Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово при постриженіи окончившаго Богословскій факультетъ Сергѣя Конюса [1].

Эта благодатная святоотеческая истина особенно яркое выраженіе нашла для себя въ жизни нашей Святой Руси. Отъ края и до кряя она была усѣяна иноческими обителями, куда милліонами устремлялся нашъ православный русскій народъ. Его манилъ сюда благодатный свѣтъ праведныхъ иноковъ. Этимъ свѣтомъ русскіе люди согрѣвались отъ мірской злобы и неправды. Въ небесныхъ лучахъ его они ясно видѣли всѣ свои заблужденія, уносили его въ сердцахъ своихъ въ міръ и здѣсь, подъ его воздѣйствіемъ, строили свою жизнь личную, общественную и государственную.

Потому наша родина и называлась Святою Русью, что въ основѣ ея жизни была православная вѣра, что въ ней было безчисленное множество церквей и монастырей и она жила подъ руководствомъ святыхъ иноковъ.

Да, сейчасъ монастырей въ Россіи нѣтъ. Но это не значитъ, что иноковъ не стало на Русской землѣ. Они продолжаютъ жить среди мірянъ, подвизаясь за Христа, за Церковь, за свою Родину и еще болѣе, чѣмъ когда-либо, озаряя своимъ благодатнымъ свѣтомъ всю нашу великомученическую Россію.

Поэтому теперь, какъ никогда, приблизилось время для исполненія пророчества Достоевскаго о нашихъ инокахъ, которое вылилось изъ его вдохновеннаго сердца въ такихъ словахъ старца Зосимы: «И сколь подивились бы, если скажу, что отъ сихъ кроткихъ и жаждущихъ уединенной молитвы (иноковъ) выйдетъ можетъ быть еще разъ спасеніе земли Русской. Отъ насъ, иноковъ, издревле дѣятели народные выходили, отчего же ихъ не можетъ быть и теперь? Тѣ же смиренные и кроткіе постники и молчальники возстанутъ и войдутъ на великое дѣло. Отъ народа спасеніе Руси. Русскіе же монастыри искони были съ народомъ... народъ вѣритъ по нашему, а невѣрующій дѣятель у насъ въ Россіи ничего не сдѣлаетъ, даже будь онъ искрененъ сердцемъ и умомъ геніаленъ... народъ встрѣтитъ атеиста и поборетъ его и станетъ единая православная Русь» [3].

Вотъ какъ высоко иноческое званіе. Быть инокомъ, это значитъ: возродить себя къ благодатной жизни настолько, чтобы сравниться съ Ангелами. А быть русскимъ инокомъ сейчасъ, это значитъ, стать еще и на путь самый вѣрный и дѣйствительный для возрожденія нашего народа.

Вотъ съ принятіемъ какого высокаго званія я привѣтствую тебя, мой возлюбленный о Христѣ о. Алексій.

Но я не хочу скрыть отъ тебя и всей тяжести принятаго тобою иноческаго подвига, о чемъ говоритъ тебѣ самый чинъ постриженія, о чемъ свидѣтельствуютъ отцы Церкви на основаніи своего собственнаго опыта.

Святый Ѳеодоръ Студитъ прямо называетъ иночество мученичествомь. «Мы (иноки), — говоритъ онъ, — не проливаемъ, какъ мученики, кровь; членовъ нашихъ не отсѣкаютъ, костей не сокрушаютъ; но если мы прилагаемъ къ своимъ... трудамъ отреченіе отъ своей воли... то чрезъ это дѣлаемся подобными многострадальнымъ мученикамъ, и даже Самому Господу, за насъ распятіе и смерть подъявшему... Васъ ждутъ вѣнцы мученическіе...» [4].

Св. отцы говорятъ, что, помимо тяжести отъ внутренняго подвига во имя дѣвства и цѣломудрія, много напастей ожидаетъ иноковъ отъ міра и діавола чисто внѣшнихъ, такихъ же тяжкихъ и едва выносимыхъ. По святоотеческому свидѣтельству, это бываетъ въ особенности въ тѣхъ случаяхъ, когда иноки выходятъ побѣдителями изъ внутренней брани. Тогда вооружается на нихъ діаволъ страшною и мстительною своею злобою черезъ плотскихъ людей посредствомъ всякихъ поношеній, клеветъ и гоненій, которыя являются тяжелѣе самой смерти.

Вотъ что ожидаетъ тебя, мой возлюбленный сынъ, на твоемъ иноческомъ пути. Но пусть не устрашается отъ этого твое сердце. Помни, что насколько будетъ тяжелъ твой иноческій крестъ, настолько будетъ ниспосылаться тебѣ помощь отъ Бога. Св. отцы Церкви называютъ постриженіе въ монашество вторымъ крещеніемъ, въ которомъ изглаждаются всѣ прежде содѣянные грѣхи и ниспосылается великая благодать, ограждающая инока отъ всѣхъ козней діавола.

Будь только всегда съ Богомъ черезъ молитву. А болѣе всего пекись о томъ, чтобы пребывать тебѣ въ смиреніи. Безъ него ты никогда не одолѣешь врага нашего спасенія, не пріобрѣтешь ни одной добродѣтели и даже не будетъ въ тебѣ истинной вѣры во Христа, по Его слову: како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще (Іоан. 5, 44).

Не смущайся также и тѣмъ обстоятельствомъ, что тебѣ придется жить среди міра сего, грѣшнаго и прелюбодѣйнаго. Св. отцы и учители Церкви говорятъ, что можно жить въ міру, какъ въ пустынѣ, и въ пустынѣ, какъ въ міру. Не забывай, что твой новый небесный руководитель, св. Алексій, митрополитъ Московскій, былъ главнымъ совѣтникомъ Московскаго Великаго Князя, его жизнь и дѣятельность была наполнена всевозможными государственными заботами. Но это не помѣшало ему быть другомъ и сотаинникомъ преп. Сергія Радонежскаго и сдѣлаться великимъ чудотворцемъ земли Русской.

Небесному водительству святителя Алексія я отселѣ вручаю тебя, мой возлюбленный о Христѣ сынъ Алексій. Да управитъ онъ во святынѣ твой иноческій путь, чтобы быть тебѣ добрымъ воиномъ Христовымъ, сдѣлаться храмомъ Божественнаго Духа и наслѣдовать несказанное блаженство будущаго небеснаго Царства. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русской Посольской церкви св. Николая г. Софіи въ іюнѣ 1929 г.
[2] Творенія преп. Іоанна Кассіана, стр. 82 и 437. М., 1896.
[3] «Братья Карамазовы».
[4] Добротолюбіе, т. IV, стр. 21, М., 1901.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 61-63.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.