Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово противъ гоненій на Православіе въ Польшѣ [1].

Во исполненіе сего соборнаго постановленія, мы будемъ сейчасъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, молиться, чтобы Господь прекратилъ гоненіе на Православную Церковь въ Польшѣ.

Эта Церковь насчитываетъ въ своемъ составѣ пять милліоновъ русскихъ православныхъ людей, пять епархій, семь архіереевъ, тысячу триста приходовъ и двѣ съ половиной тысячи священно-церковныхъ служителей. Она именуется автокефальной, хотя въ этомъ достоинствѣ не признала ее Церковь-мать и Церкви: Сербская, Болгарская и наша Зарубежная. Эта автокефалія была образована, главнымъ образомъ, по требованію польскаго правительства исключительно только для того, чтобы изолировать Православную Церковь въ Польшѣ отъ всѣхъ другихъ Православныхъ Церквей и, какъ одинокую и беззащитную, скорѣе уничтожить, а всѣхъ русскихъ православныхъ людей обратить въ католичество.

Какъ видно изъ документовъ, представленныхъ на послѣдній нашъ Соборъ, цѣль эта осуществлялась постепенно посредствомъ тяжкихъ притѣсненій православнаго духовенства. Послѣднему было предоставлено нищенское содержаніе отъ правительства и, кромѣ того, оно лишено было защиты закона, т. к. по § 3 временныхъ правилъ, которыми должна руководствоваться Православная Церковь въ Польшѣ, священникъ безъ суда и слѣдствія и безъ всякихъ объясненій со стороны властей могъ быть удаленъ въ двадцать четыре часа изъ предѣловъ воеводства.

Конечно, такими условіями жизни и дѣятельности православнаго духовенства въ Польшѣ какъ нельзя лучше пользуется воинствующій католицизмъ, пропаганда котораго всячески поддерживается властями и разными католическими организаціями. Опираясь на послѣднія и на польскія власти, ксендзы своею проповѣдью стараются склонить православное населеніе къ переходу въ католичество или, по крайней мѣрѣ, въ унію на томъ основаніи, что будто всѣ православные русскіе люди, вошедшіе въ новый составъ польскаго государства, ранѣе были католиками и поляками, и что они насильно обращены въ православіе русскимъ царскимъ правительствомъ.

Впрочемъ, дѣло не ограничивается только этою лживою проповѣдью. На протяженіи всего времени существованія Православной Церкви въ Польшѣ, храмы послѣдней и молитвенные дома десятками и сотнями постепенно закрывались или обращались въ костелы. Была даже попытка отнять великую православную святыню въ Польшѣ — Почаевскую Лавру. Всякое же противодѣйствіе со стороны православныхъ, при посягательствахъ на ихъ святыни, разсматривается, какъ антигосударственное политическое преступленіе.

Этого мало. По требованію властей и католической пропаганды, богослуженія въ православныхъ храмахъ стали совершаться на польскомъ языкѣ; а во многихъ католическихъ храмахъ введенъ такъ называемый «восточный обрядъ», т. е. совершеніе богослуженій по образцу греко-восточной Церкви. Все съ тою же цѣлью скорѣйшаго уничтоженія Православной Церкви въ Польшѣ, въ жизнь русскихъ людей вносится раздѣленіе черезъ украинизацію, которая всячески поощряется правительствомъ. Православная іерархія печатно обливается грязью. Не оставляются безъ вниманія и православныя богословскія школы, гдѣ внѣдряется такая система воспитанія, при которой изгоняется самый духъ православія и истина замѣняется ложью.

Несмотря на всю эту подготовительную работу по обращенію православныхъ въ католичество, результаты получились весьма незначительные. Въ теченіе послѣднихъ двадцати лѣтъ унію приняли только двадцать тысячъ русскихъ. Зато изъ уніи перешло въ православіе тридцать тысячъ человѣкъ. Въ католичество перешло только полторы тысячи православныхъ, и то подъ вліяніемъ насилія и всякихъ угрозъ. Причемь, почти всѣ они продолжаютъ посѣщать православные храмы и каются на исповѣди въ грѣхѣ отступленія отъ своей вѣры. Вмѣсто же отнятыхъ храмовъ, на послѣдніе гроши русскихъ строятся новые храмы, куда приглашаются изгнанные священники уже на полное иждивеніе православнаго населенія.

Въ виду такихъ незначительныхъ результатовъ католической пропаганды, въ 1937 г. состоялся генеральный сѵнодъ католическаго епископата въ Польшѣ, который постановилъ: считать одною изъ главныхъ своихъ задачъ соединеніе Православной Церкви въ Польшѣ съ католической. Это постановленіе польское правительство рѣшило осуществить во что бы то ни стало, въ надеждѣ, что православное населеніе, сдѣлавшись католическимъ, будетъ преданнымъ Польшѣ.

И вотъ, съ весны 1938 г. въ Польшѣ началось открытое весьма тяжкое гоненіе на Православную Церковь, которое выразилось въ разрушеніи храмовъ и въ страшномъ насиліи надъ православными, съ требованіемъ принятія ими католичесгва. Съ какимъ успѣхомъ стали осуществляться здѣсь, при помощи польскаго правительства, планы Ватикана, объ этомъ свидѣтсльствуетъ тотъ фактъ, что изъ 383 православныхъ храмовъ, которые существовали въ Холмщинѣ и Подляшьѣ до войны 1914 г., къ моменту нашего послѣдняго Собора осталось только 63 храма. А въ настоящее время и это число значительно сократилось.

Самое разрушеніе церквей производится вандальскимъ способомъ. Неожиданно ночью, подъ охраной пулеметовъ, появляется отрядъ полицейскихъ, иногда съ арестантами, и къ утру церковь уничтожается до основанія. При этомъ бываютъ случаи ужаснаго кощунства надъ Святыми Дарами и другими священными предметами нашего религіознаго почитанія. Священники и прихожане, которые пытаются защитить святыни, избиваются полиціей, арестовываются и предаются суду. Всѣ жалобы высшимъ властямъ остаются безотвѣтными.

Многіе изъ среды поляковъ понимаютъ, что это гоненіе чревато тяжкими послѣдствіями для самой Польши. Извѣстный уніатскій митрополитъ Андрей Шептицкій выступилъ съ посланіемъ противъ этого гоненія, порицая дѣйствія польскаго правительства и отмежевываясь отъ римо-католическихъ дѣятелей. Это посланіе властями было конфисковано, какъ и посланіе іерарховъ Православной Церкви въ Польшѣ съ крайне осторожнымъ утѣшеніемъ гонимаго вѣрующаго народа.

Православное населеніе Польши, подавленное гоненіемъ, обратилось за помощью къ нашему Собору. Съ этою мольбою оно обращается ко всѣмъ намъ и ко всему культурному міру.

Несомнѣнно, рано или поздно Россія заставитъ вспомнить поляковъ, что русское правительство такъ къ нимъ никогда не относилось. Одновременно она напомнитъ полякамъ разрушеніе ими русскаго Варшавскаго собора и другихъ православныхъ храмовъ, всѣ ужасы настоящаго гоненія на православныхъ въ Польшѣ и вынесетъ свой обвинительный приговоръ.

Тогда поляки поймутъ свое безуміе и всю пагубность для нихъ фанатизма католическаго духовенства и его главы — папы, весьма погрѣшимаго и повиннаго не только въ ересяхъ, но и въ томъ насиліи, которое допускается имъ при совращеніи людей въ свою пагубную вѣру.

Кажется, никогда такъ ярко папа не выступалъ въ видѣ великаго инквизитора, какимъ изобразилъ его нашъ Достоевскій, какъ выступаетъ онъ нынѣ въ своихъ дѣяніяхъ въ Польшѣ. Эти дѣянія нельзя назвать иначе, какъ антихристіанскими. Если бы папа былъ истиннымъ послѣдователемъ Христа, то онъ не допустилъ бы, чтобы польскій епископатъ, ксендзы и міряне, какъ его духовныя чада, совершали такія злодѣянія, которыя обратили жизнь православныхъ въ Польшѣ въ сплошное мученіе, въ одинъ кромѣшный адъ. Очевидно, папа не можетъ дѣйствовать иначе, въ силу нравственной природы своего еретическаго исповѣданія, т. е. въ силу той же чрезвычайной гордыни, столь свойственной католичеству, не имѣющему ничего общаго ни съ православной вѣрой, ни съ истинной христіанской моралью.

Вотъ почему нѣкоторые думаютъ, что въ католичествѣ нѣтъ благодати Божественнаго Духа. Мы полагаемъ, что у католиковъ благодать Святаго Духа есть, такъ какъ у нихъ сохранилось апостольское преемство. Объясняя евангельскія слова: и растешетъ его полма, и часть его съ невѣрными положитъ (Матѳ. 24, 51), св. Василій Великій свидѣтельствуетъ, что благодать Святаго Духа отнимется отъ принявшихъ ее только на страшномъ судѣ Христовомъ. Но эта благодать не является въ католичествѣ, вслѣдствіе присущихъ ему ересей, дѣйствующей, т. е. перерождающей и спасающей. Надъ католиками, какъ еретиками, принявшими иное благовѣствованіе, тяготѣетъ во всей силѣ апостольское проклятіе (Гал. 1, 8), которое отсѣкаетъ ихъ отъ нашей истинной Церкви Православной и тѣмъ самымъ обрекаетъ на вѣчное лишеніе блаженства въ небесномъ Царствѣ Христовомъ.

О, если бы католичество не имѣло Божественной благодати! Тогда оно не было бы такъ повинно передъ Богомъ. Впрочемъ, главная отвѣтственность здѣсь падаетъ на католическую іерархію во главѣ съ ея римскимъ первосвященникомъ. Католическихъ іерарховъ въ отношеніи къ благодати можно уподобить Іудѣ предателю. По свидѣтельству св. Іоанна Златоуста, онъ, какъ и другіе Апостолы, получилъ отъ Христа дары Святаго Духа, коими совершалъ великія чудеса вплоть до воскрешенія мертвыхъ, когда посылался Спасителемъ вмѣстѣ съ другими Его учениками на проповѣдь. Онъ даже удостоился принять на тайной вечерѣ Тѣло и Кровь Христа. Тѣмъ не менѣе, это великое апостольское достоинство Іуды не только не явилось для него спасительнымъ, но оказалось ему въ погибель и вѣчное осужденіе за то, что онъ предалъ Христа.

Такому осужденію подлежитъ и католичество, главнымъ образомъ, въ лицѣ своей іерархіи за то, что послѣдняя приняла отъ Христа чрезъ апостольское преемство благодать Святаго Духа и попираетъ ее своею чрезвычайною гордостью и ересями.

Однако, чѣмъ же мы, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, можемъ оказать помощь нашимъ страждущимъ братьямъ въ Польшѣ? Будемъ молиться, чтобы Самъ Господь Своими промыслительными путями уничтожилъ гоненіе на Православную Церковь въ Польшѣ. Будемъ умолять Его, чтобы Онъ даровалъ отраду нашимъ братьямъ, страдальцамъ за истинную вѣру Христову. И да исполнитъ Господь молитвы наши и да явитъ Онъ въ жизни православныхъ русскихъ людей въ Польшѣ предъ лицомъ всего міра божественную силу непреложныхъ Своихъ словъ: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Не оставлю васъ сиры; пріиду къ вамъ (Іоан. 14, 18); и: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 3/16 октября 1938 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 122-126.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.