Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.
О благодати Святаго Духа, какъ средствѣ нашего обновленія. Необходимость хранить сію благодать черезъ удаленіе отъ грѣховъ
[1].

Кому неизвѣстно, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, какъ великъ праздникъ Благовѣщенія. Его величіе объясняется тѣмъ, что съ Благовѣщенія началось наше спасеніе — зачатіе Христа Бога наитіемъ Святаго Духа въ утробѣ Пречистой Дѣвы Маріи. Вотъ почему тропарь нынѣшняго праздника начинается словами: «Днесь спасенія нашего главизна...».

Впрочемъ, богослуженіе настоящаго праздника говоритъ не только о томъ, что съ Благовѣщенія началось наше спасеніе, но указываетъ намъ, въ чемъ это спасеніе состоитъ. Въ одной изъ благовѣщенскихъ стихиръ приводятся такія слова Дѣвы Маріи Архангелу Гавріилу: «Буди Мнѣ нынѣ по глаголу твоему, и рожду Безплотнаго, плоть отъ Мене заимствовавшаго, яко да возведетъ человѣка, яко Единъ силенъ, въ первое достояніе, съ раствореніемъ». А въ другой стихирѣ говорится: «человѣкъ бываетъ Богъ, да бога Адама содѣлаетъ». Такимъ образомъ, эти слова благовѣщенскаго богослуженія говорятъ намъ, что наше спасеніе состоитъ въ достиженіи нами первой райской чистоты и невинности и въ нашемъ обоженіи.

Но это не все, о чемъ говоритъ намъ настоящее праздничное богослуженіе. Оно указываетъ намъ и средство къ достиженію нами спасенія. Это указаніе мы видимъ въ словахъ того же тропаря: «и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ». Здѣсь подъ словомъ «благодать» разумѣется не только благодать зачатія и рожденія отъ Дѣвы Маріи Сына Божія, но и благодать, какъ внутренняя возрождающая сила для нашего соединенія съ Богомъ, т. е. нашего спасенія. Какой же мы отсюда должны извлечь для себя урокъ? Благовѣщеніе совершилось для насъ, ради нашего спасенія. Поэтому мы должны всѣмъ сердцемъ стремиться къ своему спасенію, къ своему нравственному обновленію и къ обоженію нашего тѣла и души. А такъ какъ благодать Святаго Духа, получаемая въ таинствахъ Церкви, есть самое главное средство нашего спасенія, то болѣе всего мы должны заботиться, чтобы не отпасть отъ этой благодати. Мы должны помнить всегда слова Ап. Павла въ посланіи къ Евреямъ: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божіей... будемъ хранить благодать (Евр. 12, 15. 28). Ясно, что въ храненіи благодати должны заключаться всѣ наши заботы, въ этой благодати все наше счастье и спасеніе. Безъ нея наша душа мертва, ибо «Святымъ Духомъ всяка душа живится». Но ясно отсюда и то, что потеря сей благодати является для насъ самымъ великимъ несчастьемъ.

Въ такомъ случаѣ, мы должны знать, возлюбленные, черезъ какіе грѣхи, по преимуществу, мы отпадаемъ отъ благодати Святаго Духа и погибаемъ? Изъ Свящ. Писанія намъ извѣстно, что за гордость Господь не только лишаетъ людей Своей благодати, но отвращается отъ нихъ, какъ отъ Своихъ враговъ, почему и сказано: Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даеть благодать (1 Петр. 5, 5).

Изъ Библіи мы также знаемъ, что передъ всемірнымъ потопомъ, когда все человѣчество предавалось плотскому разврату, Господь сказалъ: Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). За блудъ отошла благодать отъ людей и всѣ они, за исключеніемъ Ноя съ его семействомъ, погибли отъ всемірнаго потопа.

Наконецъ, изъ евангельской притчи Христа о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ видно, что за немилосердіе Господь не только отвращается отъ людей Своею благодатью, но осуждаетъ ихъ на вѣчныя муки. Эта мысль выражена и въ слѣдующихъ словахъ Господа: аще же речетъ рабъ той въ сердцы своемъ: коснитъ господинъ мой пріити, и начнетъ бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: пріидетъ господинъ раба того въ день, въ оньже не чаетъ, и въ часъ въ оньже не вѣсть, и растешетъ его, и часть его съ невѣрными положитъ (Лук. 12, 45-46). Объясняя эти слова Спасителя, св. Василій Великій спрашиваетъ, чтó значитъ здѣсь слово растешетъ (разсѣчетъ). «Мы допустимъ безуміе, — говоритъ онъ, — если будемъ думать, что Господь разсѣчетъ душу и тѣло пополамъ. Слово растешетъ, означаетъ, что на страшномъ судѣ Христовомъ Духъ Святый навсегда отдѣлится отъ души грѣшника и она осудится на вѣчныя муки» [2].

Поэтому будемъ, возлюбленные, хранить дарованную намъ отъ Бога благодать, какъ самое драгоцѣнное наше сокровище. Для сего будемъ удаляться отъ гордости и пребывать въ смиреніи, будемъ стремиться къ цѣломудрію и особенно будемъ какъ можно больше упражняться въ дѣлахъ христіанской любви къ ближнимъ.

Молитвами Пречистой Дѣвы Маріи да поможетъ намъ Господь провождать жизнь въ сихъ христіанскихъ добродѣтеляхъ, чтобы всегда пребывать намъ въ благодати, возрастать въ ней и черезъ то быть всегда со Христомъ и навѣки наслѣдовать неизреченное блаженство Его небеснаго Царства. Кому же намъ объ этомъ молиться, какъ не Той, Которая носитъ имя «Благодатная», Которая воспріяла послѣ Благовѣщенія въ Себя Самого Бога — Источника благодати съ тѣмъ, чтобы и мы воспринимали эту благодать Божественнаго Духа для своего счастія и вѣчнаго спасенія. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 25 Марта 1932 г.
[2] Твор. св. Василія Вел., т. I, стр. 610. СПб. 1911.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 89-91.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.