Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ Прощеное Воскресенье.
О тяжкомъ грѣхѣ осужденія и о борьбѣ съ этимъ грѣхомъ
[1].

Какъ не соотвѣтствуетъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, этимъ словамъ Христа наша дѣйствительность! Мы не прощаемъ нашихъ ближнихъ, когда они согрѣшаютъ противъ насъ, и потому живемъ въ постоянной злобѣ и ненависти. А ненависть есть, послѣ ереси, самый великій грѣхъ, который влечетъ за собою, какъ видно изъ притчи Спасителя о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ, страшное наказаніе — адскую вѣчную муку за гробомъ. Послѣ смерти мы узна́емъ, что́ такое адская мука, и горько будемъ сокрушаться, что не слушали Господа и не прощали ближнихъ своихъ, къ чему Церковь призываетъ насъ всегда, а въ особенности передъ наступленіемъ великаго поста. Къ несчастью, мы настолько предались нерадѣнію, что не вразумляемся и не руководствуемся въ своей жизни настоящими словами Христа, ибо діаволъ усыпляетъ нашу совѣсть, внушая намъ такую мысль: «у насъ нѣтъ ни къ кому никакого зла, мы не питаемъ вражды и ненависти къ ближнимъ своимъ, мы ихъ давно уже простили». Но если мы ихъ простили и не имѣемъ къ нимъ злобы, то зачѣмъ же мы продолжаемъ ихъ осуждать? Вѣдь осужденіе есть источникъ злобы. Сначала надо осудить человѣка, а потомъ уже само собою возникаетъ противъ него у насъ чувство злобы и ненависти.

Поэтому мы обманываемъ себя, когда говоримъ, что мы ближнихъ своихъ уже давно простили и на нихъ не злобимся. Только тогда не будетъ въ насъ этой злобы, когда мы перестанемъ ихъ осуждать. Часто мы злобимся на ближнихъ даже и тогда, когда говоримъ: «Я прощаю тебя», ибо говоримъ это съ сознаніемъ своей правоты; преподаемъ ближнему свое прощеніе, какъ самодовольный богачъ бросаетъ милостыню нищему. Нѣтъ, не такого отпущенія грѣховъ нашимъ ближнимъ Господь ищетъ отъ насъ, а отпущенія съ сознаніемъ, что въ нашемъ столкновеніи съ ними виноваты не они, а мы.

Такимъ образомъ, только тогда наше прощеніе будетъ истиннымъ, когда мы перестанемъ осуждать нашихъ ближнихъ и будемъ осуждать самихъ себя. Да, трудно, очень трудно этого достигнуть. Мы такъ привыкли къ осужденію, такъ сроднились съ нимъ, что оно сдѣлалось для насъ природою или дыханіемъ, почему всѣ наши разговоры наполняются осужденіемъ ближнихъ. Человѣкъ, который не осуждаетъ другихъ, есть необыкновенное явленіе.

Однако, несмотря на великую трудность сего подвига, мы все же должны оставить осужденіе. Чтобы побудить насъ къ этому, св. Церковь показываетъ намъ, какъ тяжело Господь караетъ еще въ земной жизни тѣхъ, которые осуждаютъ. Нѣкогда Маріамъ, сестра Моисея, осудила его за то, что онъ взялъ въ жены себѣ эѳіоплянку. Моисей отличался особенною кротостью и любовію, за это Господь, какъ никого изъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, прославилъ его на землѣ: Онъ говорилъ съ нимъ усты ко устомъ (Числ. 12, 8) и лицо Моисея блистало Божественнымъ свѣтомъ. И вотъ, несмотря на такую близость Моисея къ Богу, и на то, что онъ, по своему незлобію, умолялъ Бога простить Маріамъ за осужденіе, Господь не простилъ ее и поразилъ проказой. Такъ и насъ Господь тяжко караетъ всевозможными несчастіями за осужденіе, ибо слишкомъ оно противно Богу.

Съ другой стороны, житія святыхъ и святоотеческія писанія показываютъ намъ, что Господь за одно только неосужденіе ближняго, безъ всякаго подвига съ нашей стороны, можетъ спасти насъ. Такъ, Онъ даровалъ спасеніе одному нерадивому иноку, въ то время какъ вся братія была убѣждена, что за свою нерадивую жизнь онъ будетъ лишенъ небеснаго Царства. Между тѣмъ, передъ самою смертью ему явился Ангелъ, показалъ хартію, всю исписанную его грѣхами, и сказалъ: «Смотри, каковы грѣхи твои; но такъ какъ ты ни разу никого не осудилъ, то вотъ что дѣлаетъ милосердіе Божіе». При этихъ словахъ хартія сдѣлалась чистою. Послѣ этого инокъ, утѣшенный дивнымъ видѣніемъ Ангела, скончался. Вотъ почему преп. Павелъ Препростый, ученикъ Антонія Великаго, былъ такъ высокъ въ очахъ Божіихъ. Онъ отличался неосужденіемъ и за это получилъ отъ Бога дарованіе совершать такія же чудеса, какія совершалъ самъ преп. Антоній.

Св. Церковь, съ цѣлью пріучить насъ къ неосужденію ближнихъ, даетъ, словами св. отцовъ, такой совѣтъ: никогда не осуждать ближнихъ въ безчестныхъ поступкахъ, на основаніи слуховъ и молвы. Вотъ какой назидательный урокъ по этому поводу мы находимъ въ жизнеописаніи преп. Виталія [2]. Послѣдній въ теченіе многихъ лѣтъ спасался въ одномъ пустынномъ монастырѣ вблизи Александріи. Въ его сердцѣ сильно заговорила любовь къ погибающимъ. Онъ пришелъ въ Александрію и сталъ служить людямъ. Какимъ же образомъ? Онъ обходилъ падшихъ женщинъ, отдавая каждой изъ нихъ по очереди свой дневной заработокъ, всю ночь читалъ имъ Евангеліе, житія святыхъ, пѣлъ псалмы и со слезами умолялъ оставить нечистую жизнь. Такъ многихъ падшихъ женщинъ онъ вернулъ къ истинной христіанской жизни, заклиная ихъ до его смерти никому объ этомъ не говорить. Страшно осуждали монаха Виталія за его ночное времяпрепровожденіе и клеветали на него. Но за эти клеветы и чистоту жизни Господь даровалъ ему такую же дивную кончину, какой сподибился св. Серафимъ Саровскій. Преподобный Виталій умеръ во время молитвы, стоя на колѣняхъ. Въ рукѣ у него нашли записку такого содержанія: «Мужи александрійскіе, прежде времени никогда никого не осуждайте». Тогда же всѣ возрожденныя имъ женщины исповѣдали во всеуслышаніе все то, что преп. Виталій для нихъ сдѣлалъ.

Но если бы мы даже собственными глазами видѣли согрѣшеніе нашего ближняго, то и въ такомъ случаѣ мы не должны осуждать его. А св. Пименъ Великій говоритъ, чтобы мы и глазамъ своимъ не вѣрили, если бы увидѣли брата совершающимъ грѣхъ, ибо часто діаволъ принимаетъ на себя всевозможные образы, чтобы побудить насъ къ осужденію, такъ какъ знаетъ, что осужденіе есть начало нашей вѣчной гибели.

Не ближнихъ должны мы осуждать, а самихъ себя, памятуя слова Ап. Павла: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12); блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). По ученію св. Исаака Сирина, только тогда мы будемъ чистыми, когда себя будемъ считать грѣшниками, а ближнихъ своихъ святыми.

Конечно, нелегко пріобрѣсти такое неосужденіе. Здѣсь требуется величайшій подвигъ борьбы съ нашею гордостью, съ укоренившимся въ насъ сознаніемъ, что мы лучше другихъ. Но если этой борьбы у насъ не будетъ, то мы никогда не будемъ способны прощать ближнихъ, никогда не получимъ отъ Бога прощенія нашихъ грѣховъ и не наслѣдуемъ небеснаго Царства Христова.

Какъ же намъ быть въ такомъ случаѣ? Свв. Антоній Великій и Серафимъ Саровскій говорятъ, что безъ рѣшимости жить свято мы никогда не сдѣлаемся подвижниками, не пріобрѣтемъ ни одной христіанской добродѣтели. Все дѣло въ рѣшимости нашей. Такъ и въ данномъ случаѣ: надо намъ разъ навсегда рѣшиться не осуждать своихъ ближнихъ, т. е. встать на путь истиннаго христіанскаго смиренія.

Церковь и здѣсь идетъ намъ навстрѣчу. Она призываетъ насъ осуществить эту рѣшимость въ очень удобное для сего время — при наступленіи Великаго поста, почему и установила спасительный обычай, чтобы въ прощеное воскресенье всѣ чада ея смирились другъ передъ другомъ, взаимно испросивши себѣ прощеніе, безъ всякаго разсужденія, кто правъ и кто виноватъ.

Во исполненіе этого обычая Церкви, я прошу васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, теперь же испросить другъ у друга прощеніе и тѣмъ положить начало своему спасенію, которое невозможно безъ смиренія и покаянія. Поэтому и я, какъ вашъ архипастырь, отъ всего сердца прошу васъ простить меня во всѣхъ моихъ грѣхахъ вольныхъ и невольныхъ, которые я совершилъ противъ васъ. Съ своей стороны, прощаю и вамъ всѣ ваши согрѣшенія противъ меня. Властію, данною мнѣ отъ Бога, разрѣшаю всѣ ваши согрѣшенія противъ ближнихъ, въ надеждѣ, что вы, какъ чада нашего Спасителя, искупленныя безцѣнною Его кровію, отъ всего сердца, по-христіански примиритесь съ ними и простите имъ всѣ причиненныя вамъ обиды, чтобы исполнились надъ вами слова Господа: Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный (Матѳ. 6, 14). Тогда за ваше смиреніе и незлобіе Господь даруетъ вамъ здравіе, утѣшеніе въ скорбяхъ и радость вѣчнаго спасенія въ Его неизреченномъ Царствѣ молитвами Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобнаго Серафима Саровскаго и всѣхъ святыхъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1933 г.
[2] Четьи-Минеи, Апрѣля 22-го.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 98-101.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.