Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Богоявленіе Господне.
О крещенской благодати Святаго Духа. Раскрытіе ея исполненіемъ Божественныхъ заповѣдей и въ особенности смиреніемъ
[1].

Благодать сію имѣли наши прародители въ раю, какъ источникъ своей святости и блаженства. Ее Господь даровалъ Апостоламъ въ пятидесятый день послѣ Своего воскресенія, а намъ ниспосылаетъ черезъ Церковь въ ея таинствахъ и, прежде всего, въ крещеніи и мѵропомазаніи. Черезъ эту благодать, какъ учитъ св. Іоаннъ Златоустъ, и мы теперь можемъ достигать святости и притомъ такой, какой не имѣли великіе ветхозввѣтные праведники.

Эта внутренняя благодать Святаго Духа даетъ намъ возможность совершать тѣ дивныя дѣла, о коихъ Господь сказалъ: дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. 14, 12). Дѣла эти суть ничто иное, какъ проявленія крещенской благодати, какъ ея поразительныя знаменія и чудеса въ жизни Апостоловъ и всѣхъ святыхъ. Эти дивныя благодатныя проявленія не прекратятся въ Православной Церкви. И такъ еще недавно русскіе люди наблюдали ихъ въ жизни нашихъ великихъ свѣтильниковъ: св. Серафима Саровскаго, Митрополита Московскаго Филарета, Филарета Митрополита Кіевскаго, Мелетія Архіепископа Харьковскаго, Антонія Архіепископа Воронежскаго, о. Іоанна Кронштадтскаго, великаго старца Оптиной пустыни іеросхимонаха о. Амвросія и многихъ другихъ прославленныхъ и непрославленныхъ подвижниковъ Русской Церкви. Эти дивныя проявленія внутренней крещенской благодати будутъ существовать въ Церкви до самаго скончанія вѣка.

Правда, чѣмъ дальше идетъ время, тѣмъ все менѣе эти благодатныя проявленія обнаруживаются въ христіанской жизни. Это происходитъ потому, что менѣе и менѣе, какъ говоритъ св. Серафимъ Саровскій, въ насъ обнаруживается рѣшимость къ неуклонному исполненію спасительныхъ заповѣдей. А этими заповѣдями, по ученію св. отцовъ Церкви, раскрывается и проявляется внутренняя возрождающая благодать св. крещенія. По словамъ иноковъ Каллиста и Игнатія: «въ священной купели (крещенія) всецѣло совершенную Божественную благодать пріемлемъ мы туне. Если же послѣ того какъ-нибудь, по злоупотребленію вещами временными и по многозаботливости о дѣлахъ житейскихъ, закроемъ ее мглою страстей, то можно и послѣ сего, чрезъ покаяніе и исполненіе заповѣдей богодѣйственныхъ, опять воспріять и снова стяжать преестественную ея свѣтлость и увидѣть наияснѣйше проявленіе ея. Проявленіе ея открывается по мѣрѣ ревности каждаго быть вѣрнымъ вѣрѣ» [2].

Такъ учитъ и св. Маркъ Подвижникъ, говоря: «Крестившимся въ Соборной Церкви крещеніемъ дается таинственно благодать, которая и живетъ въ нихъ сокровенно. Потомъ же, по мѣрѣ дѣланія заповѣдей... открывается въ вѣрующихъ (сія благодать) по слову Господню: вѣруяй въ Мя... рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 38-39)». «Сколько мы, — продолжаетъ св. отецъ, — вѣруя исполняемъ заповѣди Божіи, столько и Духъ Святый производитъ въ насъ Свои плоды. Плоды же Духа, по святому Павлу, суть: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22)» [3].

Но ничѣмъ такъ не раскрывается въ насъ крещенская возрождающая благодать Святаго Духа, какъ исполненіемъ первой и основной заповѣди о смиреніи. Она есть первая, ибо ее наши прародители получили изначала въ раю до своего паденія. Она есть основная, ибо Господу угодно было положить ее въ основу всѣхъ Своихъ заповѣдей блаженства, когда Онъ сказалъ: Блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть Царствіе небесное (Матѳ. 5, 3). Имѣя въ виду эти божественныя слова, преп. Макарій Великій учитъ, что смиреніе есть основа всего христіанства и самый существенный и отличительный признакъ истиннаго христіанина.

Впрочемъ, какъ важно и спасительно для насъ смиреніе, объ этомъ свидѣтельствуетъ Самъ Господь и не только Своими словами, но и всею Своею жизнью. Вотъ почему Онъ родился въ вертепѣ и былъ положенъ Пречистою Своею Матерью въ ясляхъ на соломѣ, а затѣмъ воспитывался въ бѣдной обстановкѣ плотника. А когда Господь выступилъ на общественное служеніе, то окружилъ Себя смиренными и простыми учениками. Но особенное смиреніе явилъ Господь Своими страданіями и позорною смертью на крестѣ. Вотъ почему Ап. Павелъ сказалъ о Немъ: смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Своимъ смиреніемъ Господь и совершилъ наше искупленіе и спасеніе.

Смиреніемъ и мы должны содѣвать свое спасеніе, т. е. раскрывать въ себѣ внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа. Отсюда понятно, почему Господь отъ каждаго изъ насъ требуетъ этого смиренія, когда говоритъ: пріидите ко Мнѣ... и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашамъ: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28-30). Пока у насъ нѣтъ смиренія, путь ко Христу, путь исполненія Ею заповѣдей, язляется для насъ узкимъ, скорбнымъ и тернистымъ (Матѳ. 7, 14). Но коль скоро мы пріобрѣтемъ смиреніе, этотъ путь становится для насъ легкимъ и отраднымъ, и только тогда покой Христовъ, т. е. миръ, или божественное блаженство, завѣщанное намъ Господомъ (Іоан. 14, 27), дѣлается нашимъ достояніемъ еще на землѣ.

Поэтому будемъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, всѣмъ своимъ сердцемъ смиряться передъ Богомъ черезъ послушаніе Его Божественной волѣ и неуклонное соблюденіе Его заповѣдей. Будемъ смиряться передъ Его св. Церковію, руководствуясь ея богооткровеннымъ и святоотеческимъ ученіемъ, ни на іоту не отступая отъ вѣроопредѣленій Вселенскихъ Соборовъ, свято исполняя всѣ церковныя правила и уставы. Будемъ смиряться передъ нашими православными архипастырями и пастырями. Будемъ смиряться и передъ своими ближними, не осуждая ихъ за личные грѣхи и человѣческія немощи.

Будемъ всегда помнить, возлюбленные, что данная намъ кровью Христа въ св. таинствахъ крещенія и мѵропомазанія внутренняя возрождающая благодать есть самое драгоцѣнное наше сокровище и здѣсь, и на небесахъ. Но она раскрывается въ насъ, главнымъ образомъ, смиреніемъ. Поэтому да возсіяетъ это смиреніе въ нашихъ сердцахъ, чтобы всегда намъ пребывать въ сей благодати, ощущать ея плоды или проявленія и находиться въ единеніи со Христомъ до послѣдняго своего издыханія. Тогда наша кончина будетъ для насъ легкимъ и отраднымъ переходомъ отъ царства благодати въ Царство славы для вѣчнаго единенія со Христомъ, съ Его Пречистой Матерью, всѣми Ангелами и святыми. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 6 января 1943 г.
[2] «Добротолюбіе», т. V. Наставленіе иноковъ Каллиста и Игнатія, стр. 336, М., 1889.
[3] «Добротолюбіе», т. I, стр. 488-489. М., 1895.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 152-155.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.