Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово передъ сборомъ пожертвованій на русскихъ голодающихъ иноковъ св. Аѳона [1].

Въ числѣ многихъ спасительныхъ книгъ нашей Православной Церкви есть книга подъ названіемъ «Аѳонскій патерикъ», въ которой содержится описаніе жизни и подвиговъ всѣхъ аѳонскихъ угодниковъ Божіихъ съ самыхъ древнихъ временъ. Церковное преданіе намъ говоритъ, что Аѳонъ посѣтила еще во время земной Своей жизни Пречистая Божія Матерь, избравъ его Своимъ жребіемъ евангельской проповѣди, чтобы сдѣлать его оплотомъ истинной христіанской вѣры и жизни на всѣ вѣка.

Поэтому Аѳонъ сдѣлался духовнымъ разсадникомъ, откуда вышло немало великихъ іерарховъ и столповъ Церкви, изъ коихъ нѣкоторые были выдающимися Константинопольскими патріархами. Одинъ изъ аѳонскихъ иноковъ и подвижниковъ XIII вѣка, св. Савва, сынъ Сербскаго самодержца Стефана Неманя, былъ первымъ главою автокефальной Сербской Церкри. Знаменитый защитникъ Православія св. Григорій Палама, архіепископъ Ѳессалоникскій, изобличившій въ XIV в. еретиковъ Варлаама и Акиндина, вышелъ съ Аѳона [2]. Тотъ же Аѳонъ далъ Россіи въ XI вѣкѣ преп. Антонія Печерскаго, отца русскаго иночества [3], а въ XV в. преп. Нила Сорскаго, какъ отца скитскаго подвижничества въ нашей Церкви [4]. Преп. Арсеній Коневскій и страдалецъ за Русскую Церковь, знаменитый Максимъ Грекъ, пришли къ намъ съ Аѳона — первый въ XIV, а второй въ XVI вѣкѣ [5]. Между выдающимися аскетами и созерцателями-богословами Добротолюбія, этой величайшей сокровищницы святоотеческаго ученія для всей вселенской Церкви, мы находимъ подвижниковъ XIV в.: преп. Григорія Синаита, Константинопольскаго патріарха Каллиста II и его сотаинника Игнатія. Ихъ также произрастилъ св. Аѳонъ, какъ это видно изъ Аѳонскаго патерика [6].

Читая эту книгу, приходишь въ изумленіе отъ величайшихъ подвиговъ, которыми прославилось аѳонское иночество. Такъ напримѣръ, преп. Герасимъ Новый, подвижникъ XVI в., въ теченіе 30 лѣтъ не вкушалъ совсѣмъ хлѣба, а питался одними только травами [7]. Преп. Іероѳей, подвижникъ XVIII в., спалъ только одинъ часъ въ сутки [8]. Подвижникъ того же вѣка, преп. Акакій Новый въ теченіе 20 лѣтъ ѣлъ черезъ два три дня и притомъ почти совсѣмъ не вкушалъ хлѣба, довольствуясь одними дикими травами. Впослѣдствіи онъ совсѣмъ отказался отъ хлѣба и для своего питанія превращалъ въ порошокъ мраморъ и дикія травы, дѣлалъ изъ всего этого смѣсь, варилъ ее и такъ питался, пока у него не открылось кровохарканіе, причемъ прожилъ сей угодникъ Божій около 100 лѣтъ. Но еще болѣе поразительно въ жизни Акакія Новаго то, что при всѣхъ своихъ величайшихъ подвигахъ онъ имѣлъ изумительное смиреніе. Одинъ изъ учениковъ Акакія спросилъ его: видѣлъ ли онъ Христа? «Да, видѣлъ, отвѣтилъ старецъ. — Что же Онъ сказалъ тебѣ? спросилъ ученикъ. — Господь сказалъ мнѣ, отвѣчалъ св. Акакій: Гряди по Мнѣ, исполняй Мои заповѣди. И однакоже я не послѣдовалъ Ему». При этихъ словахъ дивный старецъ горько и безутѣшно заплакалъ [9].

Такъ же изумительны были и мученическіе подвиги аѳонскихъ иноковъ. Св. Іоаннъ Златоустъ въ своемъ толкованіи на Евангеліе Іоанна Богослова говоритъ, что, въ виду слабости человѣческаго естества, самимъ не слѣдуетъ идти на мученическій подвигъ, но если повлекутъ, то надо идти, безбоязненно исповѣдать свою вѣру во Христа и умереть за Него. Но аѳонскіе иноки сами добровольно отправлялись на мученія отъ турокъ. Пламенный огонь любви къ Богу настолько сильно горѣлъ въ ихъ сердцахъ, что они вымаливали себѣ благословеніе у аѳонскихъ старцевъ пострадать и умереть за Христа. Случалось, что турецкія власти ихъ прогоняли. Тогда они вновь являлись передъ ними, вновь исповѣдывали Христа, осуждая Магомета, пока не предавались на ужасныя муки и не получали смертнаго приговора. Въ самыхъ своихъ мученіяхъ они являли необыкновенное мужество. Избитые, изуродованные, окровавленные, они писали изъ темницъ письма къ лицамъ, желавшимъ ихъ освободить, чтобы ихъ не освобождали и не препятствовали имъ умереть за Христа. На смертную же казнь они шли съ радостію и веселіемъ, какъ на брачный пиръ. Поэтому мученикъ Ѳеодоръ, пострадавшій въ XVII вѣкѣ, прежде чѣмъ быть повѣшеннымъ, цѣловалъ веревку [10]. А славный мученикъ Агаѳангелъ, пострадавшій въ XIX в., не могъ отъ радостнаго трепета спокойно дождаться наступленія пяти часовь вечера, когда, какъ ему было открыто въ видѣніи, должны были его обезглавить. Онъ все спрашивалъ окружавшихъ его въ темницѣ, который часъ и сколько осталось времени до пяти часовъ. И дѣйствительно, въ этотъ часъ онъ былъ усѣченъ мечемъ [11].

Сообразно съ этими великими подвигами аѳонскихъ иноковъ, поразительна была и благодатная слава, которую проявлялъ Господь и Его Пречистая Матерь въ ихъ жизни. Описывая жизнь основателя аѳонской лавры св. Аѳанасія, подвижника X в., патерикъ передаетъ намъ о дивномъ явленіи ему Божіей Матери. Это явленіе произошло въ минуты тяжелой скорби св. Аѳанасія, когда онъ, послѣ того, какъ вся братія изъ-за голода и отсутствія воды оставила его лавру, также рѣшилъ уйти изъ нея и уже отошелъ отъ обители на большое разстояніе. Тутъ его встрѣтила нѣкая Жена съ дѣвственнымъ взоромъ, Которая трогательнымъ голосомъ стала умолять его оставить малодушіе и вернуться въ лавру, обѣщая Свой покровъ. «Кто ты?», спросилъ ее св. Аѳанасій. «Я — Та, имени Которой ты посвятилъ свою обитель, Которой ввѣряешь судьбы ея и твоего спасенія», отвѣчала Жена. — «Боюсь вѣрить, сказалъ старецъ, ибо и врагъ преобразуется въ Ангела свѣтла: чѣмъ ты убѣдишь меня въ справедливости твоихъ словъ?» — «Ударь въ этотъ камень жезломъ своимъ и тогда узнаешь, Кто говоритъ съ тобой. Знай при этомъ, что Я навсегда останусь Экономиссой твоей лавры». Св. Аѳанасій ударилъ въ камень и изъ него внезапно появился источникъ воды, а Жена сдѣлалась невидимой. Сей источникъ, какъ цѣлительный, продолжаетъ существовать на Аѳонѣ и доселѣ вмѣстѣ съ церковію, построенной тамъ въ память сего великаго чуда [12].

Другой аѳонскій подвижникъ XIV в., Максимъ Кавсокаливскій, получилъ такую славу отъ Бога, что Ангелъ служилъ ему, принося ему хлѣбъ для пропитанія [13]. Въ томъ же патерикѣ о преп. Космѣ, подвижникѣ того же вѣка, повѣствуется, что во время болѣзни онъ пожелалъ отвѣдать рыбы и вскорѣ орелъ слетѣлъ къ его келліи и положилъ у дверей ея свѣжую рыбу. Когда преп. Косма скончался, то множество звѣрей и птицъ стеклось на его погребеніе [14]. Св. Григорій Палама еще въ бытность свою на Аѳонѣ получилъ отъ Бога даръ слезъ и блисталъ Божественнымъ свѣтомъ послѣ совершенія имъ литургіи. Когда св. Нифонтъ Аѳонскій, подвижникъ XV в. [15], молился, то Божественный свѣтъ озарялъ его и всю Аѳонскую гору, достигая небесъ [16]. Тѣмъ же свѣтомъ осіявались лица аѳонскихъ подвижниковъ Каллиста [17] и его сотаинника Игнатія. Преподобномученикъ Іаковъ, пострадавшій въ XVI в., будучи на Аѳонѣ, удостоенъ былъ отъ Бога такой же благодатной славы, какой сподобились Ап. Павелъ и преп. Серафимъ Саровскій: онъ былъ вознесенъ на небо и созерцалъ райскія обители [18].

Когда славный мученикъ Агаѳангелъ въ присутствіи множества народа въ Константинополѣ былъ обезглавленъ, то дивное благоуханіе разлилось отъ его мощей. Повѣствованіе о сей славѣ мученика записалъ одинъ изъ лучшихъ богослововъ того времени, дидаскалъ Германъ, жившій на Аѳонѣ и скончавшійся тамъ въ 1851 г. [19] Онъ сопровождалъ съ Аѳона мученика Агаѳангела до мѣста казни и былъ свидѣтелемъ всѣхъ его страданій. По свидѣтельству Германа, сонмъ христіанскихъ учителей всей вселенной въ теченіе многихъ лѣтъ не сдѣлалъ бы того, чтó сдѣлали мученическая кровь Агаѳангела и дивное благоуханіе отъ его мощей. Отъ созерцанія этой божественной славы въ теченіе трехъ дней, пока мощи мученика лежали на мѣстѣ казни, христіане приходили въ такое сокрушеніе, что непримиримые враги примирялись между собою. Многіе раздавали щедрую милостыню. Нечистые по жизни дѣлались чистыми. Безбожники дѣлались вѣрующими людьми. Даже турки пришли въ благоговѣйное чувство — называли умерщвленнаго ими Агаѳангела мученикомъ и выдали его тѣло христіанамъ для погребенія.

Изъ всего сказаннаго нами становится понятнымъ, почему у православныхъ народовъ и особенно у нашего русскаго благочестиваго народа была такая любовь и такое устремленіе къ Аѳону съ самыхъ давнихъ временъ. Эта любовь наша къ Аѳону имѣла своимъ послѣдствіемъ появленіе тамъ дивныхъ русскихъ обителей, вмѣщавшихъ въ себѣ передъ нашей революціей до 5000 человѣкъ. Туда шелъ изъ Россіи безпрерывный потокъ паломниковъ. И кто только изъ благочестивыхъ русскихъ людей не стремился на Аѳонъ? А тотъ, кто тамъ побывалъ, не могъ уже на всю жизнь освободиться отъ благодатнаго обаянія аѳонской святыни. Любовь наша къ Аѳону нашла себѣ выраженіе и въ трогательной священной кантатѣ: «Гора Аѳонъ, гора святая», которую пѣли со слезами на глазахъ русскіе благочестивые люди. Будучи оплотомъ нашей вѣры по своей высокой благодатной жизни, св. Аѳонъ былъ для насъ таковымъ и по своему издательству религіозно-нравственныхъ книгъ, въ обиліи распространявшихся по лицу нашей необъятной Россіи.

Увы, въ данный моментъ сей могучій оплотъ Православія въ лицѣ русскихъ аѳонскихъ иноковъ погибаетъ отъ голода. Послѣдніе остатки своихъ духовныхъ книгъ они продали недавно въ Сербію, а всю свою драгоцѣнную церковную утварь продали грекамъ. Отъ безденежья и голода русскіе иноки на Аѳонѣ быстро уходятъ въ могилу. Оставшимся въ живыхъ, число которыхъ не превышаетъ 2000, [20] грозитъ такая же печальная участь.

Конечно, мы надѣемся, что Матерь Божія, небесная Покровительница Аѳона, не допуститъ его гибели, какъ Своего жребія, какъ дѣла Своихъ пречистыхъ рукъ. Но эта надежда не даетъ намъ никакого основанія быть равнодушными къ гибели величайшей русской святыни. Долгъ каждаго изъ насъ позаботиться о спасеніи оплота нашей православной вѣры, дороже которой для насъ нѣтъ ничего въ мірѣ. И я призываю васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, къ оказанію помощи св. русскому Аѳону, умирающему отъ голода.

Поэтому я обращаюсь къ вамъ съ просьбою образовать комитетъ по сбору пожертвованій на русскихъ голодающихъ иноковъ Аѳонской горы, покорнымъ слугою котораго я готовъ съ радостію быть. Пусть этотъ комитетъ займется сборомъ пожертвованій здѣсь и обратится съ призывомъ о помощи ко всѣмъ русскимъ православнымъ людямъ, живущимъ за рубежомъ, которымъ дорогá наша Церковь.

Вѣрую, что если вами будетъ положено начало этому дѣлу, Матерь Божія Сама доведетъ его до конца. И какъ можетъ быть иначе, когда Аѳонъ есть Ея любимѣйшее дѣтище, когда аѳонскіе иноки находятся подъ Ея особымъ материнскимъ покровомъ? А также вѣрую я, что всякое пожертвованіе и всякое усиліе въ дѣлѣ организаціи сей святой помощи будетъ принято Самою Божіею Матерью, Которая сторицею воздастъ за него Своею безконечною любовію.

Съ этою вѣрою и примите мое къ вамъ настоящее обращеніе, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, объ оказаніи помощи русскимъ инокамъ на Аѳонѣ, на что призываю благословеніе Божіе и покровъ небесной Игуменіи Аѳона, Пречистой Божіей Матери. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русской Посольской церкви св. Николая г. Софіи 25 августа 1930 г.
[2] ч. I, стр. 284 286.
[3] ч. II, стр. 272-276.
[4] ч. II, стр. 279-280.
[5] ч. II, стр. 276-278; 281-282.
[6] ч. I, стр. 322-341; 376-377.
[7] ч. II, стр. 61-66.
[8] ч. II, стр. 108-113.
[9] ч. II, стр. 114-122.
[10] ч. II, стр. 148-149.
[11] ч. II, стр. 328-360.
[12] ч. I, стр. 80-81.
[13] ч. I, стр. 266-283.
[14] ч. I, стр. 259-265.
[15] Бывшій патріархъ Константинопольскій.
[16] ч. II, стр. 3-25.
[17] Впослѣдствіи патріархъ Константинопольскій.
[18] ч. II, стр. 73-81.
[19] Письма Муравьева съ Востока.
[20] Въ настоящее время (1944 г.) русскихъ иноковъ на Аѳонѣ осталось всего 700 человѣкъ.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 66-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.