Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Привѣтствіе причастникамъ въ субботу первой недѣли Великаго поста.
О великомъ спасительномъ значеніи св. Причащенія въ жизни православныхъ христіанъ
[1].

Привѣтствую васъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, съ принятіемъ Тѣла и Крови нашего Спасителя. Вы восприняли въ себя такое благо, выше и лучше котораго не можетъ быть ничего на свѣтѣ. Какъ велика его цѣнность, объ этомъ свидѣтельствуетъ св. Симеонъ Новый Богословъ. Онъ говоритъ, что однимъ изъ тѣхъ благъ, о коихъ Ап. Павелъ сказалъ: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9) и являются Тѣло и Кровь Христовы, которыя мы вкушаемъ въ таинствѣ св. Евхаристіи [2]. По ученію св. Симеона въ этомъ таинствѣ мы такъ сродняемся со Христомъ, что дѣлаемся плотью отъ плоти, костью отъ костей Его и, такимъ образомъ, обожаемся всѣмъ своимъ существомъ [3].

Трудно намъ, возлюбленные, представить себѣ и почувствовать все блаженство и всю силу св. причащенія. Для этого нужно очистить свои страстныя чувства. «Очистимъ чувствія, говорится въ пасхальномъ канонѣ, и узримъ... Христа блистающася». Святые, какъ чистые сердцемъ, испытывали это блаженстао и Господь блисталъ Своею великою благодатію не только въ ихъ душѣ, но и видимо, въ ихъ тѣлѣ, когда они пріобщались св. Христовыхъ Таинъ. Изъ жизнеописанія св. Серафима Саровскаго видно, какимъ неземнымъ восторгомъ исполнялась его душа отъ причащенія Тѣла и Крови Христовыхъ и какимъ неизреченнымъ свѣтомъ блистало лицо его. Онъ былъ подобенъ тогда Ангелу и благочестивые саровскіе паломники, съ трепетомь созерцая въ немъ эту благодатную славу, не смѣли подойти къ нему и обезпокоить его бесѣдою. Передаютъ, что такимъ же благодатнымъ свѣтомъ озарялось послѣ св. причащенія лицо преп. Марѳы, матери великаго Симеона Столпника. Мы сами наблюдали ту благодатную радость, бодрость силъ, какими исполнялся о. Іоаннъ Кронштадтскій послѣ св. причащенія.

Впрочемь, не одни только угодники Божіи испытывали благодатное дѣйстніе сего величайшаго таинства. Господь, по Своему неизреченному милосердію, даетъ испытывать блага св. причащенія и грѣшнымъ людямъ, если они съ искреннимъ покаяніемъ приступають къ св. чашѣ. Въ жизнеописаніи св. Симеона, Христа рачи юродиваго передается, что однажды въ храмѣ во время причащенія вѣрующихъ онъ видѣлъ, какъ лица многихъ простыхъ земледѣльцевъ, подходившихъ къ св. чашѣ съ покаяніемъ и сокрушеніемъ о грѣхахъ своихъ, озарялись дивнымъ благодатнымъ свѣтомъ.

Нерѣдко поразительная сила сего таинства проявляется въ нашей жизни, когда мы прибѣгаемъ къ св. причащенію во время болѣзней. По милости Божіей, мнѣ самому пришлось испытать всемогущую Божественную силу этого великаго таинства, когда я смертельно болѣлъ сыпнымъ тифомъ. И такъ еще недавно я наблюдалъ вь Сербіи, въ Сремскихъ Карловцахъ, поразительное чудо исцѣленія отъ смертельной болѣзни послѣ причащенія одного юноши, на излѣченіе коего не было никакой надежды.

Вотъ какова сила сего таинства и какъ велико это благо для насъ. Привѣтствуя васъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, съ принятіемъ св. Тѣла и Крови нашего Спасителя, я отъ всего сердца желаю вамъ всегда жить достойно сего величайшаго таинства, т. е. жить въ постоянномъ покаяніи и смиреніи, при неуклонномъ исполненіи заповѣдей Божіихъ. Помните слова Ап. Павла: ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піеть, не разсуждая тѣла Господня. Сего ради въ васъ мнози немощни и недужливи, и спятъ довольни (немало умараетъ) (1 Кор. 11, 29-30).

Если мы будемъ исполнять Божественныя заповѣди, то всегда будемъ чувствовать поразительную силу св. причащенія. Тогда мы узнаемъ на своемъ собственномъ опытѣ всю радость жизни христіанской, ибо всегда будемъ въ живомъ, тѣсномъ и радостномъ единеніи со Христомъ, источникомъ нашего истиннаго счастія и вѣчнаго спасенія. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 19 февраля 1922 года.
[2] Св. Симеонъ Новый Богословъ, вып. I, стр. 445.
[3] Ibid., стр. 286.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 9-11.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.