Церковный календарь
Новости


2018-10-23 / russportal
Акаѳистъ всѣмъ святымъ, въ землѣ Россійской просіявшимъ (1995)
2018-10-23 / russportal
Н. П. Саблина, О. В. Губарева. "Отъ всѣхъ предѣлъ земли нашея" (1995)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ о работѣ Переселенческаго Комитета (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О возник. въ современной церк. практикѣ вопросахъ (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Церковь и государство въ будущей Россіи (1992)
2018-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Нѣтъ ничего дороже истины (1992)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ Великую субботу.
О совмѣстномъ дѣйствіи божественнаго правосудія и божественной любви въ дѣлѣ нашего искупленія
[1].

Во время чинопослѣдованія Страстей Господнихъ, въ концѣ утрени, мы слышали съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада, такія слова тропаря: «Искупилъ ны еси отъ клятвы законныя честною Твоею кровію, на крестѣ пригвоздився, и копіемъ прободся, безсмертіе источилъ еси человѣкомъ, Спасе нашъ, слава Тебѣ». А сегодня во время литургіи вмѣсто Херувимской пѣсни мы слышали дивное пѣснопѣніе: «Да молчитъ всякая плоть человѣча и да стои́тъ со страхомъ и трепетомъ, и ничтоже земное въ себѣ да помышляетъ: Царь бо царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ». Вотъ два церковныхъ пѣснопѣнія, которыя уясняютъ намъ одинъ изъ основныхь догматическихъ вопросовъ: въ силу чего произошла крестная смерть Спасителя — въ силу одной только любви къ намъ Господа, или же и по требованію божественнаго правосудія?

Есть богословское мнѣніе, которое отрицаетъ юридическій взглядъ въ дѣлѣ нашего спасенія. Это мнѣніе не допускаетъ мысли, что крестная жертва была нужна для искупленія прародительскаго грѣха въ удовлетвореніе божественнаго правосудія, такъ какъ Господь въ этомъ не нуждается, ибо Онъ есть любовь.

Если держаться взгляда, что Богъ есть только любовь, и не имѣтъ въ виду, что Онъ есть и праведный Судія, то мы можемъ придти къ такому воззрѣнію, что отъ Бога исходитъ только всепрощеніе, поэтому настанетъ время, когда всѣ грѣшники вмѣстѣ съ бѣсами будутъ помилованы, вѣчныя мученія прекратятся, и будетъ одно только вѣчное блаженство для всѣхъ разумныхъ существъ. Но это мнѣніе противорѣчитъ Божественному Откровенію — его свидѣтельству, что Богъ воздастъ каждому по дѣламъ его, и прямому ученію Спасителя о страшномъ судѣ Его и о будущей нескончаемой жизни съ вѣчнымъ блаженствомъ для праведныхъ и вѣчными мученіями для грѣшныхъ людей и бѣсовъ.

О томъ, что въ дѣлѣ нашего спасенія дѣйствовало Божественное правосудіе, и свидѣтельствуетъ церковная пѣснь: «Искупилъ ны еси отъ клятвы законныя честною Твоею кровію...». Самое понятіе искупленія содержитъ въ себѣ юридическій элементъ, ибо означаетъ выкупъ или удовлетвореніе. А этого удовлетворенія не могла требовать божественная любовь, которая все даетъ туне. Его потребовало божественное правосудіе. Если бы въ дѣлѣ нашего спасенія дѣйствовала одна любовь, то крестная жертва Христа не была бы нужна. Тогда не было бы въ Свящ. Писаніи самаго слова искупленіе. А, между тѣмъ, помимо приведенныхъ словъ Ап. Павла, гдѣ онъ говоритъ объ искупленіи (Гал. 3, 13), мы имѣемъ еще свидѣтельство Ап. Петра, который также даетъ это понятіе объ искупленіи съ юридическимъ значеніемъ въ словахъ: не истлѣннымъ сребромъ или златомъ избавистеся (искуплены)... но честною (драгоцѣнною) кровію... Христа (1 Петр. 1, 18-19).

Но Богъ не только правосуденъ. Онъ есть и любовь (1 Іоан. 4, 8). Эта любовь, какъ учитъ Ап. Іоаннъ Богословъ, выразилась въ томъ, что Богъ послалъ Единороднаго Своего Сына въ умилостивленіе за грѣхи наши (1 Іоан. 4, 9-10). Слѣдовательно, въ дѣлѣ нашего искупленія проявилось не только божественное правосудіе, но и божественная любовь. Сынъ Божій умеръ не для того только, чтобы удовлетворить правдѣ Божіей, но и для другой цѣли. Какой же, возлюбленные? По ученію св. Аѳанасія Великаго и св. Сѵмеона Новаго Богослова, Господь умеръ и для того, чтобы даровать намъ еще бо́льшія блага, чѣмъ тѣ, какія имѣли наши прародители до своего паденія. До этого момента они находились въ единеніи съ Богомъ, но не въ такой степени, какая стала доступна для насъ послѣ крестной смерти Христа. Теперь мы получили возможность вступать въ единеніе съ Богомъ самымъ внутреннимъ родственнымъ образомъ, всѣмъ своимъ существомъ, посредствомъ причащенія Тѣла и Крови Его, когда мы обожаемся и дѣлаемся еще здѣсь на землѣ богами по благодати. А чтобы дать намъ эти блага — св. Тѣло и Кровь Христовы, надо было Спасителю умереть. Эта мысль о крестной смерти Господа, въ силу Его неизреченной любви къ намъ, для нашего дивнаго райскаго единенія со Христомъ, и выражается въ словахъ церковной пѣсни: «Царь бо царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ».

Такимъ образомъ, оба разсмотрѣнныя нами церковныя пѣснопѣнія рѣшаютъ данный догматическій вопросъ въ томъ смыслѣ, что крестная смерть нашего Спасителя совершилась одинаково, какъ въ силу божественнаго правосудія, такъ и въ силу божественной любви. Ибо здѣсь, на Голгоѳѣ, въ крестной смерти Господа, исполнились пророческія слова божественнаго Псалмопѣвца: Милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася (Псал. 84, 11).

Какое же мы, возлюбленные, должны извлечь для себя изъ всего этого спасительное назиданіе? Господь пролилъ для нашего спасенія Кровь Свою по требованію божественнаго правосудія. Принимая сію драгоцѣнную спасительную Кровь Сына Божія, будемъ опасаться, какъ бы намъ черезъ недостойное причащеніе не оказаться повинными противъ сей Крови передъ лицомъ того же божественнаго правосудія. Это случится съ нами, если мы и послѣ св. Причащенія будемъ возвращаться къ прежнимъ своимъ великимъ смертнымъ грѣхамъ. Послѣдними мы, по ученію Ап. Павла, второй разъ распинаемъ Христа и можемъ дойти до такого состоянія, когда и покаяніе окажется для насъ невозможнымъ (Евр. 6, 4-6), и мы навѣки погибнемъ.

Затѣмъ Господь, по требованію божественной любви, пролилъ кровь Свою на крестѣ, чтобы навѣки соединить насъ съ Собою черезъ таинство Евхаристіи и пріобщить насъ къ Своему божественному естеству для нашего вѣчнаго блаженства. Таково величайшее благо, которое даруется намъ божественною любовію.

Отвѣтимъ на сію любовь Господа къ намъ любовью къ Нему, т. е. исполненіемъ Его заповѣдей, ибо Онъ сказалъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). Тогда св. Причащеніе будетъ спасительнымъ для насъ, будетъ намъ во исцѣленіе души и тѣла и въ вѣчную радость.

Привѣтствую васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, съ принятіемъ Тѣла и Крови Христа. Помните, что безъ сего таинства для насъ закрытъ путь къ истинной блаженной жизни и здѣсь, и на небесахъ, ибо Господь сказалъ: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53). И пусть надъ всѣми нами исполнятся слова Христа: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ... и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 56-54). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1933 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 102-105.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.