Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на день св. Пасхи.
Истолкованіе второго тропаря девятой пѣсни пасхальнаго канона
[1].

Спасительно намъ знать, въ какомъ смыслѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ называется Пасхою? Это наименованіе Христа станетъ для насъ вполнѣ понятнымъ, если мы вспомнимъ установленіе пасхи въ Ветхомъ Завѣтѣ при освобожденіи израильскаго народа отъ египетскаго рабства. Передъ десятою египетскою казнью сказалъ Господь Моисею и Аарону: Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмутъ себѣ каждый агнца... и пусть онъ хранится у васъ до четырнадцатаго дня этого мѣсяца: тогда пусть заколетъ его все собраніе... къ вечеру. И пусть возьмутъ отъ крови его, и помажутъ на обоихъ косякахъ и на перекладинѣ дверей въ домахъ, гдѣ будутъ ѣсть его... А Я пройду по землѣ Египетской въ эту самую ночь и поражу всякаго первенца... отъ человѣка до скота... И будетъ у васъ кровь знаменіемъ на домахъ... и увижу кровь, и пройду мимо васъ, и не будетъ между вами язвы губительной... И да будетъ этотъ день вамъ памятенъ и празднуйте его... въ роды ваши; какъ установленіе вѣчное (Исх. 12, 1. 3. 6-7. 12-14).

Какъ видимъ, праздникъ пасхи былъ установленъ въ память избавленія Богомъ ветхозавѣтнаго Израиля посредстномъ крови пасхальнаго агнца оть смертоносной язвы. Но пасха ветхозавѣтная была прообразомъ Пасхи новозавѣтной. Только здѣсь Господь избавляетъ насъ отъ смерти не кровію агнца, а кровію Своего Единороднаго Сына, Господа Іисуса Христа. Своею смертію и воскресеніемъ Господь попралъ смерть и даровалъ намъ вѣчную жизнь, почему въ пасхальномъ тропарѣ и сказано: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ живогъ даровавъ». Хотя смерть еще дѣйствуетъ въ мірѣ, но сила ея уже попрана, и при всеобщемъ воскресеніи она окончательно и навсегда будетъ уничтожена. Тогда во всей полнотѣ осуществятся слова Ап. Павла: Смерть! гдѣ твое жало? адъ! гдѣ твоя побѣда? (1 Кор. 15, 55; ср. Ос. 13, 14) Впрочемъ, новозавѣтная Пасха является для насъ избавленіемъ не только отъ смерти тѣлесной, но и отъ смерти духовной, или отъ власти грѣха. Это избавленіе даруется намъ также кровію и смертію новозавѣтнаго пасхальнаго Агнца, и мы получаемъ его въ таинствахъ Церкви, когда воспринимаемъ внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся отъ порабощенія грѣху, но получаемъ возможность неуклонно соблюдать спасительныя заповѣди, достигать святости, быть сынами Божіими по благодати и наслѣдниками небеснаго Царства. Вотъ въ какомъ смыслѣ Господь Спаситель нашъ называется священнѣйшею Пасхою.

Остановимъ теперь свое вниманіе, мои возлюбленныя о Христѣ чада, на дальнѣйшихъ словахъ настоящаго пасхальнаго пѣснопѣнія: «подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего».

Постараемся уяснить себѣ: что означаетъ наше причащеніе Христа? Чтобы правильно понимать эти слова пасхальной пѣсни, ихъ надо поставить въ параллель къ церковному пѣснопѣнію великой Субботы: «Да молчитъ всякая плоть человѣча... Царь бо царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ». Какъ видимъ, здѣсь говорится о нашемъ причащеніи Самого Христа: Онъ закалается и проливаетъ Свою кровь ради того, чтобы быть нашею снѣдью. Но какимъ же инымъ образомъ можетъ сіе совершиться, какъ не черезъ наше вкушеніе Тѣла и Крови Его въ величайшемъ таинствѣ Евхаристіи? То же самое надо сказать и относительно словъ пасхальной пѣсни: «подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего». Мы можемъ причащаться Христа черезъ пріобщеніе Тѣла и Крови Его въ евхаристическомъ таинствѣ. Такимъ образомъ, въ словахъ настоящей пасхальной пѣсни св. Церковь молится, чтобы Господь сподобилъ насъ причащаться Тѣла и Крови Христа и въ будущемъ вѣкѣ, въ небесномъ нескончаемомъ Царствіи.

Къ такому пониманію словъ этой пасхальной пѣсни располагаетъ насъ и молитва св. Василія Великаго, которая въ концѣ его литургіи читается священнослужителемъ передъ потребленіемъ св. Даровъ. Здѣсь сказано: «насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и въ будущемъ вѣцѣ всѣмъ намъ сподобитися благоволи».

Замѣчательно, что одно слово этой молитвы: «насладихомся» показываетъ намъ, почему св. Церковь въ словахъ сей пасхальной пѣсни, какъ и въ настоящей молитвѣ св. Василія Великаго, проситъ Бога сподобить насъ и въ небесномъ Царствіи причащаться Тѣла и Крови Христа. Причащеніе есть наше истинное наслажденіе, которое испытывали св. угодники Божіи. И это понятно. Ничто насъ такъ близко и родственно не соединяетъ со Христомъ, какъ сіе великое таинство. А такъ какъ Христосъ есть Богъ всеблаженный, то черезъ евхаристическое внутреннее общеніе со Христомъ мы воспринимаемъ въ себя Его блаженство, всю Его божественную небесную радость, которая во всей полнотѣ раскроется для насъ въ небесномъ Царствѣ Христовомъ.

Таково значеніе пасхальной пѣсни: «О пасха велія и священнѣйшая Христе... подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего».

Какой же слѣдуетъ изъ всего сказаннаго спасительный для насъ выводъ?

Если Христосъ, наша Пасха, Своею Кровію избавилъ насъ отъ смерти и даровалъ намъ вѣчную безсмертную жизнь, то будемъ стараться, чтобы она была для насъ блаженною. Поэтому будемъ черезъ неуклонное исполненіе заповѣдей всѣмъ сердцемъ стремиться къ небесному Царству Христову, въ немъ полагать высшую и самую послѣднюю цѣль всѣхъ своихъ трудовъ, памятуя слова Господа: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33); а также слова Ап. Павла: Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2).

Если такъ мы будемъ жить, то Господь удостоитъ насъ Своего небеснаго Царства, гдѣ мы будемъ причащаться Тѣла и Крови Христа для вѣчнаго райскаго блаженства, чего да сподобитъ насъ Господь, ради Своей крестной смерти и славнаго Своего воскресенія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ, св. Николая 15 апрѣля 1940 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 140-142.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.