Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ недѣлю 36-ю по Пятидесятницѣ.
О внутренней возрождающей благодати св. крещенія, какъ признакѣ, отличающемъ истиное христіанство отъ язычества
[1].

О семъ подвигѣ жены хананеянки засвидѣтельствовалъ Самъ Христосъ, сказавши ей: О, жено, велія вѣра твоя, буди тебѣ, якоже хощеши! Послѣ чего дочь ея исцѣлилась въ тотъ часъ (Матѳ. 15, 28).

Знаменательно въ семъ евангельскомъ повѣствованіи то, что язычница явила великую вѣру въ то время, какъ среди народа избраннаго Господь часто встрѣчалъ маловѣріе и даже невѣріе, что вызывало съ Его стороны горькій упрекъ и обличеніе. Вотъ почему Господь Спаситель однажды сказалъ: Мужіе ниневитстіи востанутъ на судъ съ родомъ симъ, и осудятъ его: яко покаяшася проповѣдію Іониною; и се болѣ Іоны здѣ. Царица южская востанетъ на судъ съ родомъ симъ, и осудитъ и: яко пріиде отъ конецъ земли слышати премудрость Соломонову; и се, болѣ Соломона здѣ (Матѳ. 12, 41-42). Объ этомъ маловѣріи еврейскаго народа и превосходствѣ язычниковъ надъ ними говорилъ Господь и въ Назаретской синагогѣ: многи вдовицы бѣша во дни Иліины во Израили, егда заключися небо три лѣта и мѣсяцъ шесть, яко бысть гладъ великъ по всей земли; и ни ко единой ихъ посланъ бысть Илія, токмо въ Сарепту Сидонскую къ женѣ вдовицѣ. И мнози прокожени бѣху при Елиссеи пророцѣ во Израили; и ни единъ же отъ нихъ очистися, токмо Неенанъ Сиріанинъ (Лук. 4, 25-26).

Впрочемъ, хананеянка-язычница превзошла вѣрою не только обычныхъ іудеевъ, но даже самихъ Апостоловъ, которыхъ не разъ Господь упрекалъ въ маловѣріи. Отсюда естественно возникаетъ вопросъ: какая же, въ такомъ случаѣ, разница между вѣрующими язычниками и послѣдователями Христа, между язычествомъ въ лучшемъ его проявленіи и христіанствомъ?

Вопросъ этотъ естественно поставить потому, что и послѣ пришествія Христа встрѣчались и встрѣчаются случаи въ жизни язычниковъ, свидѣтельствующіе объ ихъ высокой нравственной жизни и о поразительной близости къ нимъ Бога. Такъ, изъ Дѣяній Апостольскихъ мы знаемъ, какъ великъ былъ язычникъ Корнилій Сотникъ: Благоговѣинъ, какъ говорится здѣсь, и бояйся Бога со всѣмъ домомъ своимъ, творяй милостыни многи людемъ и моляйся Богу всегда. Онъ даже удостоенъ былъ видѣнія Ангела (Дѣян. 10, 1-3).

Въ такой же поразительной близости къ Богу были и тѣ язычники Алеуты, которымъ являлись Ангелы. Послѣдніе предвозвѣстили имъ день прибытія къ нимъ знаменитаго миссіонера-апостола Иннокентія [2], для обращенія ихъ въ христіанскую вѣру.

По слову Ап. Петра, мы всегда должны быть готовыми дать отвѣтъ всякому, вопрошающему о нашемъ упованіи (1 Петр. 3, 16). Поэтому мы должны знать, какая разница между христіанствомъ и язычествомъ, въ чемъ заключается самое главное и существенное ихъ различіе?

На этотъ вопросъ даютъ намъ отвѣтъ тѣ же самыя Дѣянія Апостольскія. Какъ ни быль близокъ къ Богу и высокъ по своей жизни язычникъ Корнилій, однако, ему для спасенія не доставало крещенской благодати [3], въ силу чего Ангелъ Божій повелѣлъ ему призвать Ап. Петра, чтобы отъ него креститься (Дѣян. 10, 48). Вотъ почему Господь, по Своемъ воскресеніи, заповѣдалъ Апостоламъ крестить всѣ народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 16) и сказалъ: Иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будеть; а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16).

Почему же, возлюбленные, безъ крещенской благодати нельзя спастись? — Потому, что только она перерождаетъ наше сердце и дѣлаетъ насъ новымъ и совершеннымъ твореніемъ во Христѣ. А этой внутренней перерождающей благодати до сошествія Святаго Духа на Апостоловъ не было не только у язычниковъ, но даже у избраннаго Израильскаго народа, несмотря на всѣ его, сравнительно съ язычествомъ, великія преимущества, о которыхъ говоритъ Ап. Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. 9, 4-5). Въ Ветхомъ Завѣтѣ дѣйствовала благодать внѣшняго промышленія, которая се́рдца человѣка не перерождала и новою тварью его не дѣлала.

Эту разницу сознавалъ нѣкогда великій пророкъ Іезекіиль. Имѣя въ виду перерождающее дѣйствіе новозавѣтной благодати, онъ такъ пророчествовалъ о новозавѣтныхъ людяхъ, говоря имъ отъ лица Господа: И дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ, и отъиму сердце каменное отъ плоти вашея, и дамъ вамъ сердце плотяно, и Духъ Мой дамъ въ васъ, и сотворю, да въ заповѣдехъ Моихъ ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я... И спасу вы отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ, и очищу вы отъ грѣхъ вашихъ всѣхъ (Іез. 36, 26-27. 29).

Имѣя въ виду это внутреннее перерожденіе ветхозавѣтнаго человѣка въ новаго, Ап. Павелъ во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ: Кто во Христѣ, тотъ нова тварь (2 Кор. 5, 17; ср. Гал. 6, 15). Но, по преимуществу, о сей разницѣ между ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ человѣкомъ Ап. Павелъ учитъ въ своемъ посланіи къ Римлянамъ: Якоже царствова грѣхъ во смерть, говоритъ онъ здѣсь, такожде и благодать воцарится правдою въ жизнь вѣчную Іисусъ Христомъ (Рим. 5, 21).

Но какъ грѣхъ могъ царствовать въ человѣкѣ, не завладѣвъ сначала самымъ главнымъ органомъ человѣческаго существа — сердцемъ? И, наоборотъ, какъ благодать могла воцариться въ человѣкѣ, не изгнавъ предварительно изъ человѣческаго сердца грѣхъ и не воцарившись тамъ вмѣсто него?

Поэтому-то блаженный Діадохъ, указывая намъ главную существенную разницу между ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ человѣкомъ, въ строгомъ соотвѣтствіи съ приведенными изреченіями пророка Іезекіиля и ап. Павла, говоритъ, что въ Ветхомъ Завѣтѣ, до крещенія, благодать дѣйствовала совнѣ на человѣка, а грѣхъ дѣйствовалъ въ сердцѣ его; а въ Новомъ Завѣтѣ, наоборотъ: грѣхъ дѣйствуетъ совнѣ на человѣка, а благодать въ самомъ сердцѣ его, въ глубинѣ его духа [4].

Отсюда вполнѣ понятно, что не только въ язычествѣ, но и въ избранномъ народѣ до Христа, какую бы добродѣтельную высоту и близость къ Богу ни имѣли люди, они не перерождались, новой тварью не дѣлались и не достигали того нравственнаго совершенства, какое стало возможно только съ появленіемъ благодати. Вотъ почему въ Ветхомъ Завѣтѣ даже такіе великіе праведники, какъ Моисей, лицо котораго осіявалось Божественнымъ свѣтомъ, Самуилъ и многіе другіе не дерзали воспринимать на себя подвига дѣвства, ибо не была еще дарована людямъ новозавѣтная благодать. По ученію св. отцовъ Церкви, нравственное совершенство, какъ внутренній миръ Христовъ и блаженный покой отъ всѣхъ страстей даже въ чувствахъ и помыслахъ, стали возможны только при перерождающемъ дѣйствіи Христовой благодати. Вся же нравственная высота ветхозавѣтнаго избраннаго народа, какъ свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, могла только доходить до воздержанія отъ внѣшнихъ пороковъ и исчерпывалась отрицательными добродѣтелями [5]. Тѣмъ болѣе нужно это сказать касательно нравственной высоты язычниковъ, которая, по свидѣтельству преп. Іоанна Кассіана, доходила лишь до мучительнаго воздержанія отъ грѣха, въ чемъ не постыдился признаться передъ своими учениками лучшій изъ язычниковъ — Сократъ [6].

Конечно, вѣра язычницы жены Хананейской была велика, какъ велика была и милость къ ней Христа. Однако ей, какъ и Корнилію Сотнику, не доставало великой крещенской благодати, чтобы переродиться и сдѣлаться новою тварью во Христѣ.

Впрочемъ, этимъ перерождающимъ дѣйствіемъ крещенской благодати не исчерпывается все превосходство христіанства надъ язычествомъ. Новозавѣтная крещенская благодать не только перерождаетъ, она снимаетъ съ насъ проклятіе, наложенное на людей за первородный грѣхъ Адама, т. е. уничтожаетъ наше разъединеніе съ Богомъ и приводитъ насъ отъ купели крещенія къ Богу, изъ состоянія рабства въ состояніе сыновства. А вмѣстѣ съ сыновствомъ, какъ учитъ Ап. Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, благодать дѣлаетъ насъ наслѣдниками вѣчной жизни. Вы, говоритъ Апостолъ римскимъ христіанамъ, не приняли духа рабства... но приняли Духа усыновленія, Которымъ взываемъ: «Авва, Отче!» Сей самый Духъ свидѣтельствуетъ духу нашему, что мы дѣти Божіи. А если дѣти, то и... наслѣдники Божіи, сонаслѣдники... Христу (Рим. 8, 15-17). Господь, говоритъ тотъ же Апостолъ въ своемъ посланіи къ Титу, спасъ насъ... банею возрожденія и обновленія Святымъ Духомъ, Котораго излилъ на насъ обильно... чтобы, оправдавшись Его благодатію, мы... содѣлались наслѣдниками вѣчной жизни (Тит. 3, 5-7).

Что же это за вѣчная жизнь, о которой говоритъ здѣсь Ап. Павелъ и наслѣдовать которую даетъ намъ право крещенская благодать? Эта жизнь начнется послѣ нашей смерти, въ полнотѣ раскроется послѣ общаго воскресенія и страшнаго Христова суда и будетъ состоять въ нашемъ блаженномъ единеніи со Христомъ въ Его вѣчномъ небесномъ Царствѣ. Блаженство сего Царства такъ велико, что мы сейчасъ не можемъ его себѣ представить. Нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, что будемъ: вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ, ибо узримъ Его, якоже есть, говоритъ Ап. Іоаннъ Богословъ (1 Іоан. 3, 2). Сіе-то величайшее будущее блаженство вѣчной жизни, въ силу проклятія, было совершенно недоступно для ветхозавѣтныхъ людей, одинаково, какъ для язычниковъ, такъ и для евреевъ, ибо всѣ они послѣ смерти, не исключая великихъ праведниковъ вплоть до Іоанна Крестителя, сходили въ адъ.

Такъ было бы до сихъ поръ и съ нами, если бы не явилась крещенская благодать. Св. Іоаннъ Златоустъ въ своемъ толкованіи Евангелія Іоанна говоритъ: «хотя бы мы имѣли тысячи благъ, но если не пріимемъ благодати крещенія, пойдемъ послѣ смерти въ адъ, гдѣ геенна, огонь неугасимый, червь ядовитый и узы неразрѣшимыя» [7]. Теперь же, когда крещенскою благодатію мы разрѣшаемся отъ проклятія и дѣлаемся чадами Божіими, двери рая съ его Божественнымъ наслѣдіемъ для насъ открыты. Наши души по освобожденіи отъ тѣла, могутъ воспарить къ небесамъ, къ Престолу Божіему для вѣчной блаженной жизни. И сбываются нынѣ надъ нами слова Христа: Слушаяй словесе Моего и вѣруяй Пославшему Мя... на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 34).

Но и этимъ не исчерпывается для насъ значеніе крещенской благодати, какъ отличительнаго признака христіанства. По неизреченному милосердію Божіему, крещенская благодать не только даетъ намъ право наслѣдовать блаженство небеснаго Царства отъ единенія со Христомъ въ будущей жизни, — она даетъ намъ право на поразительное и блаженное единеніе со Христомъ еще здѣсь, въ земной жизни, черезъ участіе наше въ таинствѣ св. Причащенія. Въ этомъ таинствѣ мы до такой степени соединяемся и сродняемся со Христомъ всѣмъ своимъ существомъ, что дѣлаемся едино съ Богомъ по благодати и обожаемся. Это таинство есть предвкушеніе будущаго райскаго блаженства. Недаромъ въ концѣ литургіи св. Іоанна Златоуста священнослужитель отъ лица вѣрующихъ произноситъ такія слова молитвы изъ пасхальнаго канона: «О, Пасха велія и священнѣйшая Христе... подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!» А въ концѣ литургіи св. Василія Великаго въ молитвѣ на потребленіе св. Даровъ находятся такія слова: «насладихомся неистощаемыя Твоея Пищи, Еяже и въ будущемъ вѣцѣ всѣмъ намъ сподобитися благоволи». Всѣ величайшія неизреченныя блага, которыя можетъ только дать намъ Господь, пока мы во плоти, даруются въ семъ дивномъ таинствѣ. Поэтому здѣсь, по ученію св. Сѵмеона Новаго Богослова, мы получаемъ то, о чемъ никогда въ Ветхомъ Завѣтѣ не слыхало человѣческое ухо, чего никогда не видѣло человѣческое око и что никогда не восходило на сердце человѣку (1 Кор. 2, 9; ср. Ис. 64, 4) [8].

Такова самая главная и существенная разница между христіанствомъ и язычествомъ. Она заключается въ полученной нами при св. крещеніи и мѵропомазаніи благодати Святаго Духа, перерождающей насъ и дѣлающей насъ чадами Божіими и наслѣдниками райскаго блаженства на небесахъ и даже еще здѣсь, на землѣ черезъ блаженное единеніе со Христомъ въ таинствѣ св. Причащенія. При свѣтѣ сей благодати язычество въ самыхъ высшихъ своихъ религіозно-нравственныхъ достиженіяхъ является землей, а христіанство, конечно, истинное — небомъ.

Вотъ какой догматическій урокъ съ познаніями о благодати, на основаніи Божественнаго Откровенія и ученія св. отцовъ Церкви, мы получаемъ изъ нынѣшняго литургійнаго евангельскаго повѣствованія о великой вѣрѣ язычницы, жены хананейской.

Но этотъ догматическій урокъ указываетъ намъ и на урокъ нравственный. Велико наше христіанское превосходство надъ язычествомъ, въ силу данной намъ благодати Святаго Духа. Но это превосходство можетъ насъ не только вознести на небо, оно можетъ низвести насъ и въ адъ и подвергнуть худшей участи, въ сравненіи съ язычниками, если мы, пріявши благодать, потушимъ ея Божественный свѣтъ въ нашихъ сердцахъ своею нерадивостію, пепломъ своихъ грѣховъ и страстей.

Поэтому пріятіе нами отъ Бога сего величайшаго дара должно обязывать насъ всегда возгрѣвать его въ себѣ ревностію въ исполненіи заповѣдей Божіихъ. Тогда мы будемъ подобны мудрымъ дѣвамъ. Тогда мы не только сами просвѣтимся свѣтомъ Божественной благодати къ нашему спасенію, но будемъ содѣйствовать спасенію и нашихъ ближнихъ и, такимъ образомъ, осуществлять въ своей жизни слова Христа: Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русской Посольской церкви св. Николая г. Софіи въ 1932 г.
[2] Впослѣдствіи Митрополитъ Московскій.
[3] Говоря о крещенской благодати, мы разумѣемъ дары Святаго Духа, получаемые нами въ таинствѣ св. мѵропомазанія, которое совершается при крещеніи.
[4] Добротолюбіе, т. III, стр. 52. М., 1900.
[5] Твор. св. Іоанна Златоуста, т. VIII, кн. I, бесѣда XIV, стр. 91-92. СПб., 1903.
[6] Писанія преп. Іоанна Кассіана Римлянина, стр. 404. М., 1891.
[7] Твор. св. Іоанна Златоуста, т. VIII, кн. 1, бесѣда XXV, стр. 166.
[8] Сѵмеонъ Новый Богословъ. Слова, вып. I, стр. 445.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 91-97.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.