Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Рождества Христова.
О поклоненіи волхвовъ
[1].

Тропарь каждаго праздника кратко передаетъ намъ сущность празднуемаго Церковью событія. И вотъ мы видимъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, что почти всѣ слова тропаря настоящаго великаго праздника Рождества Христова говорятъ о поклоненіи волхвовъ родившемуся на землѣ Богомладенцу. Спасительно намъ знать, почему св. Церковь обращаетъ въ рождественскомъ богослуженіи такое вниманіе на волхвовъ и такъ ихъ прославляетъ?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ мы находимъ у св. Іоанна Златоуста. По его свидѣтельству, волхвы такъ прославляются Церковію потому, что они явили поразительную вѣру въ родившагося Христа и въ Его искупительное дѣло, принесши Ему дары свои: ливанъ, какъ Богу, золото, какъ Царю, и смирну, какъ Искупителю-Страдальцу. Поразительно въ сей вѣрѣ волхвовъ то, что они, будучи язычниками, хотя, быть можетъ, и знали древнее пророчество Валаама о появленіи звѣзды отъ Іакова (Числ. 24, 17), тѣмъ не менѣе самостоятельно дошли до вѣры въ родившагося Христа посредствомъ своихъ ученыхъ астрономическихъ занятій, ибо въ тропарѣ говорится: «возсія мірови свѣтъ разума, въ немъ бо звѣздамъ служащіи, звѣздою учахуся...».

Церковь ублажаетъ вѣру волхвовъ, какъ поразительную, и потому, что сія вѣра не осталась только въ ихъ научныхъ выводахь, а вылилась какъ живая, дѣйственная и исповѣдническая. Движимые ею, они отправились изъ страны своей въ дальнее путешествіе, открыто исповѣдали свою вѣру въ Іерусалимѣ, не боясь царя Ирода, а, возвратившись въ свое отечество Вавилонъ, стали всѣмъ проповѣдывать Христа, какъ о семъ свидѣтельствуетъ акаѳистъ въ честь Пречистой Божіей Матери [2].

Ублажается, наконецъ, сія вѣра волхвовъ св. Церковію и потому, что она не поколебалась даже и тогда, когда волхвы увидѣли въ Виѳлеемѣ не царскую пышную обстановку родившагося великаго Царя царей, но убогій вертепъ, а Самого Христа Младенца, лежащаго въ ясляхъ на соломѣ. Видя все это, ученые волхвы, несмотря на свое знатное происхожденіе, о чемъ говоритъ намъ церковное преданіе, поклонились Богомладенцу до земли.

Такъ велика, такъ поразительна и дѣтски проста была вѣра волхвовъ въ воплотившагося на землѣ Бога. Вотъ почему св. Церковь столь ублажаетъ въ рождественскомъ богослуженіи поклоненіе волхвовъ родившемуся Господу.

Для насъ съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада, это евангельское событіе является въ особенности цѣннымъ и отраднымъ. Мы живемъ во времена, когда царствуетъ въ мірѣ научное міросозерцаніе, совершенно отдѣляющее науку отъ вѣры, какъ области будто бы миѳической, легендарной; когда люди, даже вѣрующіе, иногда настолько раболѣпно преклоняются передъ научнымъ авторитетомъ, что готовы отрицать даже самую возможность чудесъ. И вотъ ученые волхвы показываютъ намъ всю ложь этого міросозерцанія. Какъ представители высшаго научнаго разума, они утверждаютъ непреложную истину, что наука не только не расходится съ вѣрою во Христа и, въ частности, въ величайшее и безподобное чудо воплощенія Бога-Слова, но приводитъ людей къ сей вѣрѣ. Правда, волхвы не оставили намъ тѣхъ научныхъ изысканій, которыя привели ихъ къ вѣрѣ во Христа. Но самый фактъ ихъ поклоненія родившемуся Богу ярче словъ говоритъ о себѣ, утверждая эту истину.

Впрочемъ, недошедшія до насъ научныя данныя волхвовъ, приведшія ихъ къ вѣрѣ, восполняются жизнью, свидѣтельствами и трудами послѣдующихъ ученыхъ, родоначальниками коихъ, поистинѣ, надо считать волхвовъ.

Богъ судилъ имъ, какъ Своимъ особеннымъ избранникамъ, положить начало величайшему дѣлу: свидѣтельствовать объ истинахъ нашей вѣры научнымъ разумомъ и показать, что высшее предназначеніе науки должно заключаться въ служеніи Христу и Его божественной славѣ. И сіе дѣло, какъ весьма угодное Богу и спасительное всѣмъ людямъ, не могло умереть. Оно дало обильные и великіе плоды въ лицѣ славныхъ ученыхь, защитниковъ христіанской вѣры.

Эти ученые начали появляться вскорѣ же послѣ волхвовъ еще при жизни Христа. Изъ Дѣяній Апостольскихъ мы знаемъ о знаменитомъ учителѣ Ап. Павла Гамаліилѣ. Въ силу своего великаго ученаго авторитета, мудрымъ совѣтомъ синедріону онъ спасъ въ самомъ зародышѣ всю Церковь Христову въ моментъ, когда синедріонъ хотѣлъ погубить сразу всѣхъ Апостоловъ. Приказавши ихъ вывести изъ синедріона, Гамаліилъ сказалъ: Мужи израильскіе... отстаньте отъ людей сихъ и оставьте ихъ: ибо, если... это дѣло отъ человѣковъ, то оно разрушится; а если отъ Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вамъ не оказаться и богопротивниками (Дѣян. 5, 35. 38-39). Такъ какъ Гамаліилъ былъ почитаемъ за свою ученость всѣмъ еврейскимъ народомъ, то его послушали и Церковь была спасена.

Дѣянія Апостольскія не указываютъ намъ того движенія сердца, повинуясь которому Гамаліилъ оказалъ такую защиту Апостоламъ. Но изъ церковнаго преданія видно, что такъ поступилъ онъ потому, что былъ тайнымъ другомъ Апостоловъ и уже тогда склонялся къ вѣрѣ во Христа, которую усвоилъ всѣмъ сердцемъ и всѣмъ своимъ просвѣщеннымъ разумомъ, когда отъ тѣхъ же Апостоловъ принялъ св. крещеніе. Въ Четьи-Минеяхъ повѣствуется, что Гамаліилъ похоронилъ у себя тѣло св. Архидіакона Стефана, а также тайнаго ученика Христова Никодима. Послѣдняго онъ спасъ отъ смертной казни, которой хотѣли подвергнуть его іудеи за принятіе имъ крещенія. За такую вѣру Гамаліилъ и былъ прославленъ Богомъ послѣ своей смерти [3].

Извѣстно, какого великаго христіанскаго уіенаго пріобрѣла святая Церковь въ лицѣ Ап. Павла. Доводы его разума, просвѣщеннаго наукой и благодатію, при защитѣ вѣры христіанской были такъ сильны и неопровержимы, что никто изъ іудеевъ и язычниковъ не могъ имъ противостоять.

Нельзя умолчать о великомъ ученомъ Православной Церкви, св. Аѳанасіи Александрійскомъ, который въ своихъ знаменитыхъ твореніяхъ: «О воплощеніи Бога Слова» и въ «Словахъ противъ аріанъ», на основаніи богооткровенныхъ и научныхъ данныхъ, свидѣтельствуетъ всю пріемлемость для человѣческаго разума истины воплощенія Бога на землѣ.

Такъ же сильно и неопровержимо свидѣтельствовала философски образованная св. великомученица Екатерина передъ языческими философами вѣру въ воплотившагося Бога и привела ихъ къ молчанію.

Можно указать на святыхъ: Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго и весьма многихъ другихъ великихъ ученыхъ отцовъ и учителей Церкви, которые вмѣстѣ съ волхвами своею жизнью и научными доводами свидѣтельствовали, что между истинной наукой и христіанской вѣрой не можетъ быть никакого расхожденія, что величайшее чудо воплощенія и другія чудеса, лежащія въ основѣ нашей вѣры, вполнѣ пріемлемы научнымъ разумомъ и не только не противорѣчатъ наукѣ, но ею подтверждаются.

Однако, въ виду наличія научнаго міросозерцанія, провозглашающаго полную непримиримость между нашей вѣрой и наукой, спасительно намъ себѣ уяснить: какимъ же это образомъ разумъ человѣческій въ одномъ случаѣ утверждаетъ нашу вѣру, а въ другомъ отрицаетъ ее? Развѣ нашъ разумъ не одинъ и тотъ же? Развѣ въ немъ нѣтъ образа и подобія Божіяго? И развѣ онъ по своей божественной природѣ не долженъ всегда стремиться къ Богу и быть въ тѣсномъ единеніи съ истинами Божественнаго Откровенія?

Да, разумъ нашъ одинъ и тотъ же и долженъ быть всегда съ Богомъ, какъ искра Божества. Но человѣкъ живетъ не однимъ только разумомъ, а больше и главнымъ образомъ сердцемъ. Не умъ, а сердце есть центръ нашей жизни. Отъ сердца бо исходятъ помышленія (Матѳ. 16, 19), сказалъ Господь. Вотъ почему ничего большаго не требуетъ отъ насъ Богъ, а только нашего сердца, когда говоритъ: даждь Ми, сыне, твое сердце (Прит. 23, 26). И если сердце наше стремится ко злу, то къ этому будетъ устремляться и нашъ разумъ. И если наше сердце будетъ обуреваться страстями и въ особенности гордостью, тогда самымъ высшимъ авторитетомъ для насъ будетъ только помраченный страстями нашъ собственный разумъ, въ своей слѣпотѣ отрицающій авторитетъ Божественнаго Откровенія, ученія Церкви и даже Самого Бога.

Вотъ гдѣ причина существованія отрицательнаго научнаго міросозерцанія и тѣхъ ученыхъ, которые не утверждаютъ нашу вѣру, а разрушаютъ ее. Не будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада, признавать ихъ авторитета въ вопросахъ вѣры. Будемъ помнить, что истинная наука — та, которая признаетъ свое безсиліе передъ всемогуществомъ Божіимъ.

Будемъ всѣмъ своимъ сердцемъ съ учеными волхвами, къ которымъ такъ близокъ былъ Господь, открывая имъ чрезъ Ангела Свою волю и спасая ихъ отъ руки Ирода. Вмѣстѣ съ ними склонимся передъ яслями Христа, родившагося во плоти, и принесемъ Ему дары свои. Волхвы принесли Христу золото, ливанъ и смирну. А мы принесемъ Ему отъ чистаго сердца свое благодареніе за Его неизреченную любовь къ намъ, за Его рожденіе для нашего спасенія.

Если же наши сердца такъ разъѣдаются скорбію, что неспособны къ благодаренію, тогда откроемъ Богомладенцу свои израненныя страданіями души. Принесемъ къ Его яслямъ свои немощи и попросимъ Его уврачевать ихъ и обрадовать насъ. И Господь исполнитъ нашу молитву, ибо для того Онъ и родился на землѣ.

Не будемъ только ослабѣвать въ своей вѣрѣ въ родившагося Бога, чтобы волхвы не осудили насъ на страшномъ судѣ Христовомъ. Они приведены были къ вѣрѣ звѣздами видимаго неба. А мы научились сей вѣрѣ духовными звѣздами — Апостолами и святыми отцами, а наипаче величайшимъ Солнцемъ — Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ.

Поэтому будемъ вѣровать во Христа, познавать Его по Его неизреченнымъ милостямъ въ жизни нашей и служить Ему всѣми силами своей души и тѣла, чтобы пребыть въ единеніи съ Нимъ для нашего счастья и вѣчнаго спасенія; ибо вмѣстѣ съ Ап. Іоанномъ Богословомъ теперь, послѣ рожденія Христа, мы можемъ сказать: вѣмы же, яко Сынъ Божій пріиде и далъ есть намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго и да будемъ во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ: Сей есть истинный Богъ и животъ вѣчный (1 Іоан. 5, 20). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русской Посольской церкви св. Николая г. Софіи 15 декабря 1928 г.
[2] Кондакъ 6-й.
[3] Четьи Минеи, Августа 2-го: Пренесеніе честныхъ мощей св. первомученика Архидіакона Стефана.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 54-58.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.