Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Прощеное Воскресенье.
О спасительномъ значеніи для насъ поста, если онъ сопровождается нашею истинною любовію къ ближнимъ
[1].

Въ строгомъ соотвѣтствіи съ этимъ божественнымъ и апостильскимъ ученіемъ, показывали всю силу поста и св. отцы Церкви. Они, на основаніи своего собственнаго опыта, учили, что бороться сь искушеніями демоновъ и со всѣмъ зломъ діавольскимъ въ мірѣ можно только при благодатной одухотворенности нашего плотского состава, которая достигается прежде всего постомъ. А св. Іоаннъ Кассіанъ говоритъ, что и самое наше духовное преуспѣяніе измѣряется постомъ. Въ то же время св. отцы Церкви свидѣтельствуютъ, что молитва наша только тогда имѣетъ особое чудотворное дѣйствіе, когда сопровождается постомъ. Поэтому великими чудотворцами были преимущественно выдающіеся постники, какъ напримѣръ, святые: Антоній Великій, Серафимъ Саровскій, а также праведникъ Русской Церкви о. Іоаннъ Кронштадтскій. Послѣдній однажды, говоря въ Андреевскомъ Кронштадтскомъ соборѣ проповѣдь за литургіей, на которой мы присутствовали, сказалъ, что Богъ исполняетъ наши молитвы, если онѣ сопровождаются воздержаніемъ, что имъ самимъ было испытано тысячу разъ.

Точно такъ же необходимъ постъ и для покаянія, почему Господь требуетъ, чтобы люди каялись, т. е. обращались къ Нему отъ грѣховъ своихъ, въ постѣ и молитвѣ. И нынѣ глаголетъ Господь Богъ вашъ: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ, въ постѣ и въ плачи, и въ рыданіи (Іоил. 2, 12). Исторія ветхозавѣтнаго Израиля, какъ свидѣтельствуетъ Библія, говоритъ намъ, что когда израильтяне желали испросить прощеніе у Бога въ грѣхахъ своихъ, то они налагали на себя постъ, и онъ былъ неизмѣннымъ спутникомъ покаянія для умилостивленія праведнаго Божественнаго гнѣва.

Однако, несмотри на все великое значеніе для насъ поста, онъ, какъ и покаяніе, не принесетъ намъ никакой пользы, если не будетъ сопровождаться любовію къ ближнимъ. Какъ намъ извѣстно изъ Евангелія, неразумныя дѣвы обладали всѣми добродѣтелями и даже дѣвствомъ, но не имѣли любви, и потому погибли для вѣчнаго спасенія. А св. Ап. Павелъ поставилъ любовь даже выше мученическаго подвига, сказавши: аще предамъ тѣло мое во еже сжещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 3).

Вотъ почему св. Церковь передъ началомъ Великаго поста, съ его усиленными молитвами и покаяніемъ, обращаетъ особенное вниманіе наше на любовь къ ближнимъ, когда въ прощеное воскресенье за литургіей, на евангельскомъ чтеніи, говоритъ намъ словами Христа: аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный; аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15).

Да, великаго подвига требуетъ отъ насъ св. Церковь этими божественными словами. Она побуждаетъ насъ подражать Самому Христу и относиться къ нашимъ врагамъ такъ, какъ Онъ относился къ Своимъ распинателямъ, когда молился за нихъ Богу Отцу Своему. Въ данномъ случаѣ св. Церковь основывается на словахъ Христа: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Конечно, мы слишкомъ немощны для такого подражанія, но не надо забывать, что Господь ниспосылаетъ намъ для исполненія Его божественныхъ заповѣдей всесильную Свою благодать, которая недостижимое для насъ дѣлаетъ достижимымъ, почему Онъ и сказалъ: у человѣкъ сіе невозможно есть, у Бога же вся возможна (Матѳ. 19, 26). А св. Ап. Павелъ говоритъ: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13).

Слѣдовательно, при содѣйствіи благодати Святаго Духа, мы можемъ подражать Самому Господу. Такъ подражалъ Ему въ любви къ врагамъ св. архидіаконъ Стефанъ. Онъ молился о прощеніи своихъ убійцъ въ то время, когда они побивали его камнями, и послѣдними словами первомученика были: Господи, не постави имъ грѣха сего! (Дѣян. 7, 60). Такъ относились къ своимъ врагамъ и всѣ угодники Божіи, воплощая въ своей жизни апостольскія слова: аще убо алчетъ врагъ твой, ухлѣби его; аще ли жаждетъ, напой его (Рим. 12, 20). Когда св. Макарія Великаго оклеветали въ блудѣ и почти до смерти избили, то онъ не произнесъ ни одного слова укоризны своимъ клеветникамъ. Такъ подражалъ Христу и нашъ св. Серафимъ Саровскій, который не только простилъ избившихъ его разбойниковъ, но и исходатайствовалъ имъ прощеніе отъ гражданскихъ властей.

Да, трудно, очень трудно любить враговъ своихъ. Но нѣтъ иного пути къ полученію намъ прощенія отъ Бога. Поэтому будемъ слушать св. Церковь и, вступая во дни поста и покаянія, простимъ отъ всего сердца всѣхъ враговъ нашихъ и испросимъ у нихъ прощенія, хотя бы мы не были виноваты передъ ними. Исполнимъ и на сей разъ спасительный обычай нашей Русской Церкви и примиримся другъ съ другомъ, чтобы быть намъ истинными чадами Божіими и чадами матери Церкви нашей. Во исполненіе сего святого обычая, прошу васъ простить меня во всѣхъ моихъ согрѣшеніяхъ противъ васъ, вольныхъ и невольныхъ. Властью, данною мнѣ отъ Бога, прощаю и разрѣшаю всѣ ваши согрѣшенія противъ меня и призываю на васъ, ради молитвъ Пречистой Божіей Матери, святителя Николая и всѣхъ святыхъ, благословеніе Божіе. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 6 февраля 1939 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 133-135.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.