Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово по поводу самоубійства воспитанника V класса Александра Краснаго [1].

Но каковы бы ни были причины, которыя вызвали это преступленіе, самоубійца не имѣетъ никакого оправданія. Онъ позабылъ Бога, онъ отвергъ дѣйствіе надъ собою Божественнаго промысла, который печется даже о малыхъ птичкахъ (Матѳ. 10, 29). Развѣ онъ не зналъ, какія великія обѣтованія даны намъ отъ Господа, Который говоритъ каждому изъ насъ: Не оставлю васъ сиры; пріиду къ вамъ (Іоан. 14, 18). Се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Ради насъ Господь пролилъ кровь Свою на крестѣ и всего Себя отдалъ за наше искупленіе и спасеніе. Какъ же Онъ можетъ оставить насъ въ трудныхъ и прискорбныхъ обстоятельствахъ?! Онъ, Милосердный, никогда не оставитъ насъ, если только мы будемъ простирать къ Нему свои безпомощныя руки. Когда блудный сынъ созналъ свое преступленіе, всталъ и пошелъ къ отцу своему, то развѣ отецъ отвернулся отъ него? Нѣтъ, онъ пошелъ навстрѣчу къ своему сыну, бросился ему на шею и излилъ на него всю свою отеческую ласку и любовь. Такъ и отъ насъ Господь, какъ любящій Отецъ, никогда не отвернется, а въ особенности, когда намъ очень тяжко. Еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь (Ис. 49, 15).

Милыя дѣти мои, не Господь насъ оставляетъ, а мы оставляемъ своего Спасителя, въ силу нашей гордости, злобы и преданности жестокимъ и чувственнымъ страстямъ. Вотъ главная причина, толкающая на самоубійство, которое обрекаетъ насъ на временную и вѣчную погибель.

Поэтому я умоляю васъ, мои возлюбленныя дѣти, ни на одно мгновеніе въ своей жизни не забывать Бога, не оставлять Его, всегда православно, какъ учитъ св. Церковь, вѣровать въ Него, всегда горячо молиться Ему, всегда угождать Ему черезъ исполненіе Его божественныхъ заповѣдей, чтобы осуществились на васъ Его слова: аще заповѣди Мои соблюдете, пребудете въ любви Моей... радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (будетъ совершенна) (Іоан. 15, 10-11). Тогда не страшны будутъ для васъ никакія несчастья, никакія бѣды и напасти, и къ вамъ вполнѣ будутъ примѣнимы слова Ап. Павла: якоже избыточествуютъ (умножаются) страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5).

Если вы меня послушаете и возымѣете въ сердцахъ своихъ разъ навсегда спасительную рѣшимость быть съ Богомъ, то несомнѣнно исполните и слѣдующую мою просьбу: усердно прошу васъ открыто осудить самоубійство, какъ чудовищное преступленіе, не имѣющее никакого оправданія, какъ преступленіе, которое позоритъ имя православнаго христіанина и имя нашей драгоцѣнной гимназіи. Самымъ своимъ наименованіемъ она призываетъ васъ къ крестоносному пути христіанской жизни, чтобы страдать на землѣ въ единеніи со Христомъ и вмѣстѣ съ Нимъ блаженствовать на небесахъ, въ Его неизреченномъ Царствіи.

Это осужденіе будетъ для васъ спасительно и послужитъ не только вамъ, но и другимъ во благо, такъ какъ сниметъ въ глазахъ инакомыслящихъ людей ореолъ рыцарства и нимбъ мученичества съ самоубійства и будетъ свидѣтельствовать, что послѣднее есть ничто иное какъ только позорное, преступное и діавольское дѣяніе.

О самоубійцѣ же, душа котораго сейчасъ мучится вмѣстѣ съ бѣсами и тяжкими преступниками въ аду, я разрѣшаю вамъ молиться въ частномъ порядкѣ. Да ниспошлетъ ему Господь, въ силу вашихъ молитвъ, ослабу въ его адскихъ мукахъ.

Вручаю васъ, мои милыя дѣтки, спасительному промыслу истиннаго Бога, Господа нашего Іисуса Христа и призываю на васъ благословеніе Божіе, которое да пребудетъ во всѣ дни вашей жизни. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано учащимся Русской Крестовоздвиженской Пещерской гимназіи въ іюнѣ 1929 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 58-61.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.