Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Прощенное Воскресенье.
О великомъ значеніи нашей любви къ ближнимъ и въ особенности любви къ врагамъ
[1].

Объ этомъ св. Церковь сейчасъ за вечерней умоляла Бога словами прокимна: «не отврати лица Твоего отъ отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя; вонми души моей, и избави ю». Недаромъ Господь повелѣваетъ намъ въ притчѣ о мытарѣ и фарисеѣ молиться такими словами: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшному!» Когда великаго по святости настоятеля Оптиной пустыни о. Моисея спросили, какое онъ исполняетъ молитвенное правило, то онъ отвѣтилъ: — Много было у меня правилъ, а теперь держусь одного, мытарева: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшному!» Эту молитву св. Церковь влагаетъ въ наши уста на всѣхъ своихъ богослуженіяхъ, сокративъ ее до двухъ словъ: «Господи, помилуй!», ибо въ милости Божіей заключается истинное наше счастье и спасеніе, и наоборотъ, отсутствіе этой милости есть величайшее наше несчастье и здѣсь, и въ будущей жизни.

Но будемъ помнить, возлюбленныя о Христѣ чада мои, что эта милость, эта любовь Божественная, изольются на насъ только тогда, когда мы сами будемъ оказывать милость и любовь нашимъ ближнимъ. «Отъ ближняго твоего жизнь, говорятъ св. отцы, и отъ ближняго твоего смерть». Это святоотеческое изреченіе соотвѣтствуетъ словамъ Христа: въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится вамъ (Матѳ. 7, 2), а также Его притчѣ о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ (Матѳ. 18, 23-35). Если мы будемъ относиться съ любовію къ ближнимъ, то Господь покроетъ всѣ наши грѣхи, какъ бы они ни были безчисленны, и удостоитъ насъ жребія святыхъ въ небесномъ Своемъ Царствіи.

Какъ высоко цѣнитъ Господь нашу милость и любовь къ ближнимъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ древнее сказаніе «Лавсаика» о преп. Пафнутіи Великомъ. Однажды св. Пафнутій молилъ Бога открыть ему, кому онъ подобенъ изъ совершенныхъ по святости. Ангелъ явился ему и сказалъ: «ты подобенъ такому-то флейтщику, который живетъ въ городѣ». Поспѣшно св. Пафнутій пошелъ въ городъ и отыскалъ этого человѣка. И что же онъ отъ него услышалъ? Оказалось, что флейтщикъ только что бросилъ пьянство, развратъ и разбой и не успѣлъ еще совершить ничего добраго. На вопросъ великаго Пафнутія: не было ли у него въ прежней жизни какихъ-либо добрыхъ дѣлъ, музыкантъ сказалъ, что однажды онъ избавилъ отъ своихъ товарищей разбойниковъ одну дѣвицу-христіанку, которую тѣ хотѣли растлить, и проводилъ ее до селенія. А въ другой разъ, также будучи еще разбойникомъ, онъ встрѣтилъ молодую красивую женщину, скрывшуюся въ пустынѣ отъ служителей градоначальника. Они нещадно били ее, троихъ ея сыновей продали въ рабство, а мужа посадили въ тюрьму за неуплату градоначальнику долга въ 300 златницъ. Она заявила разбойнику, что три дня не ѣла и отдается въ полное его обладаніе, какъ раба. Но онъ сжалился надъ нею, привелъ ее въ свою пещеру, накормилъ, далъ ей золото для уплаты долга и проводилъ ее до города. Такъ онъ освободилъ ея мужа изъ темницы, дѣтей отъ оковъ рабства, а ее спасъ отъ безчестія. Понялъ тогда св. Пафнутій, какъ милостивъ Господь и какъ Онъ высоко цѣнитъ нашу любовь къ ближнимъ, если только что покаявшагося разбойника за его состраданіе къ несчастнымъ не только помиловалъ, но и причислилъ къ великимъ Своимъ рабамъ.

Господь настолько любитъ наше милосердіе, что награждаетъ насъ за одну чашу студеной воды, поданную нами жаждущему, и на страшномъ судѣ Своемъ Онъ будетъ судить насъ за то, исполняли ли мы Его Божественную заповѣдь о любви къ ближнимъ, въ томъ или другокъ ея видѣ. Но будемъ помнить, возлюбленныя во Христѣ чада мои, что самымъ великимъ и въ то же время самымъ угоднымъ для Бога видомъ любви является прощеніе обидъ, причиненныхъ намъ ближними. И ни отъ чего такъ Господь не отвращается, какъ отъ нашего немилосердія. Въ Кіево-Печерскомъ патерикѣ повѣствуется, какъ тяжко Господь наказалъ діакона Евагрія, который на призывъ умирающаго пресвитера Тита простить его, заявилъ, что не желаетъ примириться съ нимъ ни въ этой, ни въ будущей жизни. Тогда явившійся Ангелъ поразилъ жестокаго Евагрія смертью, а кроткаго Тита мгновенно воздвигъ здоровымъ со смертнаго одра.

Но насколько Господь отвращается отъ тѣхъ, которые не прощаютъ своихъ ближнихъ и этимъ показываютъ, что ихъ сердце неспособно любить, настолько Онъ соединяется съ тѣми, которые прощаютъ обиды. За это незлобіе наше Господь перерождаетъ нашихъ враговъ и удостаиваетъ насъ самихъ великихъ Своихъ милостей, вплоть до небесныхъ видѣній.

Вотъ тому прекрасное подтвержденіе въ описаніи жизни еще непрославленнаго подвижника XIX-го вѣка Глинской пустыни схимонаха Марка [2]. Его однажды сильно обидѣлъ одинъ братъ. Видя въ этой обидѣ дѣйствіе діавола, о. Маркъ не только не сталъ отвѣчать зломъ за зло, но сталъ усердно со слезами молиться за своего обидчика Богу. Особенно тепло онъ молился за него во время литургіи въ день его Ангела, 8 ноября. Послѣ литургіи къ схимонаху Марку въ келлію явился оскорбившій его братъ и сказалъ: «Видѣлъ я, отче, какъ ты о мнѣ молился и поминалъ на проскомидіи. Прости меня». Поклонился, оставилъ хлѣбъ и вышелъ. Не слыша удаляющихся шаговъ брата, о. Маркъ отворилъ двери келліи, но никого не было видно. Это его удивило. Преисполненный неземной радости, онъ поспѣшилъ къ обидчику и разсказалъ ему о случившемся. Оказалось, что братъ не выходилъ совсѣмъ изъ келліи, а явившійся въ его образѣ былъ Ангелъ. Благодать Божія коснулась сердца брата, онъ пришелъ въ умиленіе и совершенно примирился съ о. Маркомъ.

Такою всепрощающею любовію въ особенности объясняется великая божественная слава, которой достигъ преп. Серафимъ Саровскій. Онъ не только простилъ почти до смерти избившихъ его разбойниковъ, но явился ихъ защитникомъ, когда они были преданы суду.

Такой великой любви требуетъ отъ насъ св. Церковь передъ наступленіемъ дней покаянія, обращаясь къ намъ за литургіей съ словами Христа: аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный (Матѳ. 6, 14) согрѣшенія ваши. Она хочетъ этими словами сказать, что только тогда Господь проститъ насъ, приметъ въ Свои отеческія объятія и изольетъ на насъ Свои дивныя милости, когда мы простимъ всѣ обиды, нанесенныя намъ ближними, и отъ всего сердца съ ними примиримся.

Во исполненіе этого призыва Православной Церкви я предлагаю вамъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, прежде, чѣмъ вступить въ поприще покаянія, примириться другъ съ другомъ, взаимно испросивъ себѣ прощеніе. Да, нелегокъ этотъ подвигъ великой христіанской любви. Препятствіемъ для его осуществленія является наше сознаніе: «какъ я буду просить прощенія у своего врага, когда онъ такъ меня обидѣлъ?» — Ну, а развѣ мы безъ грѣха? Развѣ мы никогда никого не обижаемъ? Развѣ наше непрерывное осужденіе ближнихъ, хотя бы только мысленное, не есть оскорбленіе ихъ? Будемъ помнить, что это осужденіе есть выраженіе злобы и является тяжкимъ грѣхомъ, за который Господь никогда не проститъ насъ, даже и при внѣшнемъ нашемъ благочестіи, конечно, если мы въ этомъ грѣхѣ не покаемся.

Забудемъ нашу мнимую праведность, склонимъ голову передъ ближнимъ, протянемъ къ нему руку и скажемъ ему: «прости меня, ради Христа, чтобы и Господь простилъ меня и не лишилъ Своей неизреченной милости».

Но прежде всего сдѣлать это надлежитъ мнѣ. Поэтому прошу васъ, мои милыя чада, простить меня, согрѣшившаго противъ васъ словомъ или дѣломъ, вольно или невольно, въ вѣдѣніи или невѣдѣніи. Съ своей стороны и я отъ всего сердца прощаю и разрѣшаю васъ властью, данною мнѣ отъ Бога, во всѣхъ вашихъ согрѣшеніяхъ противъ меня.

Да приметъ Господь наше взаимное примиреніе, какъ жертву умилостивленія за наши грѣхи, и да изольетъ Онъ на насъ Свои неизреченныя милости и въ сей и вь будущей жизни. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1931 г.
[2] «Жизнеописаніе отечествен. подвижниковъ благочестія XVIII-го и XIX-го в.» Мартъ, Глинскій инокъ схимон. Маркъ, стр. 329-330. М., 1907.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 75-78.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.