Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Рѣчь, произнесенная Ректоромъ Симферопольской Духовной Семинаріи Архимандритомъ Серафимомъ (Соболевымъ) при нареченіи его во Епископа Лубенскаго [1].

Объ одномъ только сейчасъ скорбитъ мое сердце. И въ обычное, такъ недавнее еще время, служеніе епископское было служеніемъ мученическимъ. А въ настоящее время лютыхъ гоненій на Православную Церковь оно является такимъ по преимуществу. Не безъ основанія можно полагать, что нынѣ сбывается то видѣніе, которое показано было Іоанну Богослову въ откровеніи послѣ снятія Агнцемъ съ таинственной книги шестой печати, когда произошло великое землетрясеніе... и звѣзды небесныя пали на землю... и всякая гора и островъ двинулись съ мѣстъ своихъ (Апок. 6, 12-14).

Можетъ быть, въ этомъ апокалиптическомъ образѣ Господь открылъ Своему возлюбленному ученику, что въ послѣднее время передъ пришествіемъ антихриста жизнь Православной Церкви Христовой будетъ протекать въ такихъ тягостныхъ условіяхъ, что даже архипастыри, предназначенные быть благодатнымъ свѣтомъ для міра и твердымъ оплотомъ для всѣхъ православныхъ христіанъ, не вынесутъ тяготы своего высокаго положенія и будутъ измѣнять Христу. И время это наступаетъ, если уже не наступило.

Естественно отсюда возникнуть въ душѣ моей опасенію, смогу ли я подъять на свои рамена столь тяжелый теперь омофоръ архіерейскій? Правда, я получу завтра, если допуститъ Господь благодать архіерейства. Я знаю, что благодатію мы спасаемся и съ нею мы можемъ препобѣдить всѣ непреодолимыя преграды въ достиженіи благихъ своихъ намѣреній. Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13), сказалъ Ап. Павелъ.

Но знаю я и то, что благодать Божія только тогда въ насъ дѣйствуетъ, обновляетъ, спасаетъ насъ, когда и съ нашей стороны обнаруживается спасительная ревность, безъ которой бдагодатный огонь не возгорится въ насъ своимъ возрождающимъ дѣйствіемъ. Вѣдь божественный даръ благодати одинаково имѣлся какъ у разумныхъ дѣвъ, такъ и у неразумныхъ. Но у послѣднихъ вмѣсто ревности было нерадѣніе и огонь ихъ свѣтильниковъ погасъ, а вмѣстѣ съ этимъ онѣ лишились наслѣдія въ небесномъ Царствіи Христовомъ. Вотъ почему Ап. Павелъ въ первомъ посланіи къ Тимоѳею предостерегаетъ его отъ нерадѣнія, говоря: Не неради о своемъ дарованіи, живущемъ въ тебѣ, еже дано тебѣ бысть пророчествомъ съ возложеніемъ рукъ священничества (1 Тим. 4, 14). А въ другомъ своемъ посланіи къ нему же онъ говоритъ: Воспоминаю тебѣ возгрѣвати даръ Божій, живущій въ тебѣ возложеніемъ руку моею (2 Тим. 1, 6). Самъ св. Павелъ былъ величайшимъ среди Апостоловъ. Но такимъ онъ былъ по своей особенной ревности о Христѣ, о чемъ свидѣтельствуютъ его апостольскіе труды и страданія, а лучше сказать — его пламенная любовь ко Христу, которая побуждала его совершать поразительные подвиги въ благовѣстіи Христовомъ. Вѣдь это онъ говорилъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщляеми есмы весь день; вмѣнихомся якоже овцы заколенія. Но во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за Возлюбльшаго ны. Извѣстихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, на настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35-39). Вотъ какая ревность сдѣлала Павла величайшимъ Апостоломъ въ его служеніи Церкви Христовой.

Этой-то ревности, я и боюсь, не будетъ во мнѣ совсѣмъ или въ желательной для меня степени. Черезъ васъ, богомудрые отцы и архипастыри, я слышу голосъ Спасителя, Который призываетъ меня къ архіерейскому служенію и говоритъ мнѣ: паси овцы Моя (Іоан. 21, 17). Эти слова нѣкогда были сказаны воскресшимъ Господомъ Ап. Петру послѣ его отреченія, когда онъ на троекратный вопросъ Христа: Симоне Іонинъ, любиши ли Мя, троекратно засвидѣтельствовалъ о своей любви къ Нему, говоря: Господи, Ты вся вѣси: Ты вѣси, яко люблю Тя (Іоан. 21, 15-17), послѣ чего Петръ опять былъ призванъ въ число божественныхъ учениковъ.

И вотъ на обращенный ко мнѣ нынѣ призывъ Христовъ мнѣ хотѣлось бы вмѣстѣ съ Ап. Петромъ сказать: Господи, Ты вся вѣси: Ты вѣси, яко люблю Тя. Съ полученіемъ отъ Господа архіерейской благодати мнѣ хотѣлось бы такъ полюбить нашего Спасителя, благодѣтеля со дня моего рожденія, истинное счастье и радость всей моей жизни, чтобы всего себя отдать на служеніе Ему и быть въ такомъ неразрывномъ съ Нимъ единеніи, о которомъ говорилъ Господь Своимъ ученикамъ, Себя сравнивая съ лозою, а ихъ съ вѣтвями этой лозы (Іоан. 15, 1-6), и чтобы никто и ничто уже въ мірѣ не могло меня отторгнуть отъ Христа.

Есть у меня и другое желаніе. Я сознаю, что безъ любви ко Христу нельзя быть пастыремъ, а тѣмъ болѣе архипастыремъ Церкви. Но то же надо сказать и о любви къ нашимъ ближнимъ, которая, по свидѣтельству Самого Господа, является отличительнымъ признакомъ истиннаго пастырскаго служенія (Іоан. 10, 11). И какъ бы я хотѣлъ, чтобы вмѣстѣ съ любовію ко Христу сердце мое было исполнено любовію и къ ближнимъ моимъ, и я могъ бы дерзновенно всегда молиться о нихъ, цѣлить ихъ душевныя раны, быть утѣшителемъ въ скорбяхъ ихъ, служить имъ въ качествѣ послѣдняго раба и вести ихъ словомъ и жизнію своею къ одному только Богу, Спаситслю нашему въ Его несказанное блаженствомъ Царство благодати и славы.

Вотъ мои желанія, къ осуществленію которыхъ стремится мое сердце. Опасеніе, что они не будутъ мною исполнены въ предстоящемъ моемъ служеніи, устрашаетъ меня сейчасъ. Будетъ ли во мнѣ достаточно ревности осуществить желанія моего сердца, я не знаю. Хорошо только знаю свои немощи и грѣхи, которые всегда передо мною. Поэтому прошу и молю васъ, богомудрые отцы и архипастыри, помолиться за меня Богу, въ особенносги завтра во время моей хиротоніи, чтобы благодать архіерейства не вотще была воспринята мною, но къ дѣйствительному спасенію моему и спасенію паствы, черезъ васъ ввѣряемой моему духовному водительству отъ общаго нашего Пастыреначальника, Господа Іисуса Христа. Въ Немъ источникъ всего добраго. Отъ Него исходятъ всѣ наши добрыя хотѣнія и въ Его помощи благодатной залогъ ихъ успѣшнаго осуществленія. Богъ бо есть дѣйствуяй въ васъ, сказалъ Апостолъ, и еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи (Флп. 2, 13).

И пусть ваша архипастырская молитва къ Богу обо мнѣ недостойномъ соединится съ молитвою моею, которая по преимуществу въ данный моментъ моей жизни должна быть такою: не отвержи мене отъ лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене. Воздаждь ми радость спасенія Твоего, и Духомъ Владычнимъ утверди мя. Научу беззаконныя путемъ Твоимъ и нечестивіи къ Тебѣ обратятся (Псал. 50, 12-15). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесена 30 сентября 1920 г. въ Александро-Невскомъ соборѣ г. Симферополя.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 3-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.