Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ недѣлю 27-ю по Пятидесятницѣ.
О борьбѣ со страстями блуда и гнѣва и о достиженіи, при помощи благодати Божіей, цѣломудрія и кротости
[1].

Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе... Нынѣ же отложите и вы та вся: гнѣвъ, ярость, злобу, хуленіе, срамословіе отъ устъ вашихъ... совлекшеся ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его (Кол. 3, 5. 8-10).

Великаго подвига требуетъ отъ насъ Ап. Павелъ. Трудность его пойметъ тотъ, кто добросовѣстно боролся съ этими страстями. О борьбѣ съ первой изъ нихъ св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ, что здѣсь нужно выступать противъ меча и не быть раненымъ, идти по раскаленнымъ угольямъ и не обжечься.

Но не менѣе тягостна и борьба со страстью гнѣва. Мы можемъ даже сказать, что здѣсь требуется отъ насъ бóльшій подвигъ, ибо многіе подвижники, сохранившіе дѣвство и достигшіе цѣломудрія, не могли побѣдить въ себѣ страсти гнѣва. На это именно обстоятельство Господь указываетъ въ притчѣ о десяти дѣвахъ. По словамъ св. Іоанна Златоуста, пять изъ нихъ названы Господомъ неразумными не потому, что онѣ не съумѣли сохранить своего дѣвства. Нѣтъ, онѣ его сохранили, почему Господь и называетъ ихъ дѣвами. Свое неразуміе онѣ проявили въ томъ, что оказались безъ елея, т. е. безъ любви, въ силу своего самолюбія и его прямого порожденія — гнѣва и злобы. И если подвигъ дѣвства является для всѣхъ поразительнымъ, то еще болѣе поразительнымъ является подвигъ стяжанія кротости, которая совершенно уничтожаетъ гнѣвъ.

Можетъ быть, нѣкоторые скажутъ: нельзя къ намъ, слабымъ и немощнымъ людямъ, предъявлять такія требованія, ибо быть дѣвственно-чистыми и кроткими, это значитъ, идти противъ своей природы и побѣдить ее, чего слабый, ничтожный человѣкъ слѣлать не въ силахъ.

Что же сказать намъ на это? Если бы, дѣйствительно, мы не могли достигать святости, то Господь не сказалъ бы намъ: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48; ср. Лев. 11, 44). Тогда и Ап. Павелъ не требовалъ бы отъ насъ нравственнаго совершенства въ нынѣ слышанныхъ нами его словахъ. Если же Спаситель и Его величайшій Апостолъ призываютъ насъ къ святости и, въ частности, къ цѣломудрію и кротости, то значитъ, есть въ насъ соотвѣтственно этимъ величайшимъ подвигамъ и величайшая сила. О ней сказалъ Господь ученикамъ передъ Своимъ вознесеніемъ: Се Азъ послю обѣтованіе Отца Моего на вы; вы же сѣдите во градѣ Іерусалимстѣ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). Силу эту Онъ послалъ имъ въ пятидесятый день въ видѣ огненныхъ языковъ. Сія божественная сила сообщается съ тѣхъ поръ каждому православному христіанину въ таинствахъ Церкви и прежде всего въ таинствахъ крещенія и мѵропомазанія. Она есть благодать Святаго Духа, при помощи которой мы можемъ совершать великіе подвиги жизни христіанской, чтобы совлечься ветхаго человѣка и сдѣлаться новою тварью во Христѣ. Вотъ почему Ап. Павелъ въ посланіи къ Титу сказалъ: Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-13).

Къ сожалѣнію, не всѣ православные христіане, имѣя въ себѣ эту благодатную силу, пользуются ею для своего спасенія. Поэтому она, какъ божественная искра, только тлѣетъ въ нась подъ пепломъ нашихъ безчисленныхъ страстей. Да не будетъ сего съ нами. Мы должны помнить слова Ап. Павла, сказанныя ученику его Тимоѳею: воспоминаю тебѣ возгрѣвати даръ Божій, живущій въ тебѣ (2 Тим. 1, 6). Будемъ черезъ исполненіе заповѣдей возгрѣвать въ себѣ эту благодать такъ, чтобы она горѣла въ насъ яркимъ пламенемъ своего божественнаго огня и мы могли быть дѣйствительно духовнымъ свѣтомъ для міра, согласно словамъ Христа (Матѳ. 5, 14).

Такъ пользовались этою внутреннею благодатію угодники Божіи. И мы видимъ въ ихъ жизни множество примѣровъ, какъ они, при помощи благодати, совершали величайшій подвигъ умерщвленія въ себѣ плотской страсти, чтобы быть подобными Ангеламъ по чистотѣ и невинности. Несказáнно трудно было Маріи Египетской въ пустынѣ въ теченіе 17 лѣтъ бороться съ этой страстью, въ особенности послѣ ея нечистой жизни. Но чѣмъ болѣе она укрѣплялась въ рѣшимости лучше умереть, чѣмъ измѣнить Христу нечистотой, тѣмъ болѣе благодать Божія дѣйствовала въ ней и, наконецъ, она достигла такой побѣды надъ естественнымъ закономъ своей плоти, что получила отъ Господа дарованіе побѣждать законы и внѣшней природы. Вотъ почему она переходила черезъ Іорданъ, какъ по сушѣ, а когда молилась — возвышалась надъ землею.

При помощи благодати святые люди совершенно побѣждали и страсть гнѣва. Преподобный Моисей Муринъ, бывшій ранѣе разбойникомъ, подъ дѣйствіемъ благодати Божіей переродился до такой степени, что своею кротостью и дѣтскимъ незлобіемъ приводилъ въ умиленіе всѣхъ иноковъ своей обители.

Несомнѣнно, и каждый изъ насъ могъ бы такъ же спасительно пользоваться благодатію Божіею. И если мы не перерождаемся при помощи сей благодати, то въ этомъ виноваты мы сами, т. к. не имѣемъ рѣшимости стать на безповоротный путь святой жизни. Нѣкогда преп. Серафима Саровскаго спросили, почему теперь такъ мало стало подвижниковъ въ Церкви Христовой. «Потому, отвѣтилъ св. Серафимъ, что въ людяхъ не стало рѣшимости, а благодать Божія одна и та же».

Да вдохнетъ Господь въ сердца наши рѣшимость вступить въ подвигъ борьбы со страстями и въ особенности, съ блудомъ и гнѣвомъ, къ чему призываетъ насъ нынѣшнее апостольское чтеніе. И чѣмъ скорѣе возсіяетъ въ насъ эта рѣшимость, тѣмъ скорѣе начнетъ дѣйствовать въ насъ благодать Божія и мы по опыту узнáемъ всю радость и красоту жизни святой, ибо тогда исполнятся надъ нами слова Іисуса Христа: Аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей, якоже Азъ заповѣди Отца Моего соблюдохъ и пребываю въ Его любви. Сія глаголахъ вамъ, да радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (будетъ совершенна) (Іоан. 15, 10-11). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1921 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 6-9.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.