Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово въ Великую субботу.
Что значитъ, умереть со Христомъ и что значитъ, жить съ Нимъ
[1].

Аще же умрохомъ со Христомъ, вѣруемъ, яко и живи будемъ съ Нимъ (Рим. 6, 8).

Конечно, здѣсь разумѣется смерть не тѣлесная, ибо Апостолъ употребилъ слово умрохомъ въ отношеніи къ людямь живымъ, а смерть для міра, т. е. для страстей. Объ этомъ тотъ же Апостолъ говоритъ въ посланіи къ Галатамъ: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умремъ со Христомъ только въ томъ случаѣ, если умертвимъ свои страсти чревоугодія, блуда, сребролюбія, гнѣва, печали, унынія, тщеславія и гордости. А умерщвленіе страстей есть подвигъ, который можно назвать добровольнымъ мученичествомъ. Такъ учитъ и св. Ѳеодоръ Студитъ говоря, что иноки каждый день умираютъ чрезъ отсѣченіе своей страстной, грѣховной воли. Поэтому они наслѣдуютъ мученическіе вѣнцы, какъ и св. мученики [2].

Правда, эти святоотеческія слова сказаны были инокамъ. Но мученическая борьба со страстями, по смыслу словъ Ап. Павла, неизбѣжна въ жизни всѣхъ, которые стремятся быть Христовыми. Да и какъ можетъ быть иначе, когда Господь заповѣдалъ всѣмъ Своимъ послѣдователямъ узкій и тернистый путь, говоря: иже не пріиметъ креста своего и вслѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 38). Такимъ образомъ, чтобы жить со Христомъ, надо сначала умереть съ Нимъ, что то же умертвить свои страсти.

Что же значитъ: жить со Христомъ? — Жить со Христомъ, значитъ, находиться съ Нимъ въ единеніи. А единеніе со Христомъ есть ничто иное, какъ наша любовь къ Нему, стремленіе нашего сердца всегда помышлять о Немъ, всегда молитвенно бесѣдовать съ Нимъ и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, какъ учитъ Самъ Господь, есть, въ своей сущности, исполненіе нами Его божественныхъ заповѣдей: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). Поэтому мы будемъ жить со Христомъ, если будемъ исполнять Его заповѣди.

Мы будемъ жить со Христомъ, если въ нашей жизни будетъ проявляться плодъ исполненія нами всѣхъ Его заповѣдей, т. е. божественная радость Христа, о которой Онъ говорить: Аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей... радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (будетъ совершенна) (Іоан. 15, 10-11)

Эта радость Христа въ особенности, какъ нигдѣ, подается всѣмъ истиннымъ Его послѣдователямъ въ таинствѣ св. Причащенія. Дѣлая насъ едино съ Богомъ по благодати, сіе таинство дастъ намъ еще въ земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываемъ отъ св. Причастія того блаженства, которое ощущали святые угодники Божіи, то только въ силу того, что плохо исполняемъ спасительныя заповѣди, не хотимъ разстаться со своими страстями и ихъ въ себѣ не умерщвляемъ.

Поэтому будемъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, имѣть своею главною заботою твердую рѣшимость бороться со страстями до ихъ умерщвленія. Тогда мы будемъ жить со Христомъ, т. е. исполнять неуклонно всѣ Его заповѣди, и обладать еще здѣсь, на землѣ, плодомъ ихъ — божественной радостью, черпая ее изъ многихъ благодатныхъ источниковъ нашей Православной Церкви и, въ особенности, въ таинствѣ св. Евхаристіи.

Во всей же полнотѣ эту радость за умерщвленіе своихъ страстей и исполненіе божественныхъ заповѣдей мы будемъ испытывать въ загробной жизни, когда соединимся навѣки съ умершимъ за насъ и воскресшимъ Господомъ для нескончаемаго блаженства въ Его небесномъ Царствѣ, чего да сподобитъ насъ Господь по Своей неизреченной милости къ намъ грѣшнымъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 14 апрѣля 1940 года.
[2] Добротолюбіе, т. IV, стр. 21.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 138-139.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.