Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на св. Пятидесятницу.
О благодати Святаго Духа, какъ средствѣ дивнаго измѣненія нашей души
[1].

«Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ, творяй чудеса...»

Въ чемъ же это чудо состояло? На заданный вопросъ мы находимъ отвѣтъ въ слѣдующихъ словахъ священнослужителя, которыя произносятся во время пѣнія этого прокимна: сія есть измѣна десницы Вышняго (Псал. 76, 11).

Слѣловательно, происшедшее силою Святаго Духа въ день Пятидесятницы чудо воскресенія души состояло въ ея измѣненіи, о которомъ еще ветхозавѣтный пророкъ сказалъ: и дамъ имъ сердце ино, и духъ новъ дамъ имъ, и исторгну каменное сердце отъ плоти ихъ, и дамъ имъ сердце плотяно (Іез. 11, 19). Это измѣненіе имѣлъ въ виду Ап. Павелъ, когда сказалъ: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17).

Но ярче всякихъ словъ о семъ дивномъ измѣненіи души свидѣтельствуетъ та перемѣна, которая произошла съ Апостолами при сошествіи на нихъ Святаго Духа. Его благодатію они изъ грѣховныхъ сдѣлались святыми; изъ объятыхъ страхомъ отъ іудеевъ, они сдѣлались мужественными всенародными ихъ обличителями; изъ невѣдущихъ Писаніе превратились въ безподобныхъ богослововъ, обогатившись всею высотою и глубиною божественнаго вѣдѣнія и премудрости; изъ печальныхъ они сдѣлались радостными, воспріявши въ сердца свои нескончаемое блаженство небеснаго Царства Христова. Наконецъ, тою же благодатію Святаго Духа они получили такую вѣру, которая своими великими чудесными знаменіями сломила языческій и іудейскій міръ и сдѣлалась основою для новой христіанской жизни на землѣ.

Это дивное измѣненіе изъ ветхаго человѣка въ новаго, это великое чудо воскресенія нашей души послѣ Апостоловъ стало проявляться такъ же поразительно и въ жизни всѣхъ истинныхъ послѣдователей Христа. Объ этомъ свидѣтельствуетъ жизнь святыхъ угодниковъ Божіихъ, ихъ разнообразныя дарованія Святаго Духа, которыми они такъ уподоблялись Апостоламъ.

Это дивное, благодатное измѣненіе въ особенности было поразительнымъ въ жизни тѣхъ изъ нихъ, которые обращались къ Богу отъ великихъ и тяжкихъ пороковъ, а затѣмъ достигали высшихъ благодатныхъ дарованій. Ярко свидѣтельствуютъ объ этомъ святые: Марія Египетская, Моисей Муринъ и Варваръ Разбойникъ.

Это чудесное измѣненіе отъ Духа Святаго совершается черезъ Православчую нашу Церковь — ея таинствами, богослуженіями и молитвами. Здѣсь подается намъ оживотворяющая спасительнля благодать Святаго Духа. И мы счастливы съ вами, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, что являемся чадами Церкви, которая, по словамъ о. Іоанна Кронштадтскаго, «есть истинная мать право-вѣрующихъ во Христа, самый вѣрный другъ христіанъ, ибо она отвѣчаетъ всѣмъ существеннымъ потребностямъ души христіанина подаяніемъ помощи, силою Господа Іисуса Христа и Духомъ Святымъ, Которымъ всякая душа живится [2].

Это измѣненіе нашей души, какъ дѣйствіе и проявленіе Духа Святаго, есть Царство Божіе, о которомъ Господь сказалъ: Царство Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21). Оно и есть то сокровище, сокрытое на селѣ (Матѳ. 13, 44), тотъ бисеръ многоцѣнный (Матѳ. 13, 46), о которомъ говорилъ Господь, желая показать всю цѣнность для насъ Царства Божіяго, или нашего благодатнаго нравственнаго измѣненія.

Кто стремится къ сему измѣненію, для тѣхъ Господь измѣняетъ и всю внѣшнюю жизнь: превращаетъ всѣ ихъ печали въ радости, дѣлаетъ ихъ обладателями и всѣхъ земныхъ благъ, всякаго земного счастья, почему и сказалъ: Ищи́те же прежде Царствія Божія и правды Его, а сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

Очень хорошо знаетъ всю цѣнность этого измѣненія человѣческой души отъ благодати Святаго Духа и діаволъ. А также знаетъ онъ хорошо и то, что оно совершается черезъ Церковь. Поэтому вотъ уже около двухъ тысячъ лѣтъ діаволъ неистово стремится уничтожить Православную Церковь на землѣ. Онъ старается этого достигнуть, возбуждая противь Церкви всевозможныя бури невѣрія со стороны безбожниковъ и еретиковъ. Какъ никогда, это невѣріе стало угрожать церковному кораблю нынѣ. Настоящее положеніе Православной Церкви можно уподобить тому состоянію, которое нѣкогда переживали Апостолы во время страшной бури на морѣ, когда утомленный Господь спалъ на кормѣ лодки (Матѳ. 8, 23-27). Когда волны заливали ее и не было уже надежды на спасеніе, ученики разбудили Іисуса Христа и сказали Ему: Господи, спаси ны, погибаемъ! (Матѳ. 8, 25). Господь въ одно мгновеніе укротилъ бурю и первоначальная Церковь Христова, въ лицѣ Спасителя и Апостоловъ, была спасена отъ гибели.

Будемъ вѣрить, возлюбленные, что и въ переживаемое Церковію страшное для нея время, когда кажется, что она совсѣмъ погибаетъ отъ вражьихъ силъ, Господь даруетъ ей Свою помощь, спасетъ ее отъ гибели. Какъ же можетъ быть иначе, когда Онъ далъ ей такое отрадное и непреложное обѣтованіе въ словахъ: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 13), и когда Онъ обѣщалъ пребывать съ нею навсегда, сказавши: се Азъ съ вами есмь во вся дни, до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). А Господь Спаситель нашъ, по ученію Ап. Павла, есть Глава Церкви. Церковь же есть Его тѣло. И если Глава не можетъ погибнуть отъ діавола, то не можетъ погибнуть и тѣло.

Но если Церковь не погибнетъ никогда въ цѣломъ, то члены ея въ отдѣльности погибаютъ, и притомъ во множествѣ отъ того же невѣрія. Спасительно отмѣтить, что когда Господь былъ разбуженъ на лодкѣ учениками, то Онъ не только Самъ не устрашился бури, но сдѣлалъ упрекъ ученикамъ, зачѣмъ они такъ маловѣрны, что устрашились ея (Марк. 4, 35-41; Матѳ. 8, 23-27; Лук. 8, 22-25). Такимъ образомъ, какъ на причину страха и смертельнаго ужаса Апостоловъ, Онъ указалъ на ихъ невѣріе, котораго имъ надо было бояться, какъ самаго ужаснаго бѣдствія, ибо оно есть источникъ всѣхъ нашихъ несчастій и причина временной и вѣчной нашей гибели.

Поэтому не будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада мои, страшиться бѣдствій, хотя бы и небывалыхъ, въ которыя діаволъ повергаетъ сейчасъ, по допущенію Божіему, Православную Церковь и даже весь міръ, заливая его кровью. Будемъ больше всего бояться, какъ бы намъ не впасть въ невѣріе и черезъ него не погибнуть. Будемъ неуклонно держаться истинной православной вѣры, какъ источника неизреченныхъ къ намъ милостей Божіихъ. Изъ Евангелія мы знаемъ, что Господь не изливалъ на людей Своей милости и не совершалъ чудесъ Своихъ тамъ, гдѣ встрѣчалъ невѣріе.

Дай Богъ намъ быть истинно-вѣрующими людьми. Тогда Господь благодатію Святаго Духа совершитъ и съ нами дивное чудо измѣненія нашихъ душъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ Онъ измѣнитъ всѣ скорбныя внѣшнія обстоятельства нашей жизни на радостныя, и мы во всей полнотѣ будемъ испытывать на себѣ силу словъ великаго прокимна: «Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ? Ты еси Богъ, творяй чудеса...». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 3 іюня 1940 г.
[2] «Моя жизнь во Христѣ».

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 143-146.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.