Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово при постриженіи въ монашество послушника Русскаго Спасова монастыря въ Болгаріи, брата Александра (Попова) [1].

Высокой ангельской чести сподобляются иноки при постриженіи. Но еще большая честь ихъ ожидаетъ на небесахъ, гдѣ они сподобляются особенной божественной славы. Что это такъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ св. Церковь въ жизнеописаніи преп. Даніила Столпника. Онъ долго умолялъ свою мать принять иноческій постригъ, но она не соглашалась, говоря, что можно угодить Богу и въ мірскомъ званіи. Тогда, по молитвѣ ея великаго сына, Господь показалъ ей въ видѣніи неизреченныя, превосходящія по славѣ и красотѣ всѣ другія небесныя обители, приготовленныя только для принявшихъ иночество. Послѣ этого она исполнила волю своего сына и постриглась.

Но указывая на великую ангельскую честь монашескаго званія, св. Церковь не скрываетъ отъ насъ всей тяжести его подвига. И ты слышалъ сейчасъ, мой возлюбленный о Христѣ сынъ о. Кириллъ, какіе великіе обѣты поста, цѣломудрія, послушанія и терпѣнія всякой скорби до смерти приняла отъ тебя Церковь при твоемъ постриженіи, въ невидимомъ присутствіи Самого Бога, Его Пречистой Матери и св. Ангеловъ. Не скрыла отъ тебя Церковь, по какому отселѣ тяжкому и скорбному пути ты долженъ идти въ своей иноческой дѣвственной жизни.

Вотъ почему Сама Пречистая Божія Матерь, явившаяся въ день праздника Благовѣщенія преп. Серафиму въ сопровожденіи Апостоловъ Петра и Іоанна и двѣнадцати дѣвъ, преподобныхъ и мученицъ, сказала благочестивой инокинѣ Дивѣевской обители, свидѣтельницѣ этого дивнаго видѣнія: «нынѣ великій подвигъ сихъ мученицъ несутъ инокини, только не открыто, а тайно, черезъ умерщвленіе своихъ страстей».

Въ особенности тяжесть твоего подвига, сынъ мой о. Кириллъ, будетъ усугубляться оттого, что мы переживаемъ сейчасъ страшное, близкое къ пришествію антихриста время. когда все святое уничтожается людьми, возлюбившими міръ, о которомъ еще св. Іоаннъ Богословъ сказалъ: все, еже въ мірѣ, похоть плотская и похоть очима и гордость жцтейская (1 Іоан. 2, 16). Слова Ап. Павла: вси же хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, гоними будутъ (2 Тим. 3, 12), осуществляются, какъ никогда, теперь въ жизни нашей, и мы видимъ, какъ мало друзей у монашества и какъ много у него враговъ потому, что люди, въ силу своего плотского, безблагодатнаго и противохристіанскаго настроенія, не только не понимаютъ монашества, но и ненавидятъ этотъ великій подвигъ, эту самую угодную Богу жизнь.

Но какъ бы тебѣ ни было трудно подъ тяжестью сего подвига, помни одно, что ты при своемъ постриженіи сейчасъ получилъ отъ Бога особую великую благодать Святаго Духа, какъ божественную силу для доблестнаго несенія воспринятаго тобою монашества. Вотъ почему св. Церковь наша смотритъ на постриженіе въ монашество, какъ на второе крещеніе, что свидѣтельствуется въ жизнеописаніи преп. Антонія Великаго, св. Сѵмеона Христа ради юродиваго и спостника его преп. Іоанна. Св. Антоній Великій видѣлъ однажды сатану, который уличалъ его въ грѣхахъ, препятствуя ему входъ въ небесное Царство. Но былъ слышенъ грозный Божественный голосъ: «всѣ грѣхи, содѣянные рабомъ Моимъ Антоніемъ до его иночества, прощены Мною при его постриженіи; если можешь, то укажи грѣхи послѣ принятія имъ иночества». Такихъ грѣховъ не оказалось, и сатана, посрамленный, отступилъ отъ Великаго Антонія. А св. Сѵмеону Христа ради юродивому и спостнику его Іоанну предъ ихъ постриженіемъ праведный игуменъ Никонъ говорилъ, что они воспріимутъ силу таинства второго крещенія, которая очиститъ ихъ отъ всѣхъ бывшихъ грѣховъ и покроетъ ихъ божественною славою. Дѣйствительно, когда св. Сѵмеонъ и св. Іоаннъ постригались, то они увидѣли надъ собою сіяющіе вѣнцы и чувствовали въ себѣ такую радость, отъ которой нѣсколько дней не могли вкушать ни пищи, ни питія.

Сія-то великая благодать дарована и тебѣ, возлюбленный во Христѣ сынъ мой, о. Кириллъ Она будетъ охранять тебя отъ всѣхъ козней діавола, отъ всѣхъ его нападеній. Она будетъ наполнять твою душу и день и ночь радостію. Она будетъ вездѣ и всегда съ тобою. Только не угашай въ себѣ рѣшимости всегда со страхомъ и радостію служить Христу, всегда быть съ Нимъ и никогда не измѣнять Ему ни дѣломъ, ни словомъ, ни мыслію своею. Нѣкогда преп. Серафима Саровскаго спросили, почему не стало теперь такихъ подвижниковъ, какіе были въ древности. И онъ отвѣтилъ: «потому, что не стало рѣшимости въ людяхъ къ жизни доброй и святой». Поэтому возымѣй твердую рѣшимость въ душѣ своей всегда неуклонио жить въ единеніи съ Богомъ, и Онъ будетъ съ тобою Своею благодатію, никогда не оставитъ тебя въ твоихъ скорбяхъ одинокимъ и осуществитъ въ твоей жизни слова Свои: Еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь (Ис. 49, 15).

Помни также и то, что съ тобою будетъ Пречистая Божія Матерь, Которой было угодно назвать Себя первой инокиней въ видѣніи одной праведной монахинѣ Дивѣевской обители. Съ тобою будутъ всегда всѣ Ангелы и всѣ святые и въ особенности твой новый небесный руководитель св. равноапостольный Кириллъ, именемъ коего тебя хотѣлъ назвать твой благочестивый отецъ при твоемъ еще рожденіи. Особенному небесному покрову сего угодника я ввѣряю тебя въ твоей иноческой жизни, а также въ твоихъ пастырскихъ трудахъ на должности моего намѣстника въ Спасовомъ Александро-Невскомъ Ямбольскомъ монастырѣ. Тамъ ввѣряется тебѣ малое духовное стадо. Будь вѣренъ въ маломъ и Господь поставитъ тебя надъ многимъ (Матѳ. 25, 23). Иди тропою, которою прошли преполобные и всѣ святые. Да почіетъ надъ тобою благословеніе Божіе, чтобы быть тебѣ всегда добрымъ воиномъ Христовымъ и истиннымъ пастыремъ св. Церкви и унаслѣдовать несказанное блаженство въ небесномъ Царствіи нашего Спасителя. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русской Посольской церкви св. Николая г. Софіи 8 ноябри 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 39-41.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.