Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ Прощеное Воскресенье.
О неосужденіи
[1].

Нѣтъ словъ изобразить все величіе блага, даруемаго намъ Богомъ въ таинствѣ покаянія, но велико и требованіе Господа отъ тѣхъ, кои приступаютъ къ сему таинству. Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный; аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15). Весьма труднаго подвига требуетъ отъ насъ Господь въ этихъ словахъ, призывающихъ насъ любить нашихъ враговъ. Такая любовь есть дѣло сверхъестественное, ибо нашему естеству, пока оно не возродилось благодатію, свойственно противиться, когда оно подвергается ударамъ какъ физическимъ, такъ и нравственнымъ. «Что чудеснаго сдѣлалъ Господь?» спрашивали нѣкогда сарацины разбойники одного святого старца-пустынника, нанося ему оскорбленія. «Вотъ что чудеснаго сдѣлалъ Господь, отвѣчалъ старецъ: вы меня оскорбляете, а я прощаю васъ и молюсь за васъ Богу». Подобной любви ищетъ Господь и отъ насъ.

Да, поистинѣ велико требованіе Господа, съ которымъ обращается къ намъ св. Церковь, вводя насъ во дни поста и покаянія. Но иного пути къ полученію отъ Бога прощенія грѣховъ не указалъ намъ Господь. Это явствуетъ не только изъ данныхъ словъ Христа, но и изъ Его притчи о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ. Весь великій долгъ, т. е. всѣ грѣхи, простилъ послѣднему Господь, но такъ какъ заимодавецъ не простилъ своему ближнему малаго долга, то былъ осужденъ на вѣчное мученіе.

Если же такъ трудно имѣть истинную христіанскую любовь, т. е. прощать нашихъ враговъ во всѣхъ ихъ согрѣшеніяхъ противъ насъ, а иного средства къ полученію отъ Бога милости нѣтъ, то что же въ такомъ случаѣ намъ нужно дѣлать, возлюбленные?

Несомнѣнно, сразу мы никогда не сдѣлаемся подобными Христу и Его истиннымъ ученикамъ въ дѣлахъ христіанской любви. Сначала намъ надо пріобрѣсти смиренное настроеніе сердца и перестать осуждать нашихъ ближнихъ. Вѣдь всѣ наши ссоры, распри и діавольская злоба, доходящая до уничтоженія другъ друга, начинаются съ осужденія и происходятъ отъ того, что у насъ нѣтъ смиреннаго сознанія нашего ничтожестна. Мы всегда склонны думать, что мы лучше нашихъ ближнихъ. Правда, иногда, подъ вліяніемъ памятованія о своей грѣховности и немощности, мы доходимъ до сознанія, что ближніе наши лучше насъ. Но это сознаніе не бываетъ достаточно глубокимъ; ибо тутъ же опять мы возвращаемся къ осужденію.

Итакъ, какъ же намъ очистить свое сердце отъ осужденія? — Вотъ какіе совѣты въ данномъ случаѣ преподаютъ намъ св. отцы Церкви. Когда возникнутъ въ нашей душѣ осудительныя мысли, мы должны разсуждать такъ: «да, сей братъ мой во Христѣ палъ нынѣ, а я паду завтра; онъ согрѣшилъ, а я въ его положеніи согрѣшилъ бы еще болѣе. Но онъ покается, а я не покаюсь». Когда передъ нами начнутъ осуждать нашихъ ближнихъ, то мы должны пресѣчь это осужденіе молчаніемъ, разговоромъ на другую тему или сказать: «другъ мой, будемъ помнить слова Христа: не судите, да не судими будете (Матѳ. 7, 1); вспомнимъ, что Господь не осудилъ блудницу, взятую въ прелюбодѣяніи, и спасъ ее отъ смерти; что Онъ не осудилъ Своихъ распинателей и даже молился о нихъ Отцу Своему».

Если такъ мы будемъ мыслить, чувствовать и поступать, то въ нашемъ сердцѣ зародится истинное христіанское, т. е. смиренное, неосудительное настроеніе. Пока же его нѣтъ, мы не христіане, хотя бы ради Христа совершили много великихъ дѣлъ и даже отдали свое тѣло на сожженіе. Только при неосужденіи ближнихъ мы достигнемъ истинной христіанской любви къ врагамъ своимъ (конечно личнымъ, а не Божіимъ). Тогда Господь не лишитъ насъ Своихъ милостей и, въ особенности, Своего небеснаго Царствія.

За что Господь помиловалъ благоразумнаго разбойника? Не только за раскаяніе и исповѣданіе вѣры во Христа, какъ Бога, но и за неосужденіе, черезъ которое онъ явилъ Божественнону Страдальцу, оставленному Богомъ и людьми, жалость и любовь свою. Вотъ за что благоразумный разбойникъ первый изъ людей вмѣстѣ со Христомъ вошелъ въ рай. Такъ спасителыю неосужденіе. При жизни св. Серафима Саровскаго около него жилъ простой монахъ Павелъ, который не отличался никакими подвигами, но ни разу въ своей жизни никого не осудилъ. И св. Серафимъ, которому открыты были небесныя тайны, сказалъ о немъ: хотя братъ Павелъ и не подвижникъ, но за свое неосужденіе послѣ смерти наслѣдуетъ несказанное блаженство небеснаго Царства Христова.

Не будемъ и мы, возлюбленные, осуждать нашихъ ближнихъ. И за одно только неосужденіе мы получимъ отъ Бога прощеніе всѣхъ нашихъ грѣховъ, соединимся достойно со Христомъ въ таинствѣ св. Причащенія, всегда будемъ испытывать Его неизреченную милость въ этомъ и въ будущемъ вѣкѣ.

Къ этому вожделѣнному и блаженному неосужденію да направитъ Господь наши сердца и въ особенности нынѣ, передъ наступленіемъ Великаго поста, дней нашего покаянія. Дадимъ обѣтъ никогда болѣе не осуждать своихъ ближнихъ. А чтобы покончить съ этимъ укоренившимся въ насъ грѣхомъ, я прошу васъ начать съ осужденія самихъ себя и, согласно принятому обычаю Русской Церкви, явить это самоосужденіе, теперь же испросивши прощеніе другъ у друга. Слѣдуя сему обычаю, я первый прошу васъ простить меня ради Христа во всѣхъ моихъ согрѣшеніяхъ противъ васъ, содѣянныхъ мною словомъ или дѣломъ, вольно или невольно. Съ своей стороны, я отъ всего своего сердца прощаю васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, во всѣхъ вашихъ грѣхахъ противъ меня. Властью, данною мнѣ отъ Бога, я разрѣшаю ихъ и призываю васъ вмѣстѣ со мною вознести сейчасъ молитву Богу о ниспосланіи намъ прощенія всѣхъ нашихъ согрѣшеній и о дарованіи намъ вѣчнаго спасенія ради молитвъ Пречистой Божіей Матери и всѣхъ святыхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1930 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 64-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.