли богатство, оставили домы и думая, что пребываемъ съ Богомъ, бываемъ поруганы бѣсами за превозношеніе наше» [29].

Эти святоотеческія слова должны имѣть для насъ огромное жизненное значеніе, ибо они нашли себѣ оправданіе въ жизни русскаго народа. Сила этихъ словъ еще болѣе увеличивается для насъ тѣмъ обстоятельствомъ, что онѣ представляютъ въ своей сущности богооткровенныя слова, сказанныя нѣкогда Господомъ чрезъ Моисея когда-то избранному, а нынѣ отверженному еврейскому народу и оправданныя самою жизнію послѣдняго. Слова эти имѣютъ глубокое жизненное значеніе и для насъ. Аще же не послушаете Мене ниже сотворите повелѣній Моихъ сихъ... и Азъ сотворю сице вамъ, и наведу на васъ скудость, и красту, и желтяницу, вреждающую очи ваша, и душы ваша истаяваюшую: и посѣете вотще сѣмена ваша, и поядятъ я супостаты ваша. И падете предъ враги вашими, и поженутъ вы ненавидящіи васъ и побѣгнете никомуже гонящу васъ. И аще до сего не послушаете Мене, и приложу наказати вы язвами седмижды за грѣха ваша; и сокрушу досажденіе гордыни вашея, и положу небо вамъ аки желѣзно, а землю вашу аки мѣдяну. И будетъ вотще крѣпость ваша, и не дастъ земля ваша сѣмене своего, и древа села вашего не дадутъ плода своего. И аще по сихъ пойдете страною, и не восхощете послушати Мене, приложу вамъ язвъ седмь по грѣхомъ вашимъ. И аще сими не накажетеся, но пойдете ко Мнѣ страною, пойду и Азъ съ вами въ ярости страною, и поражу вы и Азъ седмажды грѣхъ ради вашихъ. И наведу на вы мечъ мстяй месть завѣта и вбѣгнете въ грады ваша, и послю на вы смерть, и предани будете въ руцѣ врагъ вашихъ... И ясти будете, и не насытитеся. Аще же въ сихъ не послушаете Мене, и пойдете ко Мнѣ страною, а Азъ... накажу вы... седмажды по грѣхомъ вашимъ. И ясти будете плоти сыновъ вашихъ, и плоти дщерей вашихъ ясти имате. И сотворю грады ваша пусты, и опустошу святая ваша, а не обоняю вони жертвъ вашихъ; и сотворю пусту Азъ землю вашу и удивятся о ней врази ваши, живущіи на ней. И разсыплю вы въ языки, и потребитъ вы находяй мечъ, и будетъ земля ваша пуста, и грады ваши будутъ пусты... И не возможете противу стати врагомъ вашимъ... И исповѣдятъ грѣхи своя, и грѣхи отецъ своихъ, яко преступиша и презрѣша Мя, и яко ходиша предо Мною страною; и Азъ пойду съ ними въ ярости страною... тогда усрамится сердце ихъ необрѣзаное, и тогда познáютъ грѣхи своя. И помяну завѣтъ Іаковль,... Исааковъ,... Авраамль; и землю помяну... Не презрѣхъ ихъ ниже вознегодовахъ о нихъ, яко потребити я... Азъ бо есмь Господь Богъ ихъ (Лев. 26, 14-21. 23-29. 31-33. 37. 40-42. 44; ср. Втор. 11, 27; Ис. 1, 19-20).

Конечно, все это мы должны свято хранить въ своей памяти, но не должны этимъ ограничиться. Если мы хотимъ спасенія себѣ и Россіи, мы должны самымъ дѣломъ вернуться къ вѣрѣ нашихъ предковъ, и въ особенности — къ вѣрѣ, основанной на смиреніи и покаяніи, которая низводила на нихъ благодать Св. Духа, а вмѣстѣ съ нею святость жизни и ограждала ихъ отъ діавольской гордости, отъ ея еретичества и безбожія, какъ источника всѣхъ бѣдствій, переживаемыхъ нами нынѣ.

Поэтому пусть смиренная вѣра предковъ воплощается въ современной нашей жизни. Иначе сказать, пусть наша русская идеологія — православная вѣра, сопровождается не только христіанскими добродѣтелями, апостольскою чистотою своего ученія, какъ источникомъ дѣйственной благодати, и исповѣдничествомъ, но будетъ основана на смиреніи, безъ котораго, по словамъ св. Сѵмеона Новаго Богослова, ничего добраго не бываетъ [30].

Однако, эта смиренная вѣра будетъ спасительнымъ достояніемъ для насъ и для Россіи только въ томъ случаѣ, если мы вступимъ на путь перваго выраженія смиренія, т. е. на путь покаянія во грѣхахъ своихъ, особенно, въ самомъ тяжкомъ грѣхѣ нашемъ, въ которомъ повинны активно или пассивно всѣ русскіе люди, — въ грѣхѣ бунтарства противъ самодержавной власти нашего царя — Помазанника Божіяго. Этотъ грѣхъ является для насъ такимъ тяжкимъ потому, что имѣетъ за собою утрату русскими людьми совѣсти, удаленіе ихъ отъ Церкви, — ея вѣры, ученія и благодати. Онъ есть верхъ или плодъ тѣхъ разновидныхъ религіозно-нравственныхъ тяжкихъ преступленій, которыя совершались русскими людьми въ теченіе многихъ и многихъ лѣтъ.

Означенный грѣхъ такъ великъ въ очахъ Божіихъ, что переполнилъ чашу Божественнаго долготерпѣнія. Вотъ почему послѣ отверженія русскимъ народомъ своего царя Господь тотчасъ отвергь и Россію, и она погрузилась въ пропасть неслыханныхъ бѣдствій.

Примѣчанія:
[1] Еп. Ѳеофанъ Затворникъ умеръ въ 1893 г.
[2] Собраніе писемъ Еп. Ѳеофана, вып. 7, письмо 1140, стр. 135, 142, 143, 159, 206. Москва, 1900 г.
[3] Творенія св. Сѵмеона Новаго Богослова. Вып. I-й. Москва, 1882 г. Слово 38-е, стр. 291.
[4] Творенія преп. Іоанна Кассіана. Москва, 1892, стр. 385, 404-405, 408-409; сравн. Творенія св. Сѵмеона Новаго Богослова. Вып. I, стр. 154; Вып. II, стр. 542.
[5] Твор. св. Сѵмеона Новаго Богослова, Вып. II, стр. 394; сравн. стр. 416, іbid. Вып. I, стр. 184, 364.
[6] Творенія преп. Іоанна Кассіана, стр. 404.
[7] Творенія св. Макарія Египетскаго. Бесѣда 26, стр. 202-203; Творенія преп. Іоанна Кассіана, стр. 404.
[8] «Житіе и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Іоанна Рыльскаго чудотворца». Бѣлградъ 1836 г., стр. 26-27.
[9] Твор. преп. Макарія Египетскаго. Св.-Троицк. Лавра, 1904 г. стр. 35.
[10] Ibid., стр. 197, сравн. Твор. св. Сѵмеона Новаго Богослова, Вып. I. стр. 154.
[11] Поученія преп. аввы Дороѳея, стр. 135, изд. Опт. пуст. Москва, 1888 г.
[12] Ученіе преп. Исихія о трезвеніи и молитвѣ. Добротолюбіе, т. II, стр. 171. Москва, 1896.
[13] Поученія преп. аввы Дороѳея, стр. 302-303.
[14] Добротолюбіе, т. I, стр. 134. Москва, 1895.
[15] Ibid. т. II, стр. 605. Москва, 1896.
[16] Аѳонскій патерикъ. Изд. Рус. Пантелеим. мон-ря на Аѳонѣ, ч. 1, стр. 108-109, 269, 323. СПб., 1876 г.
[17] Добротолюбіе, т. II, стр. 605.
[18] Твор. пр. Макарія Египетскаго, стр. 374.
[19] Отечникъ Еписк. Игнатія Брянчанинова, стр. 400. СПб., 1880 г.
[20] Твор. св. Исаака Сиріанина. Слова подвижническія, стр. 244. Москва, 1854 г.
[21] Отечникъ Еп. Игнатія, стр. 400.
[22] Добротолюбіе, т. II, стр. 87.
[23] Отечникъ Еп. Игнатія Брянчанинова, стр. 400.
[24] Ученіе преп. Ефрема Сиріанина. Добротолюбіе, т. II, стр. 479.
[25] Добротолюбіе, т. II, стр. 84.
[26] Ibid. стр. 543.
[27] Добротолюбіе, т. II, стр. 268; сравн. ученіе пр. Исихія, іbid., стр. 202.
[28] Ibid. т. III, стр. 449. Москва, 1888 г.
[29] Добротолюбіе, т. I, стр. 514-515. Москва, 1895 г.
[30] Творенія св. Сѵмеона Новаго Богослова, Вып. II, стр. 542.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Русская идеологія. — Софія: Тип. «Рахвира», 1939. — С. 64-82.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.