Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Великій четвергъ.
О страхѣ Божіемъ
[1].

Его требуетъ отъ насъ св. Апостолъ Павелъ, когда говоритъ: иже аще ястъ хлѣбъ сей или піетъ чашу Господню недостойнѣ, повиненъ будетъ Тѣлу и Крови Господни... Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая Тѣла Господня. Сего ради въ васъ мнози немощни и недужливи, и спятъ довольни (не мало умираетъ) (1 Кор. 11, 27. 29-30).

Но есть еще страхъ Божій высшій, не рабскій, а сыновній, который исходитъ не изъ мысли о наказаніи, а изъ любви къ Богу, или сознанія, какъ бы намъ своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этотъ высшій страхъ имѣлъ въ виду пророкъ Исаія, когда, предсказывая о Христѣ, сказалъ: И почіетъ на Немъ Духъ Божій, Духъ премудрости и разума, Духъ совѣта и крѣпости, Духъ вѣдѣнія и благочестія: исполнитъ Его Духъ страха Божія (Ис. 11, 2-3). Преп. Іоаннъ Кассіанъ отмѣчаетъ, что въ этихъ пророческихъ словахъ страхъ Божій упомянутъ въ концѣ потому, что онъ является самымъ высшимъ дарованіемъ Святаго Духа, ибо исходитъ изъ любви къ Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновній страхъ, по словамъ того же св. отца, имѣлъ Ап. Петръ. Онъ каждую ночь, при пѣніи пѣтуха, пробуждался и, вспоминая свое отреченіе, обливался горькими слезами. Грѣхъ отреченія давно былъ прощенъ ему Господомъ. Слѣдовательно, Апостолъ Петръ возбуждался къ своему слезному покаянію не страхомъ наказанія, а страхомъ совершенной любви — отъ сознанія измѣны своему горячо любимому Господу.

Такимъ образомъ, св. Церковь, призывая насъ къ страху Божіему, разумѣетъ здѣсь не только страхъ новоначальный — рабскій, но и высшій страхъ — сыновній.

Потщимся прежде всего, возлюбленные, имѣть страхъ Божій въ начальномъ его проявленіи. Онъ не допуститъ насъ уклониться отъ православной вѣры и отъ истинной христіанской жизни. Движимые имъ, мы будемъ достойно вкушать Тѣло и Кровь Христа Спасителя и избѣжимъ страшнаго наказанія отъ Бога и здѣсь, и въ будущей жизни.

Но будемъ прилагать свои заботы и къ тому, чтобы пріобрѣсти страхъ высшій съ его любовію ко Христу. Этотъ сыновній страхъ будетъ болѣе и болѣе преисполнять наше сердце любовію къ Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадемъ отъ Христа, въ силу апостольскаго слова: любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 8), но навѣки пребудемъ въ неразрывномъ блаженномъ единеніи съ Нимъ.

Привѣтствую васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада съ принятіемъ Тѣла и Крови Христа и молитвенно желаю, чтобы въ нашихъ сердцахъ возсіялъ страхъ Божій и какъ основа христіанской жизни, и какъ ея вѣнецъ. Тогда великое таинство св. Евхаристіи будетъ для насъ источникомъ во исцѣленіе души и тѣла. Тогда мы будемъ истинными чадами Божіими и св. Причащеніе просвѣтитъ насъ своимъ божественнымъ свѣтомъ, сохранитъ отъ всякаго зла и соединитъ насъ навсегда со Христомъ для вѣчной радости въ Его нескончаемомъ блаженномъ Царствѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 12 апрѣля 1940 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 136-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.