Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на праздникъ Срѣтенія Господня.
Дѣва Марія, какъ примѣръ для насъ неуклоннаго соблюденія законовъ Церкви
[1].

Такъ поступила Она и потому, что неуклонно исполняла законъ Моисеевъ и свято соблюдала всѣ установленія св. Церкви. Здѣсь, свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, въ лицѣ Дѣвы Маріи данъ вѣрующимъ на всѣ вѣка примѣръ, какъ имъ надо относиться къ ученію и всѣмъ установленіямъ Православной Христовой Церкви.

Увы, чѣмъ далѣе идетъ время, тѣмъ болѣе и болѣе православные христіане отступаютъ отъ ученія и уставовъ св. Церкви и потому дѣлаются столь далекими отъ своего временнаго счастья и вѣчнаго спасенія. Какъ много среди насъ наблюдается такихъ несчастныхъ людей, которые, хотя и вѣруютъ во Христа какъ Бога, но отрицаютъ бытіе діавола и тѣмъ самымъ ниспровергаютъ совершенное Господомъ дѣло нашего спасенія. Обличая это невѣріе, св. Іоаннъ Богословъ говоритъ: Сего ради явися Сынъ Божій, да разрушатъ дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8). Ясно отсюда, что если бы діавола не было, то не зачѣмъ было бы Сыну Божіему являться въ міръ и Онъ не сталъ бы нашимъ Спасителемъ. Вѣдь для спасенія насъ отъ грѣха, проклятія и смерти и пришелъ Господь на землю. Но эти бѣдствія возникли въ человѣческой жизни отъ древняго змія. Недаромъ тотъ же великій Апостолъ сказалъ: творяй грѣхъ, отъ діавола есть, яко исперва діаволъ согрѣшаетъ (1 Іоан. 3, 8).

Кромѣ того, Библія содержитъ въ себѣ безчисленное множество свидѣтельствъ о бытіи діавола, какъ самой реальной личности, какъ главнаго виновника всякаго зла, отъ котораго мы получаемъ избавленіе благодатію Христа, вслѣдствіе Его искупительныхъ страданій и смерти.

Много, очень много встрѣчается и такихъ православныхъ людей, которые не признаютъ ученія Православной Церкви о бытіи ада съ его вѣчными муками. Ихъ гуманистическая точка зрѣнія и сентиментальное настроеніе, не имѣющія ничего общаго съ православной вѣрой, не допускаютъ, чтобы Господь, какъ безконечно милосердный, могъ терпѣть существованіе ада, да еще съ вѣчными мученіями. Они не хотятъ знать, что Господь не только милосердъ, но и правосуденъ.

Этихъ православныхъ людей нисколько не безпокоитъ анаѳема, наложенная пятымъ Вселенскимъ Соборомъ на послѣдователей ученія Оригена, которые отрицаютъ вѣчность адскихъ мученій. Впрочемъ, они идутъ вразрѣзъ съ положительнымъ и яснымъ ученіемъ Самого Господа, Который свидѣтельствовалъ, что, наряду съ вѣчной блаженной жизнью праведниковъ, существуетъ и будетъ существовать для грѣшниковъ вѣчный огонь и вѣчная мука, уготованные діаволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 41. 46).

А развѣ среди православныхъ людей мало такихъ, которые не причащаются св. Христовыхъ Таинъ въ теченіе многихъ лѣтъ? И это въ то время, когда Господь говоритъ: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53). Очевидно, такіе люди настолько тяготѣютъ къ тлѣннымь благамъ земнымъ, что о будущемъ блаженствѣ рая, къ которому мы призваны Богомъ, совсѣмъ и не помышляютъ. Вслѣдствіе такого преступнаго и гибельнаго разобщенія со Христомъ, они подвергаютъ себя величайшей опасности оказаться послѣ своей смерти внѣ Его небеснаго чертога и быть обреченными на вѣчное общеніе съ демонами.

Несомнѣнно, еще болѣе среди насъ находится такихъ людей, которые нарушаютъ церковное ученіе о постѣ, полагая, что постъ относится къ числу маловажныхъ вещей въ дѣлѣ нашего спасенія. И здѣсь православные христіане допускаютъ великое и гибельное отступленіе отъ Церкви. Огромное спасительное для насъ значеніе поста указано намъ Самимъ Господомъ въ Его словахъ: Сей же родъ (т. е. демоны со всею ихъ злобою противъ насъ) не исходитъ, токмо молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21). Такимъ образомъ, мы не одолѣемъ въ своей жизни бѣсовской силы и навсегда останемся у нея въ порабощеніи, если не будемъ поститься, согласно ученія Церкви, основаннаго на словахъ Христа.

Да и можно ли считать маловажнымъ это ученіе, какъ исходящее изъ устъ Христовыхъ?! И можно ли остаться безъ наказанія отъ Бога за нарушеніе сего ученія?! Не даромъ нѣкогда св. Серафимъ Саровскій пророчески говорилъ, что русскіе люди начали отступать отъ Православной Церкви и нарушать постъ въ среду и пятокъ, что повлечетъ за собою великія бѣдствія для нашего народа.

Будемъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, всегда руководствоваться въ своей жизни примѣромъ Пречистой Дѣвы Маріи. Она не почитала маловажнымъ придти въ Іерусалимскій храмъ для полученія молитвы, согласно закона Моисеева. Она все считала важнымъ, что исходило отъ св. Церкви. Будемъ и мы такъ относиться къ нашей Церкви, памятуя слова Христа: аще же... Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже языкникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17). Не будемъ также забывать поговорку русскаго православнаго народа: «Кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ».

Но для того, чтобы свято исполнять ученіе Церкви, намъ, возлюбленные, необходимо подражать Пречистой Дѣвѣ Маріи и въ Ея смиреніи. Никогда не будемъ забывать, какъ Она, безгрѣшно родившая Сына Божія, стала въ Іерусалимскомъ храмѣ въ рядъ грѣшныхъ женщинъ, дѣйствительно нуждавшихся въ очистительной молитвѣ Церкви, не желая показаться чистой и святой передъ людьми. О, какъ мы гибельно заблуждаемся, когда стремимся, подобно фарисеямъ, выдѣлять себя изъ среды грѣшныхъ людей, будучи сами грѣшнѣе всѣхъ. За эту гордость мы лишаемся благодати, безъ которой нѣтъ намъ спасенія. Будемъ всегда держать въ памяти слова св. Исаака Сирина: «Мы никогда, — говоритъ онъ, — не спасемся, если себя будемъ считать чистыми и святыми, а ближнихъ своихъ грѣшными и нечистыми». Напротивъ, будемъ себя считать грѣшными, а ближнихъ своихъ святыми, за что Господь даруетъ намъ Свою спасительную благодать.

Поэтому будемъ умолять Пресвятую Дѣву Марію, чтобы Она исполнила наши сердца смиреніемъ. Тогда въ насъ возсіяетъ благодать Святаго Духа. А благодать дастъ намъ силу свято блюсти ученіе и всѣ уставы Церкви, чтобы быть намъ истинными послѣдователями Христа, пріобщиться самою своею жизнью къ Его благодатному Царству на землѣ, а по смерти наслѣдовать неизреченное блаженство въ Царствѣ славы. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 2 февраля 1941 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 146-149.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.