Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ день Богоявленія Господня.
О благодати, какъ источникѣ вѣдѣнія для пріобрѣтенія истинной христіанской вѣры и жизни
[1].

Явися бо благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-13).

Какимъ же образомъ сія благодать могла быть источникомъ вѣдѣнія для Апостоловъ, когда они всему спасительному были научены непосредственно отъ Самого Господа Іисуса Христа во время земной Его жизни? Развѣ божественное ученіе не все было сообщено Господомъ Его ученикамъ? — Нѣтъ, все ученіе, которое они должны были знать, Спаситель преподалъ Апостоламъ. Вотъ почему Онъ въ прощальной Своей бесѣдѣ говорилъ имъ: вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Но до полученія благодати Святаго Духа даже сами Апостолы не могли вполнѣ правильно понимать ученіе Христа.

Изъ Евангелія видно, что ученики Христовы не могли усвоить ученіе о таинствѣ св. Евхаристіи. Они склонны были до самыхъ послѣднихъ дней жизни Христа смотрѣть на Него, какъ на Мессію въ смыслѣ земного царя. Объ этомъ свидѣтельствуетъ просьба Апостоловъ Іакова и Іоанна позволить одному сѣсть по правую, а другому по лѣвую сторону Христа въ земномъ Его царствѣ (Матѳ. 20, 20-22). Даже на тайной вечерѣ ученики спорили между собою изъ-за старшинства (Лук. 22, 24). А когда Господь началъ говорить имъ о приближеніи Своей крестной смерти и о томъ, что Онъ явится имъ по воскресеніи, они сказали: не вѣмы, что глаголетъ (Іоан. 16, 17-18). Поэтому Господь на той же тайной вечерѣ сказалъ имъ: еще много имамъ глаголати вамъ, но не можете носити (вмѣстить) нынѣ (Іоан. 16, 12).

Когда же на Апостоловъ сошла благодать Святаго Духа въ пятидесятый день по воскресеніи Христа, то она ихъ мгновенно переродила, просвѣтила и открыла имъ всѣ тайны божественнаго домостроительства. Тогда-то и исполнилось надъ ними обѣтованіе Спасителя, данное Имъ въ такихъ Его словахъ: Утѣшитель же, Духъ Святый, Егоже послетъ Отецъ во имя Мое, Той вы научитъ всему, и воспомянетъ вамъ вся, яже рѣхъ вамъ... Егда же пріидетъ Онъ, Духъ Истины, наставитъ вы на всяку истину (Іоан. 14, 26; 16, 13). Благодать Святаго Духа, сойдя на Апостоловъ, не оставила въ нихъ и тѣни отъ прежняго непониманія Христова ученія, ибо дѣйствіемъ этой благодати ихъ умъ со всею полнотою и правильностью воспріялъ всѣ истины, преподанныя имъ Христомъ, почему Ап. Павелъ отъ лица всѣхъ другихъ Апостоловъ сказалъ: глаголемъ премудрость Божію, въ тайнѣ сокровенную, юже предустави Богъ прежде вѣкъ въ славу нашу; юже никтоже отъ князей вѣка сего разумѣ... Намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испытуетъ, и глубины Божія (1 Кор. 2, 7-8. 10). Господь даровалъ Апостоламъ благодатъ въ преизбыткѣ, во всякой премудрости и разумѣ (Ефес. 1, 8) и настолько, что они могли сказать: Кто бо разумѣ умъ Господень... мы же умъ Христовъ имамы (1 Кор. 2, 16).

Отсюда будетъ понятно для насъ, почему благодать является учительницей даже и самихъ Апостоловъ. Потому, что только при помощи этой благодати они обогатились божественнымъ разумѣніемъ всѣхъ истинъ и всѣхъ тайнъ касательно вѣры и жизни христіанской.

Но вотъ, возлюбленные, какой возникаетъ вопросъ. Вѣдь та же благодать, которая сошла на Апостоловъ и обогатила ихъ изумительнымъ вѣдѣніемъ, имѣется и въ насъ съ момента нашего крещенія и мѵропомазанія. Почему же она не научаетъ насъ такъ, какъ она научала св. Апостоловъ? Да, мы имѣемъ сію благодать, но она только тогда будетъ дѣйствовать въ насъ и научать всему спасительному, когда мы будемъ раскрывать ее въ себѣ черезъ неуклонное исполненіе божественныхъ заповѣдей и, такимъ образомъ, достигать сердечной чистоты, безъ которой никто не узритъ Бога и не получитъ истиннаго спасительнаго вѣдѣнія. Вотъ почему въ пасхальномъ канонѣ говорится: «очистимъ чувствія, и узримъ... Христа блистающася».

Такимъ именно вѣрующимъ людямъ, обладавшимъ чистотою сердца, и писалъ свое первое посланіе св. Іоаннъ Богословъ, говоря: И вы помазаніе имате отъ Святаго и вѣсте вся... и не требуете, да кто учитъ вы; но яко то само помазаніе учитъ вы о всемъ (1 Іоан. 2, 20. 27). Въ жизни первыхъ христіанъ, благодаря ихъ сердечной чистотѣ, благодать Святаго Духа проявлялась въ особенно дивной и изобильной мѣрѣ. Какъ видно изъ перваго посланія къ Коринѳянамъ, тогда простые міряне обогащались отъ Духа Святаго многими и разнообразными благодатными дарованіями (1 Кор. гл. 12-14). Не оскудѣвали эти дарованія Духа и послѣ Апостоловъ, въ первые вѣка христіанства, когла нерѣдко можно было встрѣтить многолюдные монастыри, иноки коихъ были всѣ чудотворцами. Такъ сильна была ревность къ богоугожденію.

Но нынѣ не стало сей ревности. Поэтому не стало и такой чистоты и высоты жизни христіанской. Благодать та же, но только она не дѣйствуетъ такъ, какъ дѣйствовала и блистала ранѣе. Нынѣ благодать, получаемая нами въ таинствахъ, тлѣетъ въ насъ, какъ искра, подъ пепломъ всевозможныхъ нашихъ страстей, ибо нѣтъ въ насъ рѣшимости возгрѣвать ее неуклоннымъ исполненіемъ божественныхъ заповѣдей. Поэтому благодать Святаго Духа и не можетъ научать насъ истинамъ вѣры и жизни христіанской, хотя бы мы день и ночь читали Евангеліе и, такимъ образомъ, учились дѣлу спасенія непосредственно изъ словъ Христа. Такое непосредственное наше наученіе истинамъ Божественнаго Откровенія, при отсутствіи сердечной чистоты, приводитъ къ всевозможнымъ заблужденіямъ, ересямъ и сектамъ. Пока царствуютъ въ насъ грѣхъ и страсти, слово Божіе подобно для насъ ослѣпительному свѣту солнца, на которое нельзя прямо смотрѣть, иначе мы можемъ повредить свое зрѣніе.

Что же намъ дѣлать, возлюбленные, чтобы благодать Святаго Духа и насъ научала всему спасительному? — Мы, грѣшные и немощные люди, можемъ научаться и просвѣщаться свѣтомъ возрождающей крещенской благодати черезъ благодатное ученіе св. отцовъ Церкви. Послѣдніе своею святою жизнью раскрыли въ себѣ крещенскую благодать во всей полнотѣ. Она сдѣлалась для нихъ источникомъ истиннаго вѣдѣнія, которое они передали намъ въ своихъ твореніяхъ. Поэтому, если благодать сія не горитъ въ насъ божественнымъ свѣтомъ, въ силу нашей грѣховности, то будемъ за благодатнымъ наученіемъ истинамъ вѣры и жизни обращаться къ св. отцамъ. Только черезъ благодатное вѣдѣніе св. отцовъ мы можемъ спасительно просвѣщаться Божественнымъ Откровеніемъ и правильно воспринимать умомъ и сердцемъ его ученіе. Благодать Святаго Духа дѣйствовала въ св. отцахъ, какъ и въ Апостолахъ. Она во всей глубинѣ раскрыла имъ все Божественное Откровеніе Ветхаго и Новаго Завѣта и уяснила имъ для насъ всѣ истины, какъ въ области догматической, такъ и въ области нравственной на всѣ вѣка.

Въ виду этого будемъ почитать и любить св. отцовъ Церкви, какъ самыхъ драгоцѣнныхъ нашихъ учителей своими благодатными твореніями обучающихъ насъ наукѣ изъ наукъ, самому главному и трудному дѣлу — дѣлу нашего спасенія. Будемъ читать ихъ, будемъ ихъ изучать. Они показываютъ намъ, какъ надо вѣровать и какъ надо жить по-христіански. Будемъ всякую нашу мысль свѣрять съ благодатнымъ святоотеческимъ ученіемъ и все то, что съ нимъ согласно, принимать, а что съ нимъ расходится, отметать въ своей вѣрѣ и жизни.

Въ силу такого отношенія къ ученію св. отцовъ Церкви, мы пріобрѣтемъ самую драгоцѣнную добродѣтель — смиреніе, ибо обращаясь къ авторитету св. отцовъ, мы тѣмъ самымъ будемъ отвергать свое горделивое и самолюбивое мудрованіе. И ради одного только смиренія, хотя бы у насъ не было никакихъ другихъ подвиговъ, Господь не лишитъ насъ блигодати Святаго Духа, согласно Своему слову: Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Прит. 3, 34; Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), и еще: пріидите ко Мнѣ... и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ; и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 28-29).

Тогда, ради нашего смиренія, благодать, данная намъ въ св. крещеніи, будетъ дѣйствовать и пріумножаться въ насъ, просвѣщая и научая насъ, подъ постояннымъ руководствомъ Церкви и ученія св. отцовъ, истинной вѣрѣ и истинной христіанской жизни. Тогда и въ нашей жизни осуществятся слова Ап. Павла: явися бо благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ (Тит. 2, 11-12). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 6 января 1927 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 50-54.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.