Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Рождество Христово.
Изъясненіе нѣкоторыхъ рождественскихъ стихиръ, съ указаніемъ ихъ догматическаго значенія
[1].

Привѣтствую васъ, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, съ великимъ праздникомъ Рождества Христова! И вчера и сегодня св. Церковь назидала насъ своимъ дивнымъ богослуженіемъ въ честь настоящаго праздника. Какъ много содержится въ этомъ богослуженіи спасительныхъ для насъ истинъ! Здѣсь св. Церковь предлагаетъ намъ догматическое вѣдѣніе о Господѣ Іисусѣ Христѣ и о нашемъ спасеніи.

Такъ, въ одной изъ рождественскихъ стихиръ говорится: «Како изреку великое таинство? Безплотный воплощается, Слово одебелѣваетъ; Невидимый видится и Неосязаемый осязается и Безначальный начинается, — Сынъ Божій сынъ человѣчь бываетъ: Іисусъ Христосъ вчера и днесь, тойже и во вѣки» [2]. Въ этихъ словахъ разрушается древняя и современная гностическая философія, не допускающая соединенія неограниченнаго съ ограниченнымъ, или Бога съ тварью. Вмѣстѣ съ тѣмъ, здѣсь утверждается догматическая истина нашей вѣры о воплощеніи Бога Слова и о принятіи Имъ навѣки въ Свое Божество нашей человѣческой плоти.

А въ другой рождественской стихирѣ св. Церковь уясняетъ намъ, какъ произошло это соединеніе Бога съ нашимъ человѣческимъ естествомъ: «Еже бѣ пребысть, и еже не бѣ, пріятъ, ни смѣшенія претерпѣвъ, ниже раздѣленія» [3]. Русскій переводъ и смыслъ этихъ словъ такой: «то, что было, т. е. Божество Христа, при воплощеніи осталось, а чего изначала въ Сынѣ Божіемъ не было, т. е. человѣчества, то воспринято Его Божествомъ, но такъ, что отъ этого воспріятія не произошло сліянія божественнаго естества съ человѣческимъ. Послѣднее не уничтожилось, какъ учили еретики монофизиты, но въ то же время не произошло здѣсь и раздѣленія Божескаго естества отъ человѣческаго на два лица, какъ учили несторіане. Такимъ образомъ, въ этой стихирѣ не только ниспровергаются ереси монофизитская и несторіанская, существующія и доселѣ, но свидѣтельствуется догматическая истина, что при воплощеніи Бога Слова соединились два естества: человѣческое и Божеское въ одну Божественную личность Христа, и тѣмъ самымъ дается намъ истинное познаніе о нашемъ Спасителѣ.

Въ томъ же рождественскомъ богослуженіи св. Церковь показываетъ намъ, какое великое благо для нашего спасенія мы получили отъ рожденія на землѣ Господа. Этимъ благомъ является наша вѣра во Христа: «Господу Іисусу рождшуся отъ Святыя Дѣвы, просвѣтишася всяческая...» «вѣрою просвѣщаеми...» [4]. Итакъ, однимъ изъ плодовъ Рождества Христова является наша вѣра въ родившагося Господа, которая есть и основа и средство нашего истиннаго просвѣщенія или спасенія. Вотъ почему Ап. Павелъ сказалъ: Благодатію есте спасени чрезъ вѣру (Ефес. 2, 8).

Конечно, спасительною вѣра явится для насъ только въ томъ случаѣ, когда она будетъ споспѣшествуема любовью къ Богу и ближнимъ. Вмѣстѣ съ такою вѣрою мы пріобрѣтемъ Самого Христа, какъ источника всѣхъ нашихъ радостей и земныхъ и небесныхъ. Тогда Господь вступитъ съ нами въ такое дивное единеніе, что мы сдѣлаемся съ Нимъ едино по благодати, удостоимся быть храмомъ всей Святой Троицы и будемъ невидимо и таинственно осіяваться свѣтомъ Божества Христова, Его славою. Тогда еще здѣсь мы будемъ испытывать начатки райскаго блаженства, которое во всей полнотѣ раскроется на небесахъ послѣ страшнаго суда Христова.

Вотъ какое вѣдѣніе предлагаетъ намъ св. Церковь черезъ рождественское богослуженіе къ нашему истинному просвѣщенію или спасенію.

Въ заключеніе остановимъ свое вниманіе на слѣдующихъ словахъ одной изъ стихиръ рождественской вечерни: «Что Тебѣ принесемъ, Христе?... каяждо бо отъ Тебе бывшихъ тварей благодареніе Тебѣ приноситъ: Ангели — пѣніе, небеса — звѣзду, волсви — дары, пастыріе — чудо, земля — вертепъ, пустыня — ясли, мы же — Матерь Дѣву». Вмѣстѣ съ Церковью принесемъ, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, родившемуся Христу, истинному Богу нашему, вмѣсто злата и прочихъ даровъ — Пречистую Дѣву, разумѣется, какъ Ходатаицу съ нашими молитвами и безчисленными сердечными скорбями.

Да услышитъ Господь эти молитвы и воздыханія черезъ нашу небесную Заступницу. Да проститъ Онъ всѣ наши согрѣшенія, да избавитъ насъ отъ всѣхъ скорбей и даруетъ намъ небесную славу Своего неизреченнаго блаженнаго Царства. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 25 декабря 1938 г.
[2] Вечерня на 26 декабря, 2-я стихира на стиховнѣ.
[3] Тамъ же , 1-я стихира на стиховнѣ.
[4] Стихиры праздника: на Господи воззвахъ и на стиховнѣ.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 126-128.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.