Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Богоявленіе Господне.
О просвѣщающемъ дѣйствіи благодати Святаго Духа
[1].

Но такъ этотъ праздникъ называется еще и по той причинѣ, что во время таинства мѵропомазанія, совершаемаго при крещеніи, даруется людямъ благодать Божественнаго Духа, которая является для нихъ источникомъ истиннаго просвѣщенія. Объ этомъ говоритъ и содержаніе богослуженія настоящаго праздника [1, 2] и, въ особенности, его тропарь и кондакъ. Эти церковныя пѣснопѣнія выражаютъ всегда сущность празднуемаго Церковью событія.

Остановимъ свое вниманіе, мои возлюбленныя о Господѣ чада, прежде всего на заключительныхъ словахъ праздничнаго тропаря: «и міръ просвѣщей, слава Тебѣ». Спрашивается, какимъ образомъ Господь просвѣтилъ міръ? — Онъ просвѣтилъ его сначала благодатнымъ словомъ Своего евангельскаго благовѣстія. Евангелистъ Лука, передавая о проповѣди Іисуса Христа въ назаретской синагогѣ, замѣчаетъ, что слушатели дивились словамъ благодати, исходившимъ изъ устъ Его (Лук. 4, 22). Эти благодатныя слова Христа глубоко и неотразимо дѣйствовали на сердца людей, хотя и не одинаково. Книжники и фарисеи, какъ одержимые діавольскою гордостію и злобою, приходили отъ проповѣди Спасителя въ бѣшенство и готовы были тутъ же убить Его. Но люди, не зараженные фарисейскою гордостью и злобою, испытывали отъ словъ Господа спасительное дѣйствіе. Слуги, посланные фарисеями схватить Іисуса, говорили имъ, что они не могли исполнить сего, ибо никогда человѣкъ не говорилъ такъ, какъ этотъ человѣкъ (Іоан. 7, 46).

Конечно, особенное благодатное дѣйствіе имѣли слова Христа на Апостоловъ. Подъ вліяніемъ Его божественной проповѣди, они оставили своихъ родныхъ и близкихъ, отреклись отъ всѣхъ благъ міра и навѣки отдали себя Христу. Черезъ ихъ благовѣстіе Господь просвѣтилъ весь міръ, ибо къ нимъ относились слова Писанія: Во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ кочцы вселенныя глаголы ихъ (Псал. 18, 5; Рим. 10, 18). А послѣ Апостоловъ Господь просвѣщалъ и просвѣщаетъ міръ черезъ св. отцовъ и учителей Церкви. Ихъ ученіе и благодатныя словеса такъ же глубоко и неотразимо дѣйствуютъ на сердца людей, являясь драгоцѣннѣйшимъ достояніемъ всего міра. И теперь нѣтъ ни одного мѣста на земномъ шарѣ, куда бы благодатный свѣтъ Божественнаго Писанія и святоотеческаго ученія не проникъ своими просвѣтительными лучами. И если сей божественный свѣтъ не воспринимается, какъ должно, всѣми людьми, и множество изъ нихъ еще коснѣетъ во тьмѣ еврейства, язычества и инославія, то въ этомъ виноваты сами люди.

Русскій народъ былъ счастливъ и блаженъ, ибо онъ всѣмъ своимъ сердцемъ стремился къ благодатному просвѣщенію, исходившему отъ Православной Церкви, и правильно его воспринималъ. Поэтому самымъ любимымъ его чтеніемъ были книги Священнаго Писанія, Прологъ, Благовѣстникъ, избранныя сочиненія св. Іоанна Златоуста, названныя имъ «Золотою струею», и другія святоотеческія книги. Но больше всего онъ любилъ читать Четьи Минеи [2].

И не только простой народъ стремился къ такому просвѣщенію. Извѣстно, съ какою любовію читали св. Евангеліе Жуковскій, Карамзинъ, Достоевскій, Гоголь и другіе наши великіе писатели. Пушкинъ въ послѣдніе годы своей жизни съ духовнымъ восторгомъ читалъ св. Евангеліе. Онъ заучивалъ наизусть многіе евангельскіе тексты, а также молитвы, въ которыхъ видѣлъ высшую поэзію. Это благодатное просвѣщеніе отразилось и на его творчествѣ, и мы знаемъ его дивное переложеніе любимой имъ молитвы св. Ефрема Сирина. Такимъ же предметомъ вниманія были для Пушкина и Четьи-Минеи. За годъ до своей смерти онъ началъ издавать журналъ «Современникъ» и успѣлъ выпустить четыре книги. Печатая здѣсь библіографическій отзывъ касательно историческаго «Словаря о святыхъ, прославленныхъ въ Россійской Церкви», онъ выразилъ удивленіе, что многіе русскіе образованные люди не имѣютъ понятія о жизни того святого, имя котораго носятъ.

О, если бы мы и доселѣ держались этого благодатнаго просвѣщенія! Тогда ничто злое и скорбное не коснулось бы насъ.

Да вразумитъ насъ Господь всѣми бѣдствіями, которыми такъ полна наша жизнь, и да наставитъ Онъ насъ на путь истиннаго просвѣщенія благодатію Святаго Духа.

Есть, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, и другого рода благодатное просвѣщеніе, о которомъ говорятъ начальныя слова настоящаго праздничнаго кондака: «Явился еси днесь вселеннѣй и свѣтъ Твой, Господи, знаменася на насъ». Еп. Ѳеофанъ Затворникъ, основываясь на святоотеческомъ ученіи, различаетъ, по образу спасительнаго дѣйствія, два рода благодати Святаго Духа: благодать внѣшняго промышленія, о которой мы только что говорили и которая дѣйствуетъ на насъ со внѣ, по преимуществу черезъ слово Божіе и святоотеческія творенія, и благодать внутреннюю, перерождающую и просвѣщающую человѣческій разумъ, волю и сердце, о которой говорятъ намъ приведенныя слова праздничнаго кондака. Эту благодать получили св. Апостолы въ пятидесятый день по воскресеніи Христа, а мы получаемъ ее въ крещеніи, мѵропомазаніи и другихъ таинствахъ Церкви. Эта благодать есть источникъ истиннаго духовнаго вѣдѣнія и помогаетъ намъ правильно понимать Священное Писаніе и святоотеческое ученіе. Она даже одна довлѣетъ къ нашему просвѣщенію и спасенію. Вотъ почему св. Іоаннъ Богословъ сказалъ: И вы помазаніе имате отъ Святаго, и вѣстѣ вся... И вы еже помазаніе пріясте отъ Него, въ васъ пребываетъ, и не требуете, да кто учитъ вы; но яко то само помазаніе учитъ вы о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно (1 Іоан. 2, 20. 27). Сія благодать простыхъ рыбарей сдѣлала носителями божественной премудрости и божественнаго вѣдѣнія (1 Кор. 2, 7-8. 10; 1 Кор. 2, 16). Она осуществила и надъ святыми отцами Церкви, какъ и надъ Апостолами, во всей полнотѣ слова Христа: Егда же пріидетъ Онъ, Духъ истины, наставитъ вы на всяку истину (Іоан. 16, 13). Вотъ почему мы и въ жизни св. отцовъ наблюдаемъ дивное явленіе. Многіе изъ нихъ, подобно Апостоламъ, были неучеными, простыми людьми, какъ, напримѣръ, преп. Антоній Великій, Макарій Египетскій, Серафимъ Саровскій. Но внутренняя благодать Святаго Духа преисполнила ихъ такой мудрости и вѣдѣнія, что они являются величайшими богословами Церкви. Свѣтомъ сей благодати и мы можемъ озаряться и достигать истиннаго вѣдѣнія, если будемъ къ нему стремиться.

Эта внутренняя благодать Святаго Духа сообщаетъ намъ не только божественное вѣдѣніе и мудрость, но и даетъ намъ силу бороться со зломъ и соблюдать спасительныя заповѣди. Поэтому мы не можемъ теперь уклоняться отъ чистоты христіанской жизни, ссылаясь на ея трудность. Напротивъ, каждый православно-вѣрующій человѣкъ можетъ вмѣстѣ съ Ап. Павломъ сказать: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13), ибо та сила, которую обѣщалъ Господь ниспослать Своимъ ученикамъ (Дѣян. 1, 8), ниспосылается въ таинствахъ Церкви и намъ.

Наконецъ, та же внутренняя благодать Святаго Духа является источникомъ истинной для насъ радости, предвкушеніемъ будущаго райскаго блаженства. Недаромъ Господь назвалъ Духа Святаго Утѣшителемъ. И эта радость благодатная въ особенности осуществлялась въ жизни св. угодниковъ Божіихъ. Она не вмѣщалась въ душѣ св. Серафима Саровскаго и обильными струями переливалась въ сердца всѣхъ, кто имѣлъ съ нимъ духовное общеніе и шелъ къ нему за утѣшеніемъ въ своихъ скорбяхъ.

Вотъ какимъ образомъ Господь озаряетъ міръ просвѣщеніемъ, о которомъ говорится въ словахъ праздничнаго тропаря и кондака.

Будемъ всецѣло стремиться, мои возлюбленныя о Христѣ чада, къ этому благодатному просвѣщенію. Пусть св. Библія, святоотеческія творенія и Четьи-Минеи будутъ и для насъ самымъ первымъ и любимымъ чтеніемъ, чтобы пребывать намъ всегда въ истинѣ. Это предохранитъ насъ отъ роковыхъ, гибельныхъ ошибокъ и приведетъ къ единенію съ Ѵпостасной Божественной Истиной и здѣсь, и въ будущей жизни.

Для этого будемъ въ особенности заботиться о томъ, чтобы раскрыть въ себѣ, черезъ неуклонное исполненіе спасительныхъ заповѣдей, внутреннюю благодать Святаго Духа, получаемую нами въ таинствахъ Церкви. Будемъ помнить, что въ этомъ раскрытіи перерождающей благодати состоитъ, по ученію св. отцовъ Церкви, вся цѣль нашей христіанскон жизни.

И если сія цѣль будетъ нами осуществляться, то божественная истина, сила и радость о Дусѣ Святѣ будутъ присущи и намъ. А на страшномъ судѣ Христовомъ эта, раскрытая нами въ земной жизни, благодать Святаго Духа будетъ для насъ одеждою, которая покроетъ наготу нашей души, озаритъ насъ божественнымъ свѣтомъ, введетъ въ брачный небесный чертогъ, и надъ нами исполнятся слова Христа: тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ Царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 6 января 1939 г.
[2] Житія святыхъ.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 129-132.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.