Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Русская идеологія.

Заключеніе.

Возможно, что нѣкоторые изъ читателей нашей книги сдѣлаютъ такое возраженіе: если гибель Россіи произошла въ силу отступленія русскаго народа отъ православной вѣры, вызваннаго, главнымъ образомъ, противоцерковными реформами самодержавнаго царя Петра Перваго, то зачѣмъ же призывать русскихъ людей къ возстановленію у насъ царской самодержавной власти? Вѣдь можетъ опять на русскомъ престолѣ появиться царь, который, подобно Петру, отступитъ отъ православной вѣры и, пользуясь своею самодержавною властью, вновь будетъ содѣйствовать гибели Россіи.

Вотъ что по этому поводу мы должны сказать. Если не всѣ цари были достойными, и не всѣ соотвѣтствовали по своимъ убѣжденіямъ и жизнедѣятельности Божественнымъ законамъ, то это вовсе не значитъ, что мы должны отрицательно относиться къ самому институту царской власти. Все, что дѣлалъ и дѣлаетъ Господь для нашего земного благополучія и спасенія, является идеально хорошимъ, ибо отъ Господа не можетъ произойти что-либо плохое и несовершенное, почему въ Божественномъ Писаніи и сказано: Вся, елико сотвори Господь добра зѣло (Быт. 1, 31). Царская самодержавная власть есть Богоустановленное учрежденіе и, какъ таковое, является идеальнымъ. Вслѣдствіе этого, съ нею не можетъ сравниться то или другое демократическое правленіе, какъ плодъ человѣческаго грѣховнаго соизволенія.

Если нѣкоторые священнослужители являются весьма недостойными пастырями, то это не значитъ, что нужно упразднить самое священство, учрежденное Богомъ для нашего спасенія. Нѣкогда Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ въ своихъ письмахъ говорилъ, что, если бы благодать всегда искала только достойныхъ пастырей, то люди оставались бы безъ крещенія и лишились вѣчнаго спасенія. То же самое слѣдуетъ сказать относительно царя и царской власти. Недостатки Петра и другихъ царей не должны быть препятствіемъ для русскаго народа къ возстановленію въ будущей Россіи царской самодержавной власти, какъ источника благоденственной и спасительной жизни народа.

Къ тому же мы должны всегда имѣть вѣру, что дѣйствія Божественнаго наказующаго промысла, если мы ими вразумляемся, тѣмъ именно и отличаются, что они оканчиваются намъ во благо. Наказаніе за грѣхопаденіе прародителей лишеніемъ ихъ общенія съ Богомъ и райскаго блаженства окончилось тѣмъ, что мы теперь, въ силу искупительной жертвы Спасителя, при вкушеніи Тѣла и Крови Его входимъ въ поразительное общеніе съ Нимъ; и еще въ земной жизни соединяемся съ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ для вѣчнаго райскаго блаженства. Такого тѣснаго и блаженнаго единенія съ Богомъ, вплоть до нашего обоженія, не имѣли прародители въ раю до своего паденія. Св. Сѵмеонъ Новый Богословъ свидѣтельствуетъ, что въ евхаристическомъ таинствѣ мы получаемъ отъ Бога такія блага, о коихъ въ Свящ. Писаніи сказано: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9) [1].

Такая вѣра въ дѣйствіе наказующаго Божественнаго промысла примѣнительно къ данному моменту жизни Россіи, конечно, укрѣпляется нашимъ сознаніемъ, что русскій народъ заслуживаетъ подобнаго отношенія къ себѣ со стороны промыслительнаго Божественнаго милосердія, такъ какъ подъ вліяніемъ великихъ страданій онъ возвращается ко Христу, къ своей православной вѣрѣ.

Разумѣется, русскій народъ не только долженъ имѣть вѣру въ благія послѣдствія для Россіи тяжкаго ея наказанія Богомъ. Въ своей личной, общественной и государственной жизни ему необходимо теперь ревностно оберегать свою православную вѣру, чтобы не допуститъ въ будущемъ появленія на самодержавномъ престолѣ царя, который сталъ бы ее вновь ниспровергать. Поэтому народъ нашъ долженъ неуклонно осуждать безбожіе и всякія отклоненія отъ православной вѣры и всемѣрно способствовать тому, чтобы въ его будущемъ государственномъ законодательствѣ въ осуществленіе мысли Епископа Ѳеофана Затворника, былъ законъ, сурово — вплоть до смертной казни карающій пропаганду атеистическихъ воззрѣній и въ особенности кощунство [2]. Тогда Господь, ради такой ревности о Богѣ, не допуститъ появленія у насъ царя, который своимъ отрицательнымъ отношеніемъ къ православной вѣрѣ поставилъ бы нашу Родину подъ опасность ея новой гибели.

Въ тѣхъ же цѣляхъ предотвращенія появленія въ будущей Россіи подобнаго царя, при учрежденіи въ Россіи царской самодержавной власти, Церковь можетъ установить правило, при которомъ царь свободною волею усугубилъ бы ограниченіе своего самодержавія Божественными Законами, о вѣрности которымъ онъ торжественно свидѣтельствовалъ при своемъ коронованіи чрезъ исповѣданіе православнаго ученія.

Впрочемъ, иного выхода для насъ, какъ православныхъ христіанъ, въ данномъ случаѣ не можетъ быть. Вѣдь мы должны все дѣлать на основаніи своей православной вѣры. Послѣдняя же устами Вселенскихъ Соборовъ требуетъ нашего отношенія къ Священному Писанію, какъ къ Богодухновенному, и потому повелѣваетъ считать его главнѣйшимъ руководствомъ не только въ области религіозной и нравственной, но и государственной. И если для государственнаго правленія Св. Писаніе признаетъ одну только форму — самодержавную власть царя — Помазанника Божіяго, то ни о какой другой власти, какъ не основанной на Божественномъ Откровеніи, мы не должны думать.

Та же самая православная вѣра побуждаетъ насъ желать возглавленія нашего отечества этою царскою властью, когда чрезъ Божественныя заповѣди повелѣваетъ намъ ее почитать, молиться о ней Богу и ей повиноваться Господа ради.

Поэтому безъ всякихъ колебаній будемъ стремиться къ возстановленію въ будущей Россіи самодержавной власти царя Помазанника Божіяго.

И такъ какъ это стремленіе наше является основаннымъ на православной вѣрѣ, то самъ Господь будетъ нашимъ помощникомъ въ этомъ святомъ и патріотическомъ дѣлѣ. Онъ Своею Божественною благодатію осуществитъ его на благо Россіи. Чрезъ нашу православную вѣру Онъ возродитъ ее и покажетъ вновь на русскомъ народѣ всю силу его вѣры, о которой нѣкогда Его возлюбленный ученикъ и Апостолъ Іоаннъ Богословъ сказалъ: сія есть побѣда побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4).

Примѣчанія:
[1] Творенія св. Сѵмеона Новаго Богослова, Вып. I, Слово 52-е, стр. 444-445.
[2] Избраніе писемъ Святителя Ѳеофана. Вып. VII. Письмо 1144, стр. 142-143. Москва, 1900 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Русская идеологія. — Софія: Тип. «Рахвира», 1939. — С. 177-180.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.