Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на день св. Пятидесятницы.
О благодати Святаго Духа, какъ нашемъ истинномъ блаженствѣ
[1].

Прекрасно учитъ о спасительномъ для насъ значеніи нынѣ празднуемаго Церковію событія св. Іоаннъ Златоустъ въ своихъ проповѣдяхъ на день св. Пятидесятницы. Онъ говоритъ, что черезъ ниспосланіе Святаго Духа на Апостоловъ Господь даровалъ всѣмъ вѣрующимъ въ Него величайшія блага. Съ этого момента мы, для освобожденія отъ грѣха и для своего освященія, принимаемъ отъ Святаго Духа Его Божественную благодать или Его дары: вѣдѣнія, исцѣленія, пророчества, разсужденія и даже самую вѣру, ибо, по свидѣтельству Ап. Павла, никто же можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3). Такъ проповѣдуетъ св. Іоаннъ Златоустъ о великихъ благахъ, дарованныхъ намъ сошествіемъ Святаго Духа на Апостоловъ.

Въ Свящ. Писаніи указываются и многія другія блага, которыя подаются намъ Святымъ Духомъ. Тотъ же Ап. Павелъ въ посланіи къ Галатамъ говоритъ: плодъ же духовный есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23).

Впрочемъ, всѣ эти дарованія Духа можно назвать однимъ благомъ, именно — блаженствомъ Царства Христова, которое мы получаемъ отъ Духа Святаго. Благодать Духа въ ея различныхъ и дивныхъ проявленіяхъ рождаетъ въ насъ блаженство Царства Божіяго. Поэтому она есть наше истинное христіанское счастье. Недаромъ Господь Спаситель назвалъ Святаго Духа Утѣшителемъ (Іоан. 14, 26; 15, 26; 16, 7). Сіе наименованіе говоритъ намъ, что только отъ Духа Святаго мы можемъ имѣть настоящее утѣшеніе во всѣхъ нашихъ скорбяхъ и черезъ Его благодать еще здѣсь получить доступъ ко всѣмъ радостямъ Божественнаго Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенномъ призываніи Святаго Духа, хлѣбъ и вино въ таинствѣ св. Евхаристіи пресуществляются въ Тѣло и Кровь Христа. А св. Тайны Христовы являются источникомъ величайшей нашей радости и предвкушеніемъ будущаго райскаго блаженства.

Благодать Святаго Духа есть наше истинное блаженство и потому, что черезъ нее рождается въ сердцахъ послѣдователей Христа то блаженное состояніе, о которомъ Ап. Павелъ сказалъ: ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его. Намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ (1 Кор. 2, 9-10).

Что можетъ быть блаженнѣе того состоянія, когда вся Божественная Троица вселяется въ человѣка и онъ дѣлается едино съ Богомъ по благодати. Но это блаженное единеніе, по ученію Христа, достигается черезъ исполненіе нами Божественныхъ заповѣдей (Іоан. 14, 23). А соблюдать спасительныя заповѣди мы можемъ только при содѣйствіи дарованной намъ возрождающей благодати Святаго Духа. Слѣдовательно, и по этой причинѣ она есть наше истинное блаженство.

Наконецъ, мы такъ называемъ благодать и потому, что она, какъ учитъ св. Василій Великій, будетъ источникомъ нашего блаженства въ неизреченномъ и вѣчномъ царствѣ Христовомъ.

Вотъ какое спасителыюе значеніе имѣетъ для насъ сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ. Они получили благодать Святаго Духа, которая есть и наша благодать. Вмѣстѣ съ нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здѣсь заключается лишь въ томъ, что эта благодать съ ея чудными проявленіями и ея блаженствомъ въ Апостолахъ раскрылась сразу во всей полнотѣ и доступномъ для человѣческаго естества совершенствѣ, а въ насъ, какъ учатъ св. отцы: Маркъ Подвижникъ, блаженный Діадохъ, иноки Каллистъ и Игнатій, а вмѣстѣ съ ними и нашъ великій богословъ еп. Ѳеофанъ Затворникъ, сія благодать раскрывается постепенно, по мѣрѣ исполненія нами Божественныхъ заповѣдей и, въ особенности, посредствомъ нашего покаянія и смиренія. Но такъ же, какъ и въ Апостолахъ, благодать Святаго Духа можетъ раскрыться въ насъ во всей возможной для насъ полнотѣ, если мы всѣмъ своимъ существомъ будемъ стремиться къ ней, какъ къ самому драгоцѣнному сокровищу.

Такое великое устремленіе къ благодати и было въ жизни угодниковъ Божіихъ. Ради сей благодати, какъ сокровища, скрытаго на полѣ, или драгоцѣнной жемчужины (Матѳ. 13, 44-45), святые оставляли всѣ блага міра сего и никакія скорби и страданія не могли ослабить ихъ благодатной ревности. А блаженные Христа ради юродивые даже сами искали этихъ скорбей и всевозможныхъ страданій, лишь бы имѣть въ своемъ сердцѣ сію благодать Божественнаго Духа съ ея райскимъ блаженствомъ. Они знали вмѣстѣ съ Апостоломъ Павломъ, что по мѣрѣ, какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5).

Къ этой-то благодати или блаженству Царства Христова, какъ къ самому высшему для насъ благу и послѣдней цѣли, къ которой мы предназначены Богомъ, и призываетъ насъ Господь, говоря: ищи́те же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Несомнѣнно, это благодатное небесное блаженство имѣлъ въ виду и св. Ап. Павелъ, когда сказалъ: горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2). А нашъ великій Оптинскій старецъ іеросхимонахъ о. Амвросій, согласно съ этими апостольскими словами, увѣщеваетъ насъ жить такъ, какъ бѣжитъ колесо, которое всѣми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своею точкою на одно лишь мгновеніе касается земли.

Увы! Подавляющее большинство современныхъ христіанъ не слѣдуетъ сему призыву, но всецѣло устремляется къ благамъ земного счастья. Какъ никогда они обуреваются неудержимымъ влеченіемъ къ радостямъ плотской страсти. Открытый плотской развратъ сталъ характернымъ признакомъ ихъ жизни. Такимъ же отличительнымъ свойствомъ современныхъ христіанъ является сребролюбіе, которое побуждаетъ въ данный моментъ, несмотря на всѣ наши культурныя достиженія, готовиться къ небывалому по жестокости взаимному человѣческому истребленію.

Печальнѣе всего то, что въ этомъ гибельномъ устремленіи къ благамъ земного счастья современные христіане не могутъ остановиться, ибо не ученіе Христа, Апостоловъ, св. отцовъ, и даже не совѣсть являются для нихъ жизненнымъ руководствомъ, а человѣческій разумъ, плѣненный и ослѣпленный гордостью, которая толкаетъ ихъ на путь всевозможныхъ заблужденій, ересей и богоборчества, не допуская даже малѣйшаго прикосновенія къ нимъ добраго, спасительнаго воздѣйствія.

Что же касается благодати Святаго Духа, то не только христіане вообще, но подавляющее большинство православныхъ христіанъ потеряло о ней всякое представленіе. Еще во времена преп. Серафима Саровскаго Мотовиловъ спрашивалъ его: что́ такое благодать Святаго Духа и нельзя ли ему испытать ея дѣйствія? Мотовиловъ оказался исключительно счастливымъ человѣкомъ. Онъ встрѣтился съ величайшимъ угодникомъ Божіимъ, желанія и молитвы котораго Господь исполнялъ незамедлительно. Въ отвѣтъ на слова Мотовилова преп. Серафимъ вознесъ къ Богу сердечную молитву и тотчасъ лицо его озарилось чуднымъ благодатнымъ свѣтомъ. Вмѣстѣ съ этимъ Мотовиловъ ощутилъ дивныя проявленія благодати въ душѣ своей и опытно узналъ, въ чемъ состоитъ блаженство благодати, или наше истинное христіанское счастье.

Но Мотовиловъ искренно желалъ сей благодати. Поэтому Господь, при содѣйствіи молитвъ преп. Серафима, исполнилъ его желаніе. Будемъ и мы съ вами, мои возлюбленныя о Христѣ чада, всѣмъ существомъ стремиться къ благодати, какъ цѣли всей нашей жизни. Будемъ помнить, что Самъ Господь дарованіе намъ этой благодати считалъ цѣлью всѣхъ Своихъ страданій, вплоть до Своего восшествія на крестъ, сказавши ученикамъ: уне есть вамъ, да Азъ иду, аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли же иду, послю Его къ вамъ (Іоан. 16, 7). Вотъ почему св. Сѵмеонъ Новый Богословъ говоритъ: «то и было цѣлью и концомъ всего воплощеннаго домостроительства Христова, чтобы Духа Святаго принимали въ ду́ши свои вѣрующіе въ Него... и чтобы дѣйствіемъ сего Духа... они обновлялись и пересозидались по уму, совѣсти и по всѣмъ чувствамъ» [2].

Могутъ спросить: какъ же намъ желать благодати Святаго Духа и стремиться къ ней, когда она уже есть въ насъ, когда мы получили ее въ св. крещеніи и мѵропомазаніи и продолжаемъ получать ее въ другихъ таинствахъ Церкви? — Да, мы имѣемъ въ сердцахъ своихъ сію Божественную благодать. Но когда мы тяготѣемъ къ землѣ и увлекаемся всецѣло счастьемъ земнымъ, тогда Духъ Святый отходитъ отъ насъ Своею благодатію, и мы можемъ погибнуть навѣки. Вѣдь въ такомъ неудержимомъ устремленіи къ плотскому счастью и была причина гибели людей при всемірномъ потопѣ, передъ которымъ Господь сказалъ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Да, мы имѣемъ въ себѣ благодать Святаго Духа и, тѣмъ не менѣе, мы должны стремиться къ ней, т. е. раскрывать и пріумножать ее въ себѣ, какъ учатъ св. отцы Церкви, посредствомъ исполненія Божественныхъ заповѣдей, черезъ покаяніе и, въ особенности, смиреніе. Покажемъ на дѣлѣ свое стремленіе къ благодати Святаго Духа. Иначе сказать: будемъ неуклонно соблюдать заповѣди нашего Спасителя, будемъ плакать о грѣхахъ своихъ, а больше всего смиряться передъ Богомъ и людьми, чтобы Духъ Святый, въ силу нашего нерадѣнія о христіанской жизни, не отошелъ отъ насъ, и мы не погибли бы навѣки. Вотъ почему св. Церковь требуетъ, чтобы мы всегда, а въ особенности въ сей праздникъ Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «пріиди и вселися въ ны». Она слѣдуетъ въ данномъ случаѣ увѣщанію великаго Ап. Павла, который въ посланіи къ Евреямъ говоритъ: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божіей... Будемъ хранить благодать... (Евр. 12, 15. 28).

Поэтому пусть главнѣйшимъ предметомъ нашихъ заботъ и стараній будетъ постоянная сердечная молитва о томъ, чтобы благодать Святаго Духа всегда пребывала съ нами, какъ источникъ истины, силы и радости въ нашей жизни. Мы молились объ этомъ вчера за всенощнымъ бдѣніемъ и сегодня за Божественной Литургіей. Будемъ молиться объ этомъ и сейчасъ за троицкой вечерней. «Благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастіе Святаго Духа буди со всѣми вами». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая въ іюнѣ 1937 г.
[2] Слова преп. Сѵмеона Новаго Богослова, вып. I, стр. 291.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 114-118.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.