Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Благовѣщеніе Пресвятой Дѣвы Маріи.
Истолкованіе словъ праздничнаго сѣдальна
[1].

Таковы слова церковной пѣсни въ честь настоящаго великаго праздника, отображающія въ себѣ все значеніе для насъ св. Благовѣщенія. Спасительно намъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, остановить на нихъ свое вниманіе.

Въ данныхъ словахъ св. Церковь указываетъ намъ величайшій плодъ Благовѣщенія. Какъ видимъ, этимъ плодомъ было уничтоженіе проклятія, которому подпали люди, въ силу первороднаго грѣха, и которое состояло въ отверженіи насъ Богомъ отъ единенія съ Нимъ. Но въ этомъ единеніи заключается вся наша истинная радость, все наше счастье и временное, и вѣчное. Вотъ почему въ настоящей церковной пѣснѣ сказано: «Днесь вся тварь радуется...», т. е. вся разумная ангельская и человѣческая тварь, истинно вѣрующая въ Бога. И какъ не радоваться, когда съ момента Благовѣшенія, т. е. воплощенія Христа отъ Дѣвы, для людей настала возможность выйти изъ-подъ проклятія, разъединившаго насъ съ Богомъ, и снова соединиться съ Нимъ для воспріятія утеряннаго прародителями райскаго блаженства, или божественной радости.

Мы, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, можемъ имѣть отчасти представленіе о сей радости единенія съ Богомъ, если вспомнимъ блаженное единеніе св. Апостоловъ со Христомъ. Ради этого единенія они оставили всѣ радости міра сего, и Господь явилъ имъ такую любовь, что они еще до полученія благодати Святаго Духа ощущали райское блаженство. Его испытали Апостолы Петръ, Іаковъ и Іоаннъ, когда Господь на горѣ Ѳаворъ преобразился передъ ними. Это блаженство пережили Ап. Лука и Клеопа, когда Господь по Своемъ воскресеніи явился имъ и они говорили: не сердце ли наю горя бѣ въ наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама Писанія (Лук. 24, 32)? Сего блаженства Господь сподобилъ всѣхъ Своихъ учениковъ, когда явился имъ по воскресеніи и они отъ радости даже не вѣрили, что передъ ними воскресшій Христосъ.

Но въ особенности плодъ Благовѣщенія — уничтоженіе проклятія и блаженное единеніе съ Богомъ Апостолы, а съ ними и всѣ вѣрующіе, стали испытывать съ момента ниспосланія людямъ благодати Святаго Духа. Эта благодать даетъ силу исполнять заповѣди, а черезъ исполненіе заповѣдей Господь дѣлаетъ насъ участниками блаженнаго единенія съ Собою, почему Онъ и сказалъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя содлюдите... (Іоан. 14, 15) да радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (Іоан. 15, 11). Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидема, и обитель у него сотворима (Іоан. 14, 23).

Это блаженное единеніе, какъ нигдѣ, мы испытываемъ въ св. Причащеніи. Здѣсь въ самомъ корнѣ и совершенно уничтожается проклятіе — отлученіе насъ отъ Бога, ибо въ семъ таинствѣ мы вступаемъ въ самое близкое и поразительное единеніе со Христомъ и дѣлаемся плотью отъ плоти и костью отъ костей Его.

Вотъ что даровало намъ св. Благовѣщеніе и вотъ о чемъ говорятъ намъ приведенныя слова церковнаго благовѣщенскаго пѣснопѣнія.

Какой же для насъ слѣдуетъ изъ всего этого спасительный урокъ? — Если мы будемъ рѣшительно отвергать въ себѣ все страстное, порочное, неуклонно исполнять Божественныя заповѣди и, такимъ образомъ, достойно причащаться св. Христовыхъ Таинъ, то позна́емъ въ своей собственной жизни плодъ св. Благовѣщенія. Тогда мы не будемъ себя чувствовать отверженными Богомъ, напротивъ, будемъ всегда въ единеніи со Христомъ, ощущая радость отъ этого единенія. Тогда для насъ станутъ вполнѣ понятными слова настоящей церковной пѣсни: «Днесь вся тварь радуется... клятвы бо праотчи разрѣшается соузъ».

Остановимся, наконецъ, своимъ вниманіемъ на дальнѣйшихъ словахъ настоящей благовѣщенской пѣсни: «...тѣмже и непрестанно вопіемъ Ти: радуйся, Обрадованная».

Св. Церковь свидѣтельствуетъ, что одной изъ самыхъ дѣйственныхъ молитвъ къ Прсчистой Дѣвѣ является молитва: «Богородице Дѣво, радуйся...», въ которой приводятся слова архангельскаго благовѣстія. Множество примѣровъ изъ христіанской жизни показываетъ, какъ скоро спасаетъ насъ сія молитва. Она ограждаетъ насъ отъ козней невидимыхъ нашихъ враговъ — демоновъ, отъ хищныхъ звѣрей и отъ злыхъ людей.

Одинъ атамань разбойниковъ, не смотря на то, что совершалъ убійства, каждый вечеръ, тайно отъ товарищей, передъ иконой Божіей Матери читалъ молитву: «Богородице Дѣво, радуйся...» И ради этой молитвы онъ былъ спасенъ дивнымъ покровомъ Богоматери, окончивъ свою жизнь въ иноческомъ чинѣ. Св. Димитрій Ростовскій въ своихъ твореніяхъ приводитъ случай, какъ одинъ тяжкій грѣшникъ былъ спасенъ благодатію Божіей Матери за то, что прежде, чѣмъ совершать свой обычный великій грѣхъ, онъ приходилъ въ храмъ, падалъ на колѣни передъ образомъ Богоматери и говорилъ: «радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою!» И ради того, что онъ такъ усердно прибѣгалъ къ Божіей Матери, Она удостоила его сверхъестественнаго видѣнія, вразумила и поставила на спасительный путь жизни.

Будемъ всегда это помнить и какъ можно чаще произносить молитву: «Богородице Дѣво, радуйся...», или даже часть сей молитвы: «Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою», или еще проще: «Радуйся, Обрадованная». И Матерь Божія не оставитъ насъ Своимъ покровомъ. Ограждая насъ отъ всякаго зла, Она поможетъ намъ оставить пагубныя наши страсти, дастъ намъ силы исполнять Божественныя заповѣди и введетъ насъ въ вѣчное единеніе съ Сыномъ Своимъ для непрестающей радости и блаженства въ Его несказанномъ Царствіи. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 25 марта 1941 г.
[2] Сѣдаленъ по 3-й каѳизмѣ на утренней службѣ праздника.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 149-152.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.