Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на день Срѣтенія Господня.
Изъясненіе праздничнаго тропаря
[1].

Это домостроительство, какъ видно изъ творенія св. Аѳанасія Александрійскаго: «О воплощеніи Бога Слова», прежде всего состояло въ томъ, что Богъ черезъ Своего Единороднаго Сына даровалъ человѣческому роду истинное просвѣщеніе. До Христа человѣчество тонуло во тьмѣ язычества, во мракѣ всевозможныхъ заблужденій. Въ нихъ были повинны сами люди, ибо эти заблужденія были порожденіемъ злой человѣческой воли и исходили изъ сердца, исполненнаго страстей. Поэтому Господь, какъ свидѣтельствуетъ Ап. Павелъ, предалъ людей ихъ собственнымъ постыднымъ страстямъ и дѣламъ, достойнымъ смерти (Рим. 1, 21-32). Но не для грѣха и смерти мы созданы Богомъ, а для вѣчной, святой и блаженной жизни. Чтобы осуществить сію цѣль, Господь и послалъ на землю Своего Единороднаго Сына, Который просвѣтилъ человѣчество свѣтомъ православной вѣры.

Это дѣйствіе божественнаго домостроительства и выражается въ Словахъ тропаря: «просвѣщаяй сущія во тьмѣ».

Но одной православной вѣры недостаточно для нашего спасенія. Необходимо было не только просвѣтить людей ея свѣтомъ, но и освободить ихъ отъ ига страстей, грѣха и діавола. Поэтому, по ученію св. Аѳанасія Великаго, надо было Богу, въ цѣляхъ Его божественнаго о насъ домостроительства, освободить людей отъ этого рабства и сдѣлать ихъ святыми. Сіе освобожденіе и даровалъ намъ Господь, ниспославши людямъ, въ силу Своихъ крестныхъ страданій и смерти, божественную благодать. Съ момента сошествія Святаго Духа на Апостоловъ всѣмъ истинно вѣрующимъ сообщается въ таинствахъ Церкви сія благодать, которая избавляетъ людей отъ мучительства діавола и уподобляетъ насъ по чистотѣ и святости Самому Богу.

Объ этомъ дѣйствіи божественнаго домостроительства и говорится въ словахъ тропаря: «веселися и ты, старче праведный, пріемый во объятія Свободителя душъ нашихъ».

Плоды божественнаго домостроительства: просвѣщеніе вѣрою и освобожденіе отъ грѣха, по ученію св. Аѳанасія Великаго и другихъ св. отцовъ Церкви; имѣютъ своею цѣлью дарованіе намъ вѣчнаго блаженства въ небесномъ Царствѣ Христовомъ. Это блаженство во всей своей полнотѣ начнется для праведныхъ всеобщимъ воскресеніемъ, когда они не только душою, но и тѣломъ пріобщатся къ радости своего Господа. Сіе блаженство будетъ такъ велико, что мы не можемъ сейчасъ представить себѣ всей его силы. Не у явися (еще не открылось) что будемъ, говоритъ св. Іоаннъ Богословъ, вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ: ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2).

Но Господь такъ милосердъ и такъ любитъ насъ, что даровалъ намъ возможность пріобщаться къ сему блаженству еще здѣсь, въ земной нашей жизни. Это происходитъ тогда, когда Духъ Святый Своею благодатію воскрешаетъ наши души, помогая намъ умерщвлять страсти и соблюдать спасительныя заповѣди. Поэтому св. Церковь говоритъ: «Святымъ Духомъ всяка душа живится и чистотою возвышается». Мы воскресаемъ душою, когда, при содѣйствіи благодати Святаго Духа, побѣждаемъ свою плотскую страсть и пріобрѣтаемъ цѣломудріе, эту дивную побѣду надъ закономъ нашего плотского естества, которая пріобщаетъ насъ къ радости св. безплотныхъ Ангеловъ. Мы воскресаемъ божественною благодатію въ душѣ своей, когда побѣждаемъ діавольскую злобу и являемъ любовь къ Богу и ближнимъ, въ которой, по ученію св. Исаака Сиріанина, заключается рай со всѣми его блаженствами. Душа наша достигаетъ воскресенія, когда мы неуклонно соблюдаемъ всѣ заповѣди Христа, отъ чего рождается въ насъ самое высшее, возможное на землѣ, блаженство. Тогда во всей силѣ осуществляются надъ нами слова Спасителя: Аще заповѣди Моя соблюдете... радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (будетъ совершенна) (Іоан. 16, 10-11).

Объ этомъ дѣйствіи божественнаго домостроительства и говорятъ послѣднія слова настоящаго тропаря: «дарующаго намъ воскресеніе».

Не забыта въ семъ тропарѣ и Виновница нашего спасеніи, Пречистая Дѣва Марія, черезъ Которую совершилъ Господь все Свое божественное о насъ смотрѣніе. Съ обращенія къ Ней тропарь и начинается: «Радуйся, Благодатная Богородице Дѣво, изъ Тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ». Это обращеніе показываетъ, какъ близка Пречистая Дѣва Марія къ Сыну Своему и, слѣдовательно, какое величайшее дерзновеніе Она имѣетъ передъ Нимъ въ Своемъ за насъ заступленіи.

Пусть эти слова тропаря побуждаютъ насъ молиться Ей объ усвоеніи нами плодовъ домостроительства Христова, чтобы сдѣлаться намъ участниками небеснаго Царства со всѣми его радостями.

Конечно, это вовсе не значитъ, что мы должны умолять Божію Матерь только о благахъ небесныхъ. Нѣтъ, св. Церковь знаетъ, какъ велики наши тѣлесныя нужды и какъ намъ необходимо заступленіе Царицы Небесной во всѣхъ нашихъ безчисленныхъ земныхь потребностяхъ и скорбяхъ. Поэтому Церковь призываетъ насъ, чтобы мы и въ этихъ нуждахъ своихъ спѣшили къ материнскому покрову Богородицы. Невозможно пересчитать всѣ поразительные случаи заступленія Пречистой Божіей Матери, какое Она являла и являетъ, въ силу Своей любви и нашихъ молитвъ къ Ней, какъ невозможно для насъ исчислить всѣ звѣзды небесныя или песокъ морской.

Поэтому будемъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, усердно молиться Пречистой Божіей Матери о заступленіи насъ во всѣхъ нашихъ скорбяхъ, нуждахъ и напастяхъ, и никогда наши молитвы не будутъ отвергнуты Ею.

Но не будемъ забывать, что Божіей Матери болѣе всего угодно, чтобы мы умоляли Ее о дарованіи намъ благъ небеснаго Царства. И какъ же можетъ быть иначе, когда Ея Божественный Сынъ, Господь Спаситель нашъ, повелѣваетъ искать прежде всего Царства Его, этого послѣдняго плода, этой послѣдней цѣли всего божественнаго домостроительства Христова. Молитвами Пречистой Дѣвы Маріи да удостоитъ насъ Господь небеснаго Своего Царства и да не лишитъ насъ Своей неизреченной милости и во всѣхъ нашихъ нуждахъ земныхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 2 февраля 1938 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 119-121.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.