Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ недѣлю Мясопустную.
О страшномъ судѣ Христовомъ и о помилованіи насъ за истинную любовь къ ближнимъ
[1].

Когда мы слышимъ дивную церковную пѣснь: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче», то содрогаемся отъ словъ: «трепещу страшнаго дне суднаго». Святые люди обливались слезами при мысли о днѣ будущаго страшнаго суда Христова, считая себя грѣшными и боясь подпасть осужденію. Св. равноапостольный князь Владиміръ увидѣлъ картину страшнаго суда и былъ настолько потрясенъ, что оставилъ свое языческое нечестіе и принялъ православную вѣру. Какъ же намъ, грѣшникамъ, не трепетать, слыша слова Христа о страшномъ судѣ Его?! Какъ же намъ не плакать о той горькой участи, которая можетъ насъ постигнуть?! Какъ же намъ, взирающимъ очами сердца на грозный, ожидающій насъ судъ, не оставить своей грѣховной жизни? Богъ знаетъ, сколько осталось намъ жить и придется ли намъ еще разъ услышать призывъ матери нашей Церкви къ покаянію черезъ евангельское повѣствованіе о страшномъ судѣ Христовомъ и о вѣчныхъ мученіяхъ грѣшниковъ?

Впрочемъ, не одними только вѣчными мученіями св. Церковь хочетъ насъ побудить къ покаянію и праведной жизни, когда повѣствуетъ передъ наступленіемъ Великаго поста о страшномъ судѣ Христовомъ. Она говоритъ намъ и о вѣчномъ блаженствѣ для тѣхъ, которые окажутся одесную Христа во время сего суда. Это блаженство праведныхъ также невозможно сейчасъ себѣ представить. Оно въ несравненной степени превосходитъ всякую радость на землѣ. Одно только можно сказать, что, по ученію Христа, мы будемъ блаженствовать вмѣстѣ съ Нимъ въ Его небесномъ Царствіи, а по словамъ Ап. Іоанна Богослова, мы будемъ въ небесной славѣ Царства Христова подобны по благодати Самому Богу. По неизреченной милости Божіей, это блаженство испытали еще до своей смерти св. Ап. Павелъ, св. Андрей, Христа ради юродивый и св. Серафимъ Саровскій, когда они были вознесены до третьяго неба. Но никто изъ нихъ не могъ изобразить сего блаженства словами человѣческаго языка. Св. Серафимъ Саровскій могъ только сказать въ назиданіе наше, что если бы намъ пришлось всю жизнь переносить самыя ужасныя тѣлесныя страданія, то мы должны были бы со всякою радостью на это согласиться, лишь бы не лишиться райскаго блаженства, которое уготовано всѣмъ любящимъ Господа.

Правда, Господь не скрываетъ, что немногіе изъ насъ унаслѣдуютъ это блаженство. Узкая врата и тѣсный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14). Какъ мало спасающихся, объ этомъ нѣкогда было открыто св. Антонію Великому, а также ученику св. Василія Новаго, преп. Григорію. Св. Антоній видѣлъ однажды страшнаго великана, голова котораго касалась неба, и множество человѣческихъ душъ въ видѣ птицъ возносившихся къ небесамъ. Какъ только эти птицы достигали головы великана, онъ ударялъ ихъ рукой и онѣ падали въ адскую бездну. Лишь очень немногія перелетали черезъ его голову, и тогда великанъ скрежеталъ на нихъ зубами. А преп. Григорію въ сонномъ видѣніи явилась блаженная Ѳеодора, послушница св. Василія Новаго, и повѣдала ему, какъ она проходила воздушныя мытарства и чуть не погибла на мытарствѣ блуда. По ея словамъ, на этомъ мытарствѣ большинство душъ погибаетъ навѣки.

Однако, въ томъ, что лишь немногіе изъ насъ спасаются, виноваты мы сами. Господь всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4). Спасеніе наше въ нашихъ собственныхъ рукахъ. Да, тѣсенъ и прискорбенъ путь ко спасенію, но онъ возможенъ для каждаго изъ насъ при помощи Божіей. У человѣкъ невозможно, но не у Бога; вся бо возможна суть у Бога (Марк. 10, 27), сказалъ Спаситель. Съ нами Господь милосердый и всемогущій. Съ нами Его Пречистая Матерь, наша всесильная Заступница, съ нами всѣ Ангелы и всѣ святые, съ нами всегда опаляющая демоновъ и истребляющам всѣ наши страсти крещенская благодать Святаго Духа. Поэтому всѣ мы можемъ спастись и оказаться одесную Христа во время Его страшнаго суда. Будемъ только всегда стараться неуклонно исполнять всѣ заповѣди Христовы.

Св. Церковь, изображая намъ въ евангельскихъ словахъ страшный судъ, показываетъ, за что мы можемъ удостоиться великой небесной награды. На правой сторонѣ будутъ тѣ, кто являетъ нынѣ любовь къ своимъ ближнимъ.

Можетъ быть, нѣкоторые скажутъ: изъ повѣствованія Христа о Его страшномъ судѣ ясно, что для спасенія вполнѣ достаточно только одной любви къ ближнимъ и что, слѣдовательно, вѣчнаго спасенія можно достигнуть безъ любви ко Христу, безъ вѣры въ Него и безъ прочихъ христіанскихъ добродѣтелей. Что намъ сказать на это?

Конечно, на страшномъ судѣ Христовомъ получатъ спасеніе только тѣ, которые имѣли любовь къ ближнимъ, разумѣется, любовь истинную, а не ложную. Подъ ложною, не спасительною любовію, надо разумѣть любовь сентиментальную и гуманистическую, которая дѣйствуетъ въ насъ только тогда, когда несчастіе ближнихъ передъ нашими глазами. По ученію Еп. Ѳеофана Затворника, гуманистическая любовь есть любовь эгоистическая, въ которой мы, любя другихъ, любимъ лишь самихъ себя. Она дѣйствуетъ въ насъ, вслѣдствіе страстей тщеславія, корыстолюбія и въ силу страха передъ общественнымъ мнѣніемъ, этимъ современнымъ идоломъ. Не такая любовь къ ближнимъ спасетъ насъ на страшномъ судѣ Христовомъ, а любовь христіанская, т. е. та, которая исходитъ изъ любви ко Христу. Вотъ почему Господь сказалъ ученикамъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ (Іоан. 14, 23), а любовь къ ближнимъ есть одна изъ главныхъ заповѣдеи Христа.

Кромѣ того, любить Христа можно только вѣрующимъ въ Него, ибо какъ возможно любить Христа, какъ Бога, если мы не будемъ имѣть истинной вѣры въ Него? Безъ вѣры не только невозможно пріобрѣсти любовь ко Христу, но невозможно вообще все дѣло нашего спасенія. Иже вѣру иметъ и крестится, сказалъ Господь, спасенъ будетъ; а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16).

Но и это не все. Любовь ко Христу и ближнимъ, вѣра во Христа, какъ и всякая христіанская добродѣтель, рождаются въ нашемъ сердцѣ отъ благодати Святаго Духа, которая изливается на насъ въ Православной Христовой Церкви. Вотъ почему Ап. Павелъ на любовь къ ближнимъ, какъ и на всякую истинную христіанскую добродѣтель, смотритъ, какъ на плодъ Святаго Духа, когда говоритъ въ посланіи къ Галатамъ: Плодъ же духовный есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23). Вотъ какая любовь къ ближнимъ поставитъ насъ одесную Бога во время страшнаго суда. Эту любовь Ап. Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ называетъ самымъ великимъ даромъ Святаго Духа, вѣнцомъ всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей (1 Кор. 12, 31; 13, 1-13). Слѣдовательно, насъ спасетъ та любовь къ ближнимъ, которая имѣетъ за собою всю полноту христіанской церковной благодатной жизни, та любовь, о которой Ап. Павелъ сказалъ: любовь, яже есть соузъ (совокупность) совершенства (Кол. 3, 14). Отсюда вполнѣ будутъ понятны слова Христа: о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). А также будетъ понятенъ отвѣтъ св. Іоанна Богослова на вопросъ его учениковъ, почему онъ къ концу своей жизни одно только и говорилъ: «дѣти, любите другъ друга». — «Потому, отвѣчалъ Апостолъ, что въ этой любви заключаются всѣ заповѣди Христа, весь евангельскій законъ».

Поэтому, мысленно созерцая страшный судъ Христовъ, будемъ стараться пріобрѣтать всѣ христіанскія добродѣтели. Тогда мы будемъ имѣть истинную благодатную любовь къ ближнимъ, за которую услышимъ на этомъ судѣ радостныя и вожделѣнныя для насъ слова нашего Спасителя и Бога: Пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 9 февраля 1925 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 24-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.