Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 42.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Рождества Христова.
О мирѣ Христовомъ
[1].

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14).

Отвѣтъ на этотъ вопросъ мы получимъ въ словахъ нашего Господа: Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Іоан. 14, 27). Здѣсь Господь завѣщаетъ намъ все Свое блаженство. Это блаженство, или миръ Самого Бога имѣли наши прародители до своего паденія. Этотъ миръ они потеряли за преслушаніе. Для возвращенія намъ сего мира и родился Господь, страдалъ и умеръ на крестѣ.

Въ изобиліи этотъ миръ, вмѣстѣ съ другими благодатными проявленіями, Господь даровалъ ученикамъ, когда въ пятидесятый день послѣ Своего воскресенія, послалъ имъ отъ Отца благодать Святаго Духа. Съ тѣхъ поръ для всѣхъ истинно вѣрующихъ людей настала возможность обладать этимъ божественнымъ благомъ, которое и получается въ зачаткѣ при воспріятіи нами таинства св. крещенія и мѵропомазанія. Апостолы, по своей великой любви къ ближнимъ, желали, чтобы и всѣ послѣдователи Христа имѣли въ себѣ сіе божественное сокровище, а потому свои посланія начинали и оканчивали пожеланіемъ мира. Они поступали такъ, памятуя наставленіе Господа, которое Онъ далъ имъ, посылая ихъ на проповѣдь еще при земной Своей жизни: входяще же въ домъ, цѣлуйте его, глаголюще: миръ дому сему (Матѳ. 10, 12).

Этотъ миръ благодатный, миръ Христовъ имѣли въ сердцахъ своихъ всѣ святые и онъ привлекалъ къ нимъ множество людей, обремененныхъ всевозможными скорбями. Вотъ почему св. Серафимъ Саровскій говорилъ: «радость моя, стяжи мирный духъ и тысячи спасутся вокругъ тебя». Ощущая этотъ миръ въ угодникахъ Божіихъ, дикіе звѣри не только ихъ не трогали, но ласкались къ нимъ и служили имъ. Такъ было въ жизни преподобнаго Герасима Іорданскаго. Ему служилъ левъ, который настолько любилъ его, что не перенесъ его кончины и отъ горя умеръ на его могилѣ. Такъ было и въ жизни преподобнаго Серафима, которому служилъ медвѣдь и понималъ не только слова сего великаго угодника Божіяго, но и малѣйшее движеніе его руки.

Этотъ миръ Христовъ, какъ источиикъ величайшаго нашего блаженства и здѣсь на землѣ, и въ жизни будущей, всегда преподаетъ намъ св. Церковь въ своихъ богослуженіяхъ, когда священнослужитель произноситъ возгласъ: «миръ вамъ». Какъ истинная мать наша, желающая намъ одного только счастья, Православная Церковь хочетъ, чтобы этотъ миръ всегда пребывалъ въ насъ, почему въ концѣ литургіи устами священнослужителя она возглашаетъ: «съ миромъ изыдемъ».

Вотъ какой миръ воспѣтъ былъ Ангелами при рожденіи Христа Спасителя. Въ немъ все наше спасеніе, въ немъ все наше блаженство и здѣсь и въ будущей жизни небеснаго Царства Христова.

Поэтому діаволъ, зная, какимъ сокровищемъ для насъ является этотъ миръ, стремится его отнять у насъ, какъ нѣкогда, по зависти, отнялъ его у нашихъ прародителей. Съ этою цѣлью онъ ввергаетъ насъ въ различныя несчастья или черезъ грѣхъ и страсти, или черезъ всевозможныя внѣшнія напасти. Великія гоненія воздвигалъ діаволъ на Церковь за этотъ миръ Христовъ еще въ первые вѣка ея существованія. Но не удавалось ему одолѣть Церковь и отнять сіе счастье у христіанъ, ибо непреложны слова Христа: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Не отниметъ діаволъ и отъ насъ сего величайшаго сокровища, мира Христова, если мы будемъ всѣмъ своимъ сердцемъ его желать, къ нему стремиться и его пріобрѣтать.

Для этого будемъ только вѣрны Христу черезъ исполненіе Его благой воли, т. е. черезъ свою святую христіанскую жизнь. Знаменательно: Ангелы при рожденіи Христа воспѣли миръ на землѣ и благоволеніе въ людяхъ. Значитъ, наше блаженство неразлучно съ благоволеніемъ, т. е. съ святою христіанскою жизнью. Поэтому, стремясь къ миру, какъ блаженству, будемъ стремиться къ святой жизни, къ исполненію заповѣдей Божіихъ подъ руководствомъ Православной Церкви. Безъ этого мы не пріобрѣтемъ мира.

Будемъ умолять родившагося Божественнаго Младенца, чтобы Онъ Самъ далъ намъ Свою силу для исполненія Его Божественной воли, особенно въ виду тяжкихъ нашихъ скорбей, въ виду яростныхъ, какъ никогда, нападеній на насъ діавола, чтобы не отпасть намъ отъ Христа Спасителя своею жизнью и пріобрѣсти Его божественный сладостный миръ, какъ самое величайшее наше земное и небесное сокровище. И да исполнитъ родившійся отъ Пречистой Дѣвы Маріи Господь надъ нами слова Псалмопѣвца: Господь крѣпость людемъ Своимъ дастъ: Господь благословитъ люди Своя миромъ (Псал. 28, 11-12). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 25 декабря 1925 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 44-46.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.