Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Срѣтенія Господня.
О призваніи всѣхъ людей ко спасенію. Спасительное значеніе исполненія нами законовъ Православной Церкви
[1].

Напутствуя учениковъ послѣ Своего воскресенія на евангельскую проповѣдь, Господь говорилъ имъ: шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Вотъ почему Ап. Павелъ въ первомъ посланіи къ Тимоѳею говоритъ: Господь всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4; ср.: 4, 10).

Впрочемъ, Господь не только желаетъ спасенія всѣмъ людямъ и даже тяжкимъ грѣшникамъ, но и влечетъ ихъ ко спасенію дѣйствіями Своего всеблагого Промысла. Эти дѣйствія спасительнаго о насъ божественнаго промышленія выражаются прежде всего въ томъ, что Господь часто не караетъ тяжкіе грѣхи отступленія отъ Него и даже кощунства противъ Него, въ ожиданіи покаянія грѣшниковъ. Господь, говоритъ Ап. Петръ, долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Этимъ объясняется, почему иногда такъ долго живутъ самые великіе грѣшники.

Мало того, Господь даже непосредственно вразумляетъ тяжкихъ грѣшниковъ, склоняя ихъ къ покаянію, или же дѣлаетъ это черезъ истинныхъ рабовъ Своихъ. Изъ Евангелія видно, какъ Господь отвлекалъ Іуду отъ величайшаго преступленія. Онъ умылъ ноги ему. Онъ обличалъ его предательство и на тайной вечерѣ даже сказалъ въ присутствіи самого Іуды ученикамъ, что лучше бы такому человѣку и не родиться (Матѳ. 26, 24).

Вразумлялъ Господь и великаго богоотступника Льва Толстого. Послѣдній въ своей печатной исповѣди говоритъ о своемъ дивномъ сновидѣніи, въ которомъ Господь ясно показалъ ему, хотя Толстой этого и не понялъ, что невѣріе сведетъ его въ преисподнюю и что только устремленіе къ небу и вѣра въ Бога даруютъ ему спасеніе. Вразумлялъ его Господь и черезъ истинныхъ рабовъ Своихъ и, въ частности, черезъ оптинскаго старца іеросхимонаха о. Амвросія и о. Іоанна Кронштадтскаго. Послѣдній самъ просилъ разрѣшенія у Толстого пріѣхать къ нему. Толстой обѣщалъ принять о. Іоанна, но такъ и не принялъ. Передъ смертью Толстого всеблагій промыслъ Божій увлекъ его въ Оптину пустынь къ ученику о. Амвросія, старцу іеросхимонаху о. Іосифу. Подойдя къ келліи старца, Толстой остановился. Три раза онъ поднималъ руку, чтобы отворить дверь, но такъ и не рѣшился войти къ о. Іосифу. Толстой такъ сильно отдался уже сатанѣ, что діавольская сила не допустила его къ старцу, и онъ погибъ навѣки.

Можно привести много и другихъ примѣровъ, изъ коихъ видно, какъ Господь дивно вразумляетъ тяжкихъ грѣшниковъ и влечетъ ихъ ко спасенію.

Такимъ образомъ, нельзя винить Господа въ томъ, что такъ много людей погибаетъ для вѣчнаго спасенія. Господь всѣхъ зоветъ въ Свое Царство. Но не всѣ люди слушаютъ этотъ божественный призывъ и подчиняются спасительной волѣ Божіей. Большинство изъ насъ продолжаетъ слушать только самихъ себя и слѣдовать указаніямъ только своей самолюбивой и грѣховной воли на свою вѣчную погибель. Поэтому, слыша слова св. Сѵмеона Богопріимца о призваніи Богомъ всѣхъ людей ко спасенію, не будемъ, возлюбленные, невнимательными къ сему божественному призыву.

Что же мы должны дѣлать? На этотъ вопросъ отвѣчаетъ намъ то же самое нынѣшнее литургійное евангельское чтеніе, въ которомъ говорится, что Господь съ самыхъ младенческихъ лѣтъ Своей земной жизни исполнялъ законъ Моисеевъ, т. е. законъ ветхозавѣтной Церкви. Онъ не имѣлъ въ семъ никакой нужды, какъ Божественный Праведникъ, но поступалъ такъ для того, чтобы заставить насъ грѣшниковъ исполнять законъ Своей новозавѣтной Церкви для нашего собственнаго блага. Въ этомъ законѣ, или установленіихъ нашей Церкви, выражены всѣ заповѣди Божіи. А какое великое спасительное значеніе онѣ имѣютъ для насъ, объ этомъ такъ говоритъ божественный Псалмопѣвецъ: во вѣкъ не забуду оправданій Твоихъ, яко въ нихъ оживилъ мя еси. Сего ради возлюбихъ заповѣди Твоя паче злата и топазія. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ (Псал. 118, 93. 127. 103). Какое значеніе имѣютъ для насъ заповѣди Божіи, объ этомъ говоритъ намъ и св. Евангеліе. Кто исполняетъ заповѣди, тотъ, по ученію Христа Спасителя, похожъ на человѣка, который построилъ домъ свой на камнѣ. Сего дома не уничтожатъ никакія бури и дожди (Матѳ. 7, 24-25). Кто исполняетъ заповѣди Христа, тотъ имѣетъ радость Самого Бога (Іоан. 16, 10-11).

Поэтому будемъ, возлюбленные, слѣдуя примѣру Христа Спасителя, свято блюсти всѣ божественныя заповѣди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатію Божіею отъ всѣхъ козней діавола и еще до смерти увидѣть, подобно Сѵмеону Богопріимцу, свое спасеніе и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за всѣ Его дивныя дѣла въ нашей жизни, для вѣчнаго и радостнаго единенія со Христомъ въ будущемъ нескончаемомъ вѣкѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи, 2 февраля 1932 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 86-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.