Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на день праздника святителя Николая.
О смиреніи
[1].

Отвѣтъ на этотъ вопросъ содержится въ словахъ тропаря въ честь св. Николая Угодника: «Смиреніемъ стяжалъ еси высокая, нищетою богатая». Изъ этихъ словъ явствуетъ, что вся высота нравственной христіанской жизнн и все богатство благодати Святаго Духа пріобрѣтаются смиреніемъ. Оно есть основа всего нашего спасенія. Отсюда понятно, почему Господь положилъ въ основу всѣхъ Своихъ заповѣдей блаженства заповѣдь о смиреніи.

Безъ смиренія нельзя плакать о грѣхахъ, ибо какъ гордый будетъ плакать о грѣхахъ своихъ, когда онъ не сознаетъ въ себѣ этихъ грѣховъ, себя всегда оправдывая, а другихъ обвиняя? Безъ смиренія нельзя быть кроткимъ, ибо гордый не прощаетъ обидъ. Безъ смиренія нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчетъ и жаждетъ только того, чтобы всѣ считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Безъ смиренія нельзя быть милостивымъ, ибо гордые жестокосерды. Безъ смиренія нельзя имѣть чистаго сердца, ибо гордыня есть вмѣстилище всякаго нечестія и пороковъ. Безъ смиренія нельзя быть и миротворцемъ: гордость не только не содѣйствуетъ миру, но она есть источникъ злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Безъ смиренія нельзя взять на себя подвигъ быть гонимымъ за правду Христову, а тѣмъ болѣе нельзя переносить поношеніе, изгнаніе и всякую клевету ради Христа, ибо гордый можетъ быть гонимымъ и терпѣть всѣ несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.

Такимъ образомъ, безъ смиренія нельзя ступить и шага для совершенія истинно xристіанскаго добраго дѣла, которое, будучи основаннымъ на смиреніи, имъ сопровождается и отличается, какъ самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидѣтельствовалъ въ Своей нагорной проповѣди не только тѣмъ, что поставилъ на первомъ мѣстѣ заповѣдь о смиреніи, но и тѣми словами Своими, въ которыхъ заповѣдалъ намъ совершать тайно милостыню, молитву и постъ и такъ творить добрыя дѣла, чтобы лѣвая рука наша не знала, чтó дѣлаетъ правая (Матѳ. 6, 3). Вотъ почему св. угодники Божіи, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрыя дѣла отъ взора другихъ. Нѣкогда св. Пимена Великаго спросили, какая добродѣтель самая высшая. Онъ сказалъ: «та, которая совершается тайно».

Памятуя ученіе Христа о значеніи смиренія для христіанской жизни, зная, что добродѣтельная жизнь святыхъ была проникнута смиреніемъ и имъ отличалась, какъ самымъ существеннымъ своимъ свойствомъ, потщимся и мы, возлюбленные, имѣть смиреніе, безъ котораго никогда мы не сдѣлаемся истинными христіанами.

Конечно, пріобрѣтеніе смиренія есть самый трудный изъ всѣхъ подвиговъ. Нерѣдко даже Самъ Господь, посылая намъ великія испытанія и скорби, не можетъ заставить насъ смириться, что мы знаемъ съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада, по опыту своей жизни. Однако, безъ смиренія мы никогда не достигнемъ спасенія. Поэтому потщимся его пріобрѣсти хотя бы сначала въ самомъ простомъ и первоначальномъ его видѣ, т. е. будемъ сознавать свою грѣховность и ничтожество передъ Богомъ. Конечно, невелика заслуга сознавать передъ Богомъ свои грѣхи, когда послѣдніе такъ очевидны и для насъ и для другихъ. Но если мы пріобрѣтемъ это первоначальное смиреніе, то приблизимся и къ высшему его виду, который состоитъ въ томъ, чтобы считать себя хуже другихъ. Это смиреніе весьма цѣнно въ очахъ Божіихъ. Вотъ почему Господь сказалъ: смиряяй себе вознесется (Лук. 18, 14).

Только достигнувъ такой степени смиренія, мы сможемъ пріобрѣсти самый высшій и совершенный его видъ, который заключается въ томъ, чтобы мы всѣ свои добрыя дѣла приписывали не своимъ силамъ, а Богу и вмѣстѣ съ божественнымъ Псалмопѣвцемъ отъ всего сердца говорили: Не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будемъ способны въ совершенствѣ исполнять всѣ божественныя заповѣди. Будемъ помнить слова Ап. Павла: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Эти слова говорятъ намъ о томъ, что при помощи Божіей мы можемъ совершить и самый трудный подвигъ, т. е. пріобрѣсти истинное, совершенное смиреніе.

Поэтому будемъ просить Господа, чтобы Онъ, молитвами святыхъ и нынѣ празднуемаго Церковыо святителя Николая, помогъ намъ достигнуть сей великой, основной добродѣтели. Когда мы пріобрѣтемъ смиреніе, то на собственномъ опытѣ узнаемъ, почему Господь на первомъ мѣстѣ въ Своихь заповѣдяхъ о блаженствахъ поставилъ заповѣдь о нищетѣ духовной. Тогда мы станемъ истинными послѣдователями Христа, носителями всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей, и въ нашей жизни исполнятся слова Христовы: Тако да просвѣтится, свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 6 Декабря 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 42-44.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.