Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на постриженіе Георгія Шелехова [1].

Много назидательныхъ словесъ ты слышалъ сейчасъ при совершеніи надъ тобою церковнаго чина постриженія. Но мнѣ хотѣлось бы, чтобы въ душу твою особенно запали и навсегда сохранились въ ней слѣдующія слова: «Добрая бо дѣла трудомъ стяжаваются и болѣзнію исправляются». Такъ говоритъ св. Церковь, имѣя въ виду иночество, которое есть не только доброе дѣло, но и самое высшее изъ всѣхъ христіанскихъ дѣлъ и подвиговъ, ибо оно есть отреченіе отъ всѣхъ сокровищъ міра для нашего всецѣлаго единенія со Христомъ. «Монашество, — говоритъ Еп. Ѳеофанъ Затворникъ, — есть, съ отрѣшеніемъ отъ всего, непрестанное умомъ и сердцемъ пребываніе въ Богѣ».

Такимъ образомъ, иночество есть ничто иное, какъ средство къ стяжанію нами совершенной любви къ Богу. Изъ любви къ Богу оно рождается и въ своихъ подвигахъ есть эта любовь, которая, по словамъ Христа, является самою первою божественною заповѣдью. Вотъ почему преподобный Исидоръ Пелусіотъ, сей великій и просвѣщенный инокъ, имѣя въ виду слова Христовы: сіи суть, иже на земли добрѣй сѣянніи, иже слышатъ слово и пріемлютъ, и плодствуютъ на тридесять, и на шестьдесятъ, и на сто (Марк. 4, 20), говоритъ: «подъ приносящими плоды въ тридцать кратъ разумѣть должно живущихъ чисто въ бракѣ, въ шестьдесятъ кратъ — должно разумѣть живущихъ въ мучительномъ воздержаніи отъ брака, а въ сто кратъ — провождающихъ жизнь въ чистомъ и блаженномъ дѣвствѣ».

Поэтому на иноковъ Господь изливаетъ Свои поразительныя милости. Въ древней назидательной книгѣ: «Лугъ Духовный» сообщастся, какъ былъ избавленъ отъ неминуемой смерти нѣкій человѣкъ, убѣгавшій отъ разбойника. Надъ нимъ былъ уже занесенъ мечъ, но онъ далъ обѣтъ принять монашество и тутъ же чудесно былъ спасенъ отъ смерти. Великій старецъ Оптиной пустыни о. іеросхимонахъ Амвросій въ молодости смертельно заболѣлъ. Онъ уже прощался съ міромъ, но далъ обѣтъ быть монахомь, и послѣ этого сталъ выздоравливать. Какъ видно изъ жизнеописанія преп. Даніила Столпника, и на небесахъ истинныхъ иноковъ ожидаетъ особенная слава, сравнительно съ праведными мірянами [2].

Но насколько монашество есть самое великое и угодное Богу дѣло, настолько оно является и труднымъ. Св. Ѳеодоръ Студитъ называетъ монашество мученичествомъ, т. к. здѣсь совершается мучительное умерщвленіе своей воли и всѣхъ ея плотскихъ хотѣній. Здѣсь не только нужно бороться съ своимъ человѣческимъ естествомъ, но и со злыми духами, почему Ап. Павелъ сказалъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12).

Но этимъ еще не исчерпывается вся тяжесть иноческой внутренней брани. Ты долженъ быть всегда готовымъ встрѣтиться на своемъ иноческомъ пути и съ такимъ явленіемъ: чѣмъ добросовѣстнѣе будешь ты бороться со страстями и чѣмъ болѣе ты будешь побѣждать молитвой и постомъ діавола, тѣмъ сильнѣе онъ будетъ нападать на тебя. Въ томъ же «Лугѣ Духовномъ» мы находимъ повѣствованіе объ одномъ инокѣ, который испытывалъ сильную плотскую брань отъ помысловъ. Вслѣдствіе этого сей инокъ пламенно и часто молился предъ иконой Божіей Матери. Однажды онъ съ великой горечью воскликнулъ: «Когда же ты, діаволъ, оставишь меня въ покоѣ?» Мгновенно предсталъ предъ нимъ демонъ и сказалъ: «тогда, когда ты перестанешь молиться передъ сею иконою».

Если же діаволъ во внутренней твоей брани съ нимъ будетъ посрамленъ тобою, то онъ и послѣ этого не оставитъ тебя въ покоѣ и будетъ внѣшне нападать на тебя посредствомъ всевозможныхъ людскихъ злословій и клеветъ. Поистинѣ, тернистъ путь иноческій и слова́ Христа: узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14), по преимуществу относятся къ инокамъ.

Все это я говорю тебѣ, возлюбленный о Христѣ сынъ мой, вовсе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящаго тебѣ монашескаго подвига, а для того, чтобы сказать: чѣмъ труднѣе будетъ твое воинствованіе за чистоту, за Христа и Его вѣчное Царство, тѣмъ болѣе тебѣ будетъ помощи отъ Бога. И ты слышалъ сейчасъ такія отрадныя слова Господа, Который, невидимо присутствуя на твоемъ постриженіи, устами Церкви Своей говорилъ тебѣ: «Аще бы и жена забыла исчадіе свое, Азъ же не забуду тебе». Господь всегда будетъ ограждать тебя Своими Ангелами. Нѣкогда св. Антоній Великій молилъ Бога показать ему, какой покровъ окружаетъ и защищаетъ монаха. «И видѣлъ я монаха, — говоритъ св. Антоній, — окруженнаго огненными лампадами, и множество Ангеловъ блюли его, какъ звницу ока, ограждая мечами своими». Не оставитъ тебя безъ особеннаго Своего небеснаго покровительства и Сама Пречистая Божія Матерь, Которая воспѣвается Церковью, какъ «столпъ дѣвства». А въ видѣніи знаменитому старцу Кіево-Печерской лавры іеросхимонаху о. Пароенію Ей угодно было назвать Себя первой монахиней.

Съ радостію всегда памятуй, что въ постриженіи своемъ ты воспринялъ отъ Бога особую, дивную благодать Святаго Духа. Подобно крещенской, она снимаетъ съ насъ всѣ грѣхи наши отъ рожденія. Эту благодать нѣкогда созерцали свв. Сѵмеонъ, Христа ради юродивый, и спостникъ его Іоаннъ въ видѣ сіяющихъ вѣнцовъ на главахъ постригаемыхъ, при дивномъ ангельскомъ пѣніи.

Будь только смиреннымъ. «Кто не имѣетъ смиренія, — говоритъ св. Ѳеодоръ Студитъ, — тотъ не можетъ быть монахомъ». На мой вопросъ, заданный нѣкогда праведной и мудрой старицѣ Варсонофіи, игуменіи Космо-Даміанскаго женскаго монастыря въ Крыму: сколько въ ея монастырѣ монахинь? Она отвѣтила: «пять». — «Почему же пять, спросилъ я, когда въ Вашей обители множество сестеръ?» — «Потому, сказала она, что изъ этого множества только пять истинныхъ смиренныхъ монахинь». Безъ смиренія, при всѣхъ, даже великихъ подвигахъ поста и молитвы, мы дѣлаемся фарисеями, безъ всякой любви къ ближнимъ, съ способностью только ихъ осуждать, клеветать на нихъ и тѣмъ самымъ нравственно ихъ убивать. А при смиреніи мы будемъ неуязвимы для бѣсовъ, низлагающихъ насъ за гордость и тщеславіе, ибо, по словамъ преп. Іоанна Лѣствичника, «смиренному некуда падать: онъ всегда лежитъ на землѣ». Нѣкогда св. Антоній Великій видѣлъ на землѣ сѣти діавола и воскликнулъ: «кто можетъ ихъ избѣжать?» И сказано ему было Богомъ: «отъ нихъ спасаются только смиреніемъ». Только черезъ смиреніе Господь сообщаетъ намъ Свою благодать, какъ говорится въ Свящ. Писаніи: Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6).

Отсюда понятно, что мы ничѣмъ такъ не приближаемся ко Христу, какъ только смиреніемъ, согласно Его словамъ: пріидите ко Мнѣ, вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смирень сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28-29). И какъ можетъ быть иначе, когда Господу угодно было, для стяжанія Его небеснаго Царства, положить смиреніе въ основу всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей, почему Онъ и сказалъ: блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть Царствіе небесное (Матѳ. 5, 3).

Помни всегда пророчество древнихъ св. отцовъ Церкви объ инокахъ послѣдняго времени. Св. отцы предсказывали современное паденіе нравовъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ, и паденіе иночества. Но въ то же время они пророчествовали, что въ послѣднее время будутъ и такіе иноки, которые окажутся выше великихъ подвижниковъ древности, хотя они будутъ жить не въ пустыни, а въ міру среди разврата и всякихъ соблазновъ, ибо будутъ спасаться сердечными скорбями и смиреніемъ, коимъ благополучно укроютъ себя отъ міра и отъ всего мірского.

Да поможетъ тебѣ Господь, сынъ мой, пріобрѣсти это смиреніе. Тогда съ тобою всегда будутъ угодники Божіи, св. Ангелы, Пречистая Божія Матерь и Самъ Господь. Тогда почіетъ надъ тобою Его Божественная благодать. Этой благодати Божіей, всегда охраняющей насъ отъ всякаго зла, радующей насъ радостію Христовою и утѣшающей насъ во всѣхъ нашихъ скорбяхъ, я тебя и вручаю.

А также призываю на тебя великій покровъ твоего новаго небеснаго руководителя св. Николая Чудотворца, перваго послѣ Божіей Матери заступника христіанскаго рода. Да оградитъ онъ тебя своимъ заступленіемъ отъ всѣхъ козней вражіихъ. Да управитъ онъ твою иноческую жизнь во святынѣ духа и да наставитъ тебя на всякую истину, чтобы быть тебѣ достойнымъ инокомъ для твоего собственнаго спасенія и во благо нашей Русской Православной Церкви. А въ будущей жизни да приведетъ тебя святитель Николай ко Христу для участія въ небесномъ и вѣчномъ блаженствѣ Его Царства. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 19 ноября 1933 г.
[2] Четьи Минеи, Декабря 11-го.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 105-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.