Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ день праздника Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
О спасеніи насъ крестною смертію Господа отъ грѣха, проклятія и смерти
[1].

И если бы насъ спросили: что сдѣлалъ для насъ Господь Своею крестною смертію, то каждый изъ насъ правильно сказалъ бы: Господь крестною смертію даровалъ намъ спасеніе. Но если бы насъ спросили: отъ чего именно спасъ насъ Господь Своею крестною смертію, то можетъ быть, на этотъ вопросъ получились бы неодинаковые отвѣты, и не всѣ изъ нихъ оказались бы правильными. Между тѣмъ, вопросъ о спасеніи насъ крестною смертію Христа есть основной догматическій вопросъ нашей православной вѣры. Имѣя въ виду, сколь грѣховны и гибельны для насъ заблужденія въ области догматическаго ученія, мы, какъ православные христіане, должны правильно мыслить и говорить о всѣхъ догматахъ нашей вѣры, а тѣмъ болѣе касательно главнѣйшаго изъ нихъ — догмата о нашемъ спасеніи.

Вотъ какой отвѣтъ даетъ на поставленный нами вопросъ великій богословъ Русской Церкви, Митрополитъ Московскій Филаретъ, котораго по уму, святости и чудесамъ можно сравнить со св. Василіемъ Великимъ. Въ своемъ катихизисѣ, всецѣло основанномъ на святоотеческомъ ученіи, онъ говоритъ: «Крестная смерть Сына Божія нужна была для того, чтобы спасти насъ отъ грѣха, проклятія и смерти». Когда мы въ дѣтствѣ изучали катихизисъ Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знаніе механически, памятью разсудка. Нынѣ мы должны не только умомъ, но и всѣмъ сердцемъ воспринять его, чтобы оно было для насъ убѣдительнымъ, непоколебимымъ и спасительнымъ. И сіе знаніе будетъ для насъ такимъ, если мы свой умъ подчинимъ уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будемъ смущаться человѣческими неправильными богословскими умствованіями, которыя издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной вѣры. Такія неправильныя богословскія умствованія существуютъ и по поводу настоящаго догматическаго вопроса.

Такъ, нѣкоторые говорили и говорятъ: какъ можно согласиться съ ученіемъ, что Господь Своею крестною смертію спасъ насъ отъ грѣха, когда мы видимъ, что и послѣ смерти Христа грѣхъ царствуетъ въ мірѣ, и чѣмъ далѣе идетъ время, тѣмъ сила грѣха становится все разительнѣе; а въ пророческихъ словахъ Спасителя и Его учениковъ мы находимъ указаніе, что въ послѣднее время зло усилится до небывалой мѣры.

Что намъ сказать на это? — Дѣйствительно, грѣхъ и послѣ искупительной смерти Христа имѣетъ большую силу въ мірѣ. Къ сожалѣнію, она обнаруживается и въ жизни православныхъ христіанъ, которые нерѣдко дѣлаются хуже язычниковъ. Но не надо забывать, что это происходитъ въ жизни тѣхъ изъ нихъ, которые не хотятъ пользоваться дарованною имъ ради крестной смерти Спасителя великою внутреннею благодатію Святаго Духа и даже отвергаютъ ее. Такіе люди настолько предаются грѣху, что дѣлаются его рабами. Истинные же православные христіане, которые пользуются благодатью, получаемою ими въ таинствахъ Церкви, въ такой мѣрѣ побѣждаютъ грѣхъ и преуспѣваютъ въ добрѣ, что своею святою жизнью удивляютъ людей и Ангеловъ. Въ ихъ жизни царствуетъ уже не грѣхъ, а благодать, при содѣйствіи которой они могутъ неуклонно исполнять всѣ Божественныя заповѣди.

Что это такъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ Ап. Павелъ, который говоритъ намъ: Да не царствуеть убо грѣхъ въ мертвеннѣмъ вашемъ тѣлѣ, во еже послушати его въ похотехъ его... Грѣхъ бо вами да не обладаетъ; нѣсте бо подъ закономъ, но подъ благодатію (Рим. 6, 12. 14). Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Объ этомъ свидѣтельствуетъ совершенная святая жизнь Апостоловъ, мучениковъ и всѣхъ святыхъ, которые, при помощи благодати Святаго Духа, въ корнѣ побѣдили грѣхъ и очистились отъ всѣхъ грѣховныхъ прираженій.

Господь всѣмъ хочетъ спасенія. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11). И если бы всѣ люди стремились къ благодати и возгрѣвали ее въ себѣ, то всѣ были бы святыми. Но такъ какъ большинство людей и даже изъ среды православныхъ, получившихъ дѣйственную благодать Святаго Духа въ таинствахъ, не хотятъ ею пользоваться, то грѣхъ продолжаетъ царствовать въ ихъ жизни.

Есть, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, и такое произвольное и неправильное богословское мнѣніе касательно догмата о спасеніи, которое полагаетъ, что въ крестной смерти Христа не было нужды для спасенія насъ отъ проклятія, ибо люди за свое паденіе Богомъ не проклинались, а за это была проклята вмѣсто человѣка земля. При этомъ указываютъ на слова Господа, сказанныя Адаму послѣ его паденія: проклята земля въ дѣлѣхъ твоихъ (Быт. 3, 17).

Чтобы выяснить, насколько это богословское мнѣніе несостоятельно, мы опять обратимся къ свидѣтельству Божественнаго Писанія и святоотеческаго ученія. Исходя изъ этихъ благодатныхъ источниковъ нашего вѣроученія, мы должны прежде всего сказать, что мѣсто Священнаго Писанія, въ которомъ повѣствуется о проклятіи земли, вовсе не говоритъ, что за паденіе человѣка вмѣсто него проклята земля. Если вслѣдствіе этого паденія проклинается земля — ни въ чемъ неповинное твореніе Божіе, только ради своей связи съ жизнью на ней человѣка, то какъ можно допустить съ точки зрѣнія Божественнаго правосудія, чтобы самъ человѣкъ, согрѣшившій и виновникъ этого проклятія, оставался внѣ его? О томъ, что и человѣкъ подпалъ клятвѣ Божіей, свидѣтельствуетъ изгнаніе его изъ рая, лишеніе райской благодати, вся послѣдующая его жизнь, исполненная тяжкихъ трудовъ и скорбей, и, наконецъ, его тлѣніе и смерть.

Впрочемъ, въ Священномъ Писаніи мы находимъ прямое свидѣтельство, изъ котораго видно, что Христосъ Своею крестною смертію искупилъ насъ отъ клятвы, подъ которою всѣ люди находились съ момента грѣхопаденія нашихъ прародителей. Въ своемъ посланіи къ Галатамъ Ап. Павелъ говоритъ: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13). Объ этомъ свидѣтельстнуетъ и ученіе св отцовъ, выраженное, въ частности, въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ нашей Церкви. Такъ, въ воскресной стихирѣ на хвалитехъ 4-го гласа мы находимъ такія слова: «Крестомъ Твоимъ, Христе, отъ древнія клятвы свободилъ еси насъ». А въ тропарѣ въ честь великаго праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы еще недавно слышали такія слова: «изъ Тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословеніе».

Очевидно, это ошибочное богословское мнѣніе касательно догмата искупленія покоится на неправильномъ пониманіи клятвы, которая есть ничто иное, какъ отлученіе человѣка отъ общенія съ Богомъ, со всѣми гибельными отсюда для него послѣдствіями, какъ во временной сей жизни, такъ и въ жизни будущей, загробной.

Только при такомъ пониманіи проклятія людей Богомъ будетъ понятно ученіе Церкви объ изведеніи Христомъ изъ ада, въ силу Его крестной смерти, душъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, вплоть до души Іоанна Крестителя. Никто изъ этихъ праведниковъ не могъ совсѣмъ освободиться отъ проклятія: на всѣхъ безъ исключенія тяготѣло оно. И только послѣ крестной искупительной смерти Христа былъ открытъ имъ свободный входъ въ небесное Царство Господа для блаженнаго общенія съ Нимъ, ибо не стало болѣе клятвы: она была уничтожена на крестѣ вмѣстѣ съ первороднымъ грѣхомъ, какъ ея причиною. Поэтому св. Церковь въ великопостномъ тропарѣ 6-го часа говоритъ: «Иже въ шестый день же и часъ на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный Адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ».

Вотъ почему послѣ крестной смерти Господа души всѣхъ новозавѣтныхъ праведниковъ не сходятъ, какъ прежде, въ адъ, но, подобно душѣ св. Серафима Саровскаго, возносятся Ангелами на небо къ престолу Божіему для вѣчной радости со Христомъ въ Его неизреченномъ Царствіи. Ибо теперь, послѣ крестной смерти Спасителя, вполнѣ осуществляются Его слова: Аминь, аминь глаголю вамъ, яко слушаяй словесе Моего и вѣруяй Пославшему Мя имать животъ вѣчный; и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24).

Наконецъ, чтобы содержать намъ во всей чистотѣ догматическое ученіе о спасеніи, мы должны устраниться отъ неправильнаго взгляда, будто въ крестной смерти Христа не было нужды для избавленія насъ отъ смерти. Еще при св. Аѳанасіи Великомъ существовало это неправильное воззрѣніе. Сторонники его думали, что достаточно было бы для Бога произнести только одно Свое всемогущее слово: «да не умираетъ человѣкъ», и онъ былъ бы безсмертнымъ. Св. Аѳанасій въ своемъ твореніи «О воплощеніи Бога Слова» опровергаетъ это заблужденіе, говоря, что къ тлѣнному человѣческому тѣлу надо было привить божественное нетлѣніе, чтобы сдѣлать человѣка безсмертнымъ. Эту мысль св. отецъ поясняетъ такой аналогіей. Онъ указываетъ на то соотношеніе, какое существуетъ между соломою и огнемъ. Пока солома не обложена несгораемою оболочкою, она, хотя бы огонь и не угрожалъ ей, все же остается сгораемою. «То же самое, — говоритъ св. Аѳанасій, — можно сказать о тѣлѣ и о смерти. Если бы повелѣніе Божіе только не допускало смерть до тѣла, — оно тѣмъ не менѣе, по общему закону тѣлъ, оставалось бы смертнымъ и тлѣннымъ. А чтобы не было этого, — облечено тѣло въ безплотное Божіе Слово» [2]. Этого мало. Сынъ Божій воспринялъ человѣческую плоть съ закономъ смерти. Поэтому надо было Ему въ самомъ человѣческомъ естествѣ уничтожить законъ смерти, побѣдить самую смерть, что и произошло черезъ Его воскресеніе. Но чтобы воскреснуть, надо было Богочеловѣку сначала умереть и при томъ на крестѣ, чтобы Своею смертію искупить насъ отъ клятвы (Втор. 21, 23; Гал. 3, 13) [3]. Такъ св. Аѳанасій Великій наглядно доказываетъ необходимость крестной смерти Христа для спасенія насъ отъ смерти.

Правда, послѣ крестной смерти Господа и Его воскресенія законъ смерти совершенно уничтоженъ только въ Его тѣлѣ и тѣлѣ Богоматери; всѣ же люди продолжаютъ умирать и послѣ воскресенія Христова. Да, законъ смерти продолжаетъ дѣйствовать въ насъ. Но сіе дѣйствіе есть явленіе временное. Въ силу той же крестной смерти Христа и Его воскресенія, смерть окончательно будетъ уничтожена, когда настанетъ часъ всеобщаго воскресенія мертвыхъ.

Что это непремѣнно произойдетъ, о семъ свидѣтельствуютъ слѣдующія непреложныя слова нашего Спасителя: Аминь, аминь глаголю вамъ, яко грядетъ часъ... егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25). Объ этомъ свидѣтельствуетъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ и Ап. Павелъ, говоря: Егда же тлѣнное сіе облечется въ нетлѣніе и смертное сіе облечется въ безсмертіе, тогда будетъ слово написанное: пожерта бысть смерть побѣдою. Гдѣ ти, смерте, жало? (1 Кор. 15, 54-55).

Вотъ почему св. Церковь, проникнутая непреложною Божественною истиною, что крестная смерть Христа есть средство нашего спасенія отъ смерти, выразила ее въ самой дорогой для нашего сердца священной пѣснѣ въ честь праздника Воскресенія Христова: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Памятуя все сказанное нами, будемъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, всегда содержать во всей чистотѣ ученіе Православной Церкви и, въ частности, ученіе о нашемъ спасеніи. Будемъ помнить, что безъ чистоты православной вѣры у насъ никогда не будетъ чистоты жизни христіанской, ибо тогда Господь лишитъ насъ Своей благодати, безъ которой нѣтъ спасенія. Будемъ помнить, что на страшномъ судѣ Христовомъ самое тяжкое осужденіе приметъ сатана за свой грѣхъ возстанія противъ Бога отъ безумной и гордой мысли о своемъ равенствѣ съ Нимъ. Участь діавола раздѣлятъ и еретики, отступившіе отъ Бога и истинной вѣры въ Него своими неправильными умствованіями. Души ихъ, по свидѣтельству св. Макарія Египетскаго, уже теперь, до наступленія страшнаго суда Христова, претерпѣваютъ въ аду муки несравненно болѣе тяжкія, чѣмъ тѣ, которыя испытываютъ души самыхъ развращенныхъ язычниковъ.

Да избавитъ насъ Господь отъ этой участи сатаны и еретиковъ на страшномъ судѣ Его. Да даруетъ Онъ намъ, ради крестной смерти Своей, быть всегда неповрежденными въ православной вѣрѣ, чтобы съ нами всегда была Божественная благодать съ ея дивными плодами правды, мира и радости, и чтобы послѣ смерти намъ раздѣлить участь Ангеловъ и всѣхъ святыхъ и наслѣдовать несказаиное блаженство небеснаго Царства Господа Іисуса Христа, Которому да будетъ всегда отъ насъ истинное прославленіе въ мысляхъ, чувствахъ и дѣлахъ во всѣ дни нашей жизни до самаго нашего гроба. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено вь Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 14 сентября 1923 г.
[2] Твор. св. Аѳанасія Великаго, ч. I, стр. 248-249. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1902.
[3] Твор. св. Аѳанасія Великаго, ч. I, стр. 218-222.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 11-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.